История библиотек.2000.Библиотечная политика Тамбовской епархии в конце XIX - начале XX века.
Вера Горелкина, Лилия Сагитова
Библиотечная политика Тамбовской епархии в конце XIX - начале XX века
В истории библиотечного дела Тамбовской губернии совершенно не исследовано влияние на него церкви. Во второй половине XIX в. библиотеки активно открывались как официальными церковными властями - Синодом и консисторией, так и добровольными объединениями - церковными братствами. Первые из них - благочиннические библиотеки - предназначались для обслуживания священников, вторые - братские библиотеки - для удовлетворения нужд миссионеров.
Благочиннические библиотеки возникали в приходах Тамбовской епархии с 1860 г. Их появление объяснялось потребностью священиков в самообразовании; эти библиотеки использовались также в религиозно-просветительской деятельности среди прихожан. Благочиннические библиотеки возглавлял благочинный [1] или его помощник. Порядок учреждения и работы этих библиотек, их функции регламентировались «Правилами» [2]. Библиотеки содержались на обязательные ежегодные взносы церквей благочиннического округа (не менее 30 руб.) и добровольные пожертвования частных лиц.
Епархальным ведомством был определен порядок комплектования библиотек: в них приобретались книги преимущественно религиозного содержания (толкования священного писания, проповеди, по вопросам пастырской практики, библейско-исторические, полемические, педагогические сочинения, а также периодические церковные издания). Не воспрещалось, если позволяли средства, приобретать светские издания.
Кроме священников библиотеками пользовались учителя церковно-приходских школ. Предлагалось для обслуживания читателей дальних приходов сделать благочинническую библиотеку «подвижной»: по определенным числам месяца благочинническая почта развозила бы по приходам книги, заранее затребованные священниками. Кроме книг в библиотечном почтовом сундуке должны были быть: 1) каталог всех книг окружной библиотеки; 2) книга требований; 3) разносная книга с отметкой отправления и получения; 4) опись поступлений в округа официальных документов (указов, циркуляров и др.) с их вложением [3]. Однако проект реализован не был.
В январе 1892 г. священники В.Романовский и К.Попов представили проект учреждения для духовенства уездных библиотек [4]. В ходе дискуссии [5] было предложено создать три типа библиотек, обслуживающих духовенство: уездно-городские, окружно-благочиннические, окольные.
Уездные-библиотеки (по проекту Романовского и Попова, поддержанному П.Сперанским, С.Лавровым и др.) должны были открываться в каждом уездном городе, обслуживать духовенство и учащихся церковных школ. Предложение - разместить уездные библиотеки при свечных лавках, а при отсутствии удобных помещений в них при церквях или школах - вызвало возражение: это не сделает «свободный выбор и удобную запись книг», приведет к необходимости нанять помещение для библиотеки с квартирой для библиотекаря, что значительно повысит расходы (П.Богословский).
Сторонники окружно-благочиннических библиотек (И.Добротворский и др.) считали неудобным переселение библиотеки из округа в уездный центр, потому что «в городе сельское духовенство, исключая духовенство пригородных слобод, бывает очень редко и на короткое время, в которое некогда хлопотать о книге», священник «чаще ездит в базарные села своего округа».
Ряд участников дискуссии (В.Симонов и др.) считали, что так как большинство приходов находится от благочиннической библиотеки на расстоянии до пятидесяти верст, то целесообразно устройство библиотек «окольных» как отделений благочиннических библиотек.
Практически выгодным представляется предложение Лаврова и Сперанского об объединении благочиннических и миссионерских библиотек в одну - уездную. При различных названиях «братств», «советов и попечительств» сущность остается одна - «братство-духовенство», а объединение материальных средств позволяло иметь уездную библиотеку с хорошо скомплектованным фондом, новинками периодических и иных изданий.
Духовенство обслуживали также братские библиотеки, которые создавались церковными братствами Тамбовской епархии - Козловским Кресто-Воздвиженским, епархиальным Богородично-Серафимовским миссионерско-просветительным и др.
Старейшим среди них было Казанско-Богородичное миссионерское братство в Тамбове, созданное в 1873 г. с целью развития и укрепления миссионерского дела в епархии, выделявшейся большим количеством раскольников и разных сект [6]. Члены братства проводили беседы, публичные чтения, используя издания религиозно-нравственного и полемического содержания. В ноябре 1888 г. при Тамбовской духовной семинарии братство открыло книжный склад, где собиралась духовная литература, имелись богослужебные издания, проповеди, брошюры для собеседований с сектантами и раскольниками, разнообразные религиозные листки - «Троицкие», «Афонские», «Почаевские», дешевые иконы и крестики. Доступные по изложению книжки религиозно-нравственного содержания отпускались со склада «всем епархиальным миссионерам... для безвозмездной раздачи народу во время их миссионерских поездок по своим участкам, каждому на сумму в 25 руб.» [7]. На складе имелся большой выбор учебных пособий для церковно-приходских школ и методических руководств, одобренных Училищным советом при Священном Синоде, а также учебные принадлежности: бумага, карандаши, перья, счеты и др. В 1902 г. при книжном складе была учреждена должность миссионера-книгоноши [8]. Вскоре здесь была образована братская библиотека, служившая, главным образом, для удовлетворения нужд миссионеров. С разрешения совета братства доступ в библиотеку был открыт и для лиц, интересовавшихся миссионерской деятельностью. Фонд библиотеки ежегодно пополнялся новыми книгами («История раскола» Стрельбицкого, «Руководство по обличению русского раскола» Плотникова, «Секты хлыстов и скопцов» А.Купетова и др.), периодическими изданиями («Православный собеседник», «Церковный вестник» с «Христианским чтением», «Богословский вестник», «Труды Киевской духовной академии», «Миссионерское обозрение» и др.).
В январе 1892 г. братство открыло уездные отделения в Кирсанове, Усмани, Моршанске, Шацке, Елатьме, Темникове, Спасске. При них были открыты библиотеки и книжные склады [9]. Через два года у братства имелось 11 отделений и библиотек - в каждом городе епархии.
По решению Первого миссионерского съезда в январе 1892 г., братство учредило в ряде сел губернии и в городах Моршанске, Шацке и Спасске противосектантские и противораскольнические библиотