Это интересно. 2008 март. Паводок на реке Ворона у села Большие Алабухи.
Повадки паводка — на поводке
Каждую весну в пору розлива реки Ворона жители Власовки – крохотной деревушки Грибановского района оказываются отрезанными от внешнего мира. Тогда главным человеком для них становится безработный шофер Геннадий Ракшин, на время паводка заступающий на должность «переправщика».
Летом Ворона, впадающая километров через тридцать возле Боригоглебска в Хопер, воробью по колено – метров пятьдесят в ширину, переплюнуть можно. Но нынешней весной быстроводная речушка «накаркала» жителям ближайших деревень и сел слишком уж ранний паводок, опережая свой привычный график недели на две. И, как уж водится, небольшая деревенька Власовка (в ней проживают всего 182 человека) оказалась отрезанной «большой водой» от внешнего мира. Автомобильный мост, построенный в годы перестройки, оказался низковат (сначала его построили, а уж потом начали думать – а не поднять ли повыше, но денег на проект не нашлось), и во время паводка он обычно скрывается под водой почти на метровой глубине, а расстояние между берегами Вороны, между селом Большие Алабухи , где находится администрация поселения, и полоской асфальта, убегающей в сосновые леса (от берега до Власовки почти 7 километров), удлиняется до 250–300 метров.
Можно, конечно, ехать во Власовку окольным – путем – через Мучкапский район Тамбовской области, – говорит глава администрации Большеалабухского сельского поселения Валентина Муратова. – Но, во-первых, это крюк километров в семьдесят, а во-вторых, и там часть пути придется ехать по бездорожью. Так что у нас единственный путь – через реку. Ребята из Власовки учатся в Больших Алабухах , и накануне паводка они перебрались сюда и живут здесь у родных и знакомых, не возить же их через реку каждый день, это же риск.
Самым рисковым парнем в округе на время розлива оказывается хозяин ближнего к переправе дома, безработный 53 летний шофер Геннадий Ракшин (на снимке). На старенькой «Казанке», ловко уворачиваясь от часто идущих вниз по течению льдин, он уже пять лет по нескольку раз в день перевозит туда и обратно жителей Власовки, продукты в единственный деревенский магазинчик, почту, хлеб. На эти дни он становится для власовцев главнее всех на свете президентов, премьер-министров и глав администраций вместе взятых. Ему нельзя ни хворать, ни выпивать (перед навигацией лодка проходит техосмотр в ГИМСе, а «переправщик» Ракшин – сдает экзамен по технике безопасности), ни проспать – каждый день с 7 до 9 утра и с 15 до 17 часов он везет людей к автобусу, в участковую больницу Больших Алабухов , в магазины, да мало ли куда. (В Лискинском районе сейчас также перевозят людей на лодках в села, отрезанные разлившимся Доном, – Л. Ш.)
Эх, Генка, – подтрунивает над коллегой Александр Крутоголовов, лет – пятнадцать назад работавший весной на этой же переправе, – я трудился при коммунистах, а ты в условиях «рынка». У нас тут раньше возле переправы и моторы лодочные запасные лежали, и горючки хоть завались было, денег никто не считал, а ты сейчас на веслах корячишься. Да что там, помнишь, лет десять назад тут катер ходил, да потом сперли его и сдали в металлолом.
Да ладно тебе, – парирует – Ракшин, – вон какие модные спасательные жилеты купили в этом году за счет администрации. Все просчитано – в лодке четыре места, четыре жилета, а кроме того – спасательный круг, веревка, все чин-чинарем. Главное, чтоб погода была подходящая, а то сегодня утром (в минувший понедельник – Л. Ш.) как лед с верховьев реки попер, а люди к тому берегу подъехали, но я перевезти их не смог – хорошая льдина запросто пропорет лодку…
За пять лет работы маэстро алюминиевого весла на реке приключений, к счастью, не случалось, но готовым надо быть ко всему – стихия все-таки.
