Село Шапкино

 

 

                                                 Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

 

История библиотек.2000.Библиотечная политика Тамбовской епархии в конце XIX - начале XX века.

Тамбовские хроники.
Историко-краеведческий бюллетень № 10.
ТГУ им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2000.

Вера Горелкина, Лилия Сагитова

Библиотечная политика Тамбовской епархии в конце XIX - начале XX века

В истории библиотечного дела Тамбовской губернии совершенно не исследовано влияние на него церкви. Во второй половине XIX в. библиотеки активно открывались как официальными церковными властями - Синодом и консисторией, так и добровольными объединениями - церковными братствами. Первые из них - благочиннические библиотеки - предназначались для обслуживания священников, вторые - братские библиотеки - для удовлетворения нужд миссионеров.

Благочиннические библиотеки возникали в приходах Тамбовской епархии с 1860 г. Их появление объяснялось потребностью священиков в самообразовании; эти библиотеки использовались также в религиозно-просветительской деятельности среди прихожан. Благочиннические библиотеки возглавлял благочинный [1] или его помощник. Порядок учреждения и работы этих библиотек, их функции регламентировались «Правилами» [2]. Библиотеки содержались на обязательные ежегодные взносы церквей благочиннического округа (не менее 30 руб.) и добровольные пожертвования частных лиц.

Епархальным ведомством был определен порядок комплектования библиотек: в них приобретались книги преимущественно религиозного содержания (толкования священного писания, проповеди, по вопросам пастырской практики, библейско-исторические, полемические, педагогические сочинения, а также периодические церковные издания). Не воспрещалось, если позволяли средства, приобретать светские издания.

Кроме священников библиотеками пользовались учителя церковно-приходских школ. Предлагалось для обслуживания читателей дальних приходов сделать благочинническую библиотеку «подвижной»: по определенным числам месяца благочинническая почта развозила бы по приходам книги, заранее затребованные священниками. Кроме книг в библиотечном почтовом сундуке должны были быть: 1) каталог всех книг окружной библиотеки; 2) книга требований; 3) разносная книга с отметкой отправления и получения; 4) опись поступлений в округа официальных документов (указов, циркуляров и др.) с их вложением [3]. Однако проект реализован не был.

В январе 1892 г. священники В.Романовский и К.Попов представили проект учреждения для духовенства уездных библиотек [4]. В ходе дискуссии [5] было предложено создать три типа библиотек, обслуживающих духовенство: уездно-городские, окружно-благочиннические, окольные.

Уездные-библиотеки (по проекту Романовского и Попова, поддержанному П.Сперанским, С.Лавровым и др.) должны были открываться в каждом уездном городе, обслуживать духовенство и учащихся церковных школ. Предложение - разместить уездные библиотеки при свечных лавках, а при отсутствии удобных помещений в них при церквях или школах - вызвало возражение: это не сделает «свободный выбор и удобную запись книг», приведет к необходимости нанять помещение для библиотеки с квартирой для библиотекаря, что значительно повысит расходы (П.Богословский).

Сторонники окружно-благочиннических библиотек (И.Добротворский и др.) считали неудобным переселение библиотеки из округа в уездный центр, потому что «в городе сельское духовенство, исключая духовенство пригородных слобод, бывает очень редко и на короткое время, в которое некогда хлопотать о книге», священник «чаще ездит в базарные села своего округа».

Ряд участников дискуссии (В.Симонов и др.) считали, что так как большинство приходов находится от благочиннической библиотеки на расстоянии до пятидесяти верст, то целесообразно устройство библиотек «окольных» как отделений благочиннических библиотек.

Практически выгодным представляется предложение Лаврова и Сперанского об объединении благочиннических и миссионерских библиотек в одну - уездную. При различных названиях «братств», «советов и попечительств» сущность остается одна - «братство-духовенство», а объединение материальных средств позволяло иметь уездную библиотеку с хорошо скомплектованным фондом, новинками периодических и иных изданий.

Духовенство обслуживали также братские библиотеки, которые создавались церковными братствами Тамбовской епархии - Козловским Кресто-Воздвиженским, епархиальным Богородично-Серафимовским миссионерско-просветительным и др.

Старейшим среди них было Казанско-Богородичное миссионерское братство в Тамбове, созданное в 1873 г. с целью развития и укрепления миссионерского дела в епархии, выделявшейся большим количеством раскольников и разных сект [6]. Члены братства проводили беседы, публичные чтения, используя издания религиозно-нравственного и полемического содержания. В ноябре 1888 г. при Тамбовской духовной семинарии братство открыло книжный склад, где собиралась духовная литература, имелись богослужебные издания, проповеди, брошюры для собеседований с сектантами и раскольниками, разнообразные религиозные листки - «Троицкие», «Афонские», «Почаевские», дешевые иконы и крестики. Доступные по изложению книжки религиозно-нравственного содержания отпускались со склада «всем епархиальным миссионерам... для безвозмездной раздачи народу во время их миссионерских поездок по своим участкам, каждому на сумму в 25 руб.» [7]. На складе имелся большой выбор учебных пособий для церковно-приходских школ и методических руководств, одобренных Училищным советом при Священном Синоде, а также учебные принадлежности: бумага, карандаши, перья, счеты и др. В 1902 г. при книжном складе была учреждена должность миссионера-книгоноши [8]. Вскоре здесь была образована братская библиотека, служившая, главным образом, для удовлетворения нужд миссионеров. С разрешения совета братства доступ в библиотеку был открыт и для лиц, интересовавшихся миссионерской деятельностью. Фонд библиотеки ежегодно пополнялся новыми книгами («История раскола» Стрельбицкого, «Руководство по обличению русского раскола» Плотникова, «Секты хлыстов и скопцов» А.Купетова и др.), периодическими изданиями («Православный собеседник», «Церковный вестник» с «Христианским чтением», «Богословский вестник», «Труды Киевской духовной академии», «Миссионерское обозрение» и др.).

