Фольклор и литература. 2001. ДИАЛЕКТНАЯ ЛЕКСИКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК ТАМБОВЩИНЫ.
ДИАЛЕКТНАЯ ЛЕКСИКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК ТАМБОВЩИНЫ
Изучение курса «Русская диалектология» в системе филологического образования завершается диалектологической практикой, которая является важным источником получения уникальной информации в народном языке. В ходе практики в потоке спонтанной диалектной речи выделяются пословицы и поговорки. Это один из источников изучения диалектной лексики в произведениях тамбовского фольклора. Именно словарный состав русских говоров представляет собой яркий образец наиболее чувствительного звена языка к тем процессам, которые происходят в обществе. «Как важнейшее средство общения» диалектная речь именно в лексике проявляет специфические диалектные черты.
В поговорке каждое слово выступает в прямом значении, она является частью общепризнанного суждения («У кольца нет конца»; «Здоровье дороже денег (золота, богатство)»).
Пословица имеет назидательный характер и опирается на переносное значение, может иметь стихотворный размер, рифму, повтор звуков: «Какова пряха - такова на ней и рубаха».
Язык фольклора и диалектная речь взаимно коррелируют. В пословицах, этих мудрых изречениях немало интересных и самобытных, отражающих яркие особенности крестьянской жизни, предметов быта и труда в сельской местности.
Однако как показывает сегодняшняя диалектологическая практика записывать произведения фольклора - пословицы и поговорки довольно трудно, поскольку употребляются они в живой речи. Информаторы вряд ли ответят на вопрос четко и ясно: «Какие пословицы и поговорки вы знаете?». Региональные пословицы и поговорки «выхватываются» из живой речи диалектоносителей, что и дает возможность воссоздать реальный мир сельских жителей:
На сливанках и мед едят (Тамбовский район);
Не в кольцо, а в свайку (Сампурский район);
От битой коровы не молоко (Рассказовский район);
За морем телушка с полушку, да дорог перевоз (Сосновский р-н);
Плохому сыну отцовское не впрок (Никифоровский район);
Тоска - тошна: мил поехал - я пошла (Ржаксинский район);
Высока пышка, да не выше пирога (Тамбовский район);
Добре жировать - живот наживать (Моршанский район).
В фольклорный материал включаются диалектные лексемы, относящиеся к различного рода тематическим группам: свайка - предмет для плетения лаптей; сливанки - мед в сотах; жировать - хорошо питаться. Слова с корнем жир до сих пор активны в речи тамбовских сельских жителей: «Не до жиру - быть бы живу», «Мы с мамой не жируем». Слово жировня употребляется в значении «детская игра». Сельчане говорят «вода жирная», когда наступает половодье, т.е. об обилии воды. Жируха - девушка, «охотная до веселой жизни».
Таким образом, в пословицах и поговорках мы находим характерные для тамбовских говоров признаки, к ним могут быть отнесены следующие явления:
умеренное яканье (ассимилятивно-диссимилятивный тип вокализма первого предударного слога после мягких согласных, выступающих в нескольких разновидностях (в основном новоселковский и кидусовский, реже култуковский и ореховский);
типичное аканье. В первом предударном слоге всегда слышится А, во втором предударном слоге встречаются А, Ы, Ъ:
малако (Бондарский, Мичуринский районы),
мълако (Тамбовский, Никифоровский районы),
мылако (Мучкапский, Ржаксинский, Уметский районы).
В заударном слоге слышатся звуки А, Ы, Ъ:
трахтар (Рассказовский, Бондарский районы),
трахтър (Кирсановский, Первомайский, Моршанский районы),
трахтыр (Тамбовский, Сосновский районы).
повсеместное употребление Г фрикативного;
смягчение конечного согласного в глагольных формах;
смягчение заднеязычных Г, К, Х в конце слова под влиянием предшествующего мягкого согласного (Ванькя, Манькя, чайкю, лучкю) (Знаменский, Первомайский, Ржаксинский районы);
переход существительных среднего рода в слова женского рода, реже в слова мужского рода (вкусный яблок) (Знаменский район), (мой золот) (Ржаксинский район), (кончился сод) (Знаменский, Тамбовский районы), (мой письмо) (Уметский район);
употребление кратких форм прилагательных, причастий и деепричастий, наречий и местоимений с ярко выраженной грамматикой (молода\молодая, горЕ\горелый, лежмЯ\лежа, яво'нный, Ейный, вдлИнку (в длину), закатАты (форма причастия от глагола закатать);
замена звука О на звук А под ударением. Например: (во'ришь, во'рит) (от глагола варить), (надо'рит) (от глагола надорить). Однако от глаголов типа «ловить» образуются формы (лАвит, лАвим, лАвють); от глагола водить - (вАдит, вадИть);
употребительность некоторых предлогов: «через» вместо «из-за»; предлога «об» вместо наречия «вдоль»;
употребительность постпозитивных частиц ТО\ТЬ, коррелятивных частиц ТАК-ДАК, ДЫК, ДЪК, начинающих главную часть сложноподчиненного предложения;
употребительность вопросов ЧАВО (чего) вместо вопроса ЧТО.
Говоры Тамбовской области отличаются тем, что на их территории находятся окраинные части некоторых ареалов южного наречия, юго-восточной зоны или Восточной группы. Ср.:
характерные случаи произношения некоторых слов:
рыга - рИга, полотенЬцо (южное наречие);
склонение существительного путь по типу существительного мужского рода и распространение падежных форм типа по грязЕ, в грязЕ (Восточная группа)
образование форм именительного падежа множественного числа существительных типа
деревнЯ, зятьЯ, зеленЯ (юго-восточная зона).
Многие пословицы и поговорки на территории Тамбовской области еще не записаны, и они ждут своих исследователей. Этот уникальный фольклорный материал очень важно сохранить не только для науки, но и для последующих потомков.