Обычно мне домой из Власовки звонят, – спрашивают: мол, как погода? Если лед пошел – даю отбой, до сегодняшнего дня вода чистая была, вот народ, понадеявшись на это, и не стал звонить, пришлось назад в деревню возвращаться и у Вороны погоды ждать…
Своих земляков Ракшин перевозит бесплатно (с граждан «сопредельного государства» – жителей сел Тамбовской области, также переправляющихся здесь, просит «сколько не жалко», обычно рублей 15–20). «Государственный человек», он на время паводка получает твердый оклад – что-то около 5 тысяч рублей в месяц, но войдет Ворона в берега, двинутся по мосту во Власовку машины, и придется шоферу кормиться за счет своего подсобного хозяйства – работы ни во Власовке, ни в Больших Алабухах нет.
А в начале минувшей недели Ракшину крепко подкузьмил… 74 летний американец. Да, да, вы не ослышались – натуральный американец, гражданин США с типично американским именем и фамилией Петр Иванов, недавно оформивший вид на жительство в России и хлопотавший о получении российского гражданства. Дед взял и натурально исчез прямо напротив переправы. История эта малость отдает мистикой, но где «каркает» Ворона, там обязательно должна быть какая-то чертовщина…
В 60 е годы Иванов (родился в Больших Алабухах ) вместе с братом, будучи матросом где-то в Греции, исчез с корабля и бежал в США. Там он имел авторемонтную мастерскую и жил припеваюче, но ностальгия, знаете ли… И в 2003 году он бросил все и вернулся домой вполне обеспеченным человеком, купил хороший дом в Больших Алабухах и нечто типа дачи во Власовке, где и проводил в основном свое время. Не пил, не курил, пил обезжиренное молоко, ел парную телятину, бегал кроссы по утрам. Частенько в период паводка переправлялся на тот берег Вороны на лодке, привезенной из Штатов (типа байдарки для водного туризма). Так было и в начале минувшей недели, когда Иванов подъехал к тому берегу на «Оке», достал лодку и чуть левее моста начал переправу… Перевернутую лодку Ракшин нашел в кустах возле «своего» берега, а тело – не обнаружили, и с тех пор американец числится в пропавших без вести.
Чтобы судьбу Иванова не повторили пассажиры «Казанки», переправщик Ракшин нарядил около полудня минувшего понедельника в яркие жилеты фельдшера из Власовки Сергея Ковязина и студентку Таню Савенкову, торопящуюся на занятия в Борисоглебск. Девушка, рассмотрев яркий жилет, аж взвизгнула от восторга: «Ой, как гламурненько!» На что медработник, уныло поглядывавший на одинокие льдины, плывущие по реке, только и буркнул: «Доплыли, и слава Богу…»
А вот в следующий заход «слава Богу» не вышло. Продавщица единственного магазина Власовки Таисия Саликова вместе с невесткой Ирой прибыла на развалюхе-«копейке» за товаром, который уже выгружал из своей машины в лодку на том берегу брат продавщицы Александр. Одна из дам за рулем малость не рассчитала траектории движения, и «копейка» с ходу влетела в ледяную воду, тут уж корреспонденты «Коммунара» бросились на помощь и, изрядно подмочив свою «репутацию», вытолкали авто на берег. А потом помогли дамам выгрузить товар во власовском магазине, за что были накормлены, напоены и отвезены к «пристани». Там нас уже ждал Геннадий Ракшин на своем «Титанике», на котором мы поплыли навстречу своим «айсбергам» – льдинам, которые часто шли вниз по течению…
P.S. По информации областного штаба ГОЧС, на середину марта самый большой уровень подъема воды в области наблюдался на реке Битюг, поднявшейся, по данным на 11 марта, на 493 сантиметра, но этот показатель достаточно обычен. Один из мостов в Терновском районе через реку Савала был затоплен на 5 сантиметров. В целом же нынешней весной паводковая обстановка в области была достаточно спокойной. Ситуации весны 2005 года, когда подтапливались населенные пункты Калачеевского и Воробьевского районов, а также село Рыкань Новоусманского района, нынешней весной пока не предвидится.
Леонид Шифрин