В январе 1892 г. братство открыло уездные отделения в Кирсанове, Усмани, Моршанске, Шацке, Елатьме, Темникове, Спасске. При них были открыты библиотеки и книжные склады [9]. Через два года у братства имелось 11 отделений и библиотек - в каждом городе епархии.

По решению Первого миссионерского съезда в январе 1892 г., братство учредило в ряде сел губернии и в городах Моршанске, Шацке и Спасске противосектантские и противораскольнические библиотеки. Они содержались приходскими церквями. При формировании фондов противораскольнических библиотек съезд рекомендовал руководствоваться каталогом книг, составленным братством Святого Петра; однако учитывая материальные затруднения и отсутствие ряда необходимых книг на складе братства, съезд разрешил иметь в библиотеках на первых порах всего четыре издания: Большой и Малый Катехизис, Кириллову книгу и Книгу о вере. Противо-сектантским библиотекам было рекомендовано иметь: Библию на славянском и русском языках, Толковое Евангелие от Матвея, Марка, Луки и Иоанна, «Догматическое богословие» Макария, «Руководство к истории и обличению раскола и сект» Н.Ивановского и др.

Совет братства, учитывая рекомендацию Синода об открытии при архиерейских домах епархиальных миссионерских библиотек (1912 г.), обратился к епархиальному съезду духовенства с предложением возложить функции епархиальной миссионерской библиотеки для борьбы с расколом и сектантством на братскую библиотеку, выполнявшую ту же задачу. Духовенство приняло такое решение и оказало библиотеке единовременную помощь.

В целом же выделяемых средств на библиотеки не хватало, их фонды пополнялись медленно: в среднем в год в братскую библиотеку поступало 30 книг и 5 наименований периодических изданий, правда некоторые в двух экземплярах.

Очередной епархиальный миссионерский съезд в январе 1898 г. постановил: для борьбы с расколом и сектантством устраивать библиотеки-читальни при церковно-приходских школах с достаточным количеством книг религиозно-нравственного содержания, историко-бытовые, географические, а также разные учебники, пособия и руководства [10].

Так в Тамбовской епархии шло формирование сети библиотек, обслуживающих духовенство, и народных библиотек-читален для разных слоев населения.

Примечания
1. Благочинный - помощник епископа в русской православной церкви с ХVIII в.; надзирал за духовенством ряда церквей или монастырей {благочиннический округ).
2. См. Правила для окружных благочиннических библиотек Тамбовской епархии//Тамб. епарх. ведомости. - 1893. -№20. - 15 мая. - С.321-324.
3. Орлов П Подвижная благочинная библиотека // Там же. - №18. -15сент.-С.776-778.
4. Романовский В., Попов К. К проекту открытия уездных библиотек в Тамбовской епархии// Там же. - 1902. - а 51/52. - 21-28 дек. - С.1055-1060.
5. См. Добротворский И. К вопросу о самообразовании духовенства и о замене окружных благочиннических библиотек уездными городскими // Там же. -1902. - №50. - 14 дек. - С.1026-1030; Лавров С. Еще к вопросу об открытии уездных библиотек для духовенства // Там же. - 1903. - №2. -11 янв. - С.42-46; Сперанский П. По поводу устройства «духовных уездных библиотек» // Там же. - 1903. - №3. -18 янв. - С.79-84; Богословский П. К сведению благочиннических съездов Тамбовской епархии // Там же, - 1903. -№28. -12 июля. - С.838-849; Богоявленский К. О благочиннических библиотеках в связи с жизнью окружного духовенства // Там же. -1903. - №29. -19 июля. -С.878-897; Боголюбов А. К сведению благочиннических собраний по поводу предстоящей подачи мнений о благоустройстве библиотек духовенства епархии // Там же. - 1903. - №38. - 20 сенг. - С, 1143-1151; Симонов В. Еще один голос сельского священника по вопросу об организации библиотек для духовенства // Там же. - 1903. - №45. - 8 нояб. - С,1289-1296; и др.
6. По направлениям своей деятельности братства не отличались от других просветительских организаций, таких как Общество по устройству народных чтений в Тамбове и Тамбовской губернии. Липецкое петровское общество распространения научных и практических знаний. Тамбовский отдел Императорского православного палестинского общества и др. О них подробнее см. Туманова А. С. Тамбовская общественность и внешкольное образование горожан (конец XIX - начало XX в.) // Откуда есть пошла земля тамбовская: Сб. ст. Вып. 4. - Тамбов, 1995. - С.4-9; Щербакова E.Н. Общественная и частная инициатива в библиотечном деле Тамбовской губернии на рубеже XIX-XX вв. // Тамб. хроники: Ист.-краевед. бюл. №4-5. -Тамбов, 1997.-С.8-9.
7. Отчет о деятельности Тамбовского Казанско-Богородичного миссионерского братства за 1904 г. - Тамбов, 1905. - С.54.
8. Отчет о деятельности Тамбовского Казанско-Богородичного миссионерского братства за 1902 г. // Тамб. епарх. ведомости. -1903. - №37. -13 сент. - С.744-745.
9. Устав уездных отделений Тамбовского миссионерского Казанско-Богородичного братства // Там же. -1891. - №20. - 15 окт. - С. 507.
10. Миссионерская деятельность братства // Там же. - 1899. - №4. -23 янв. - С.65-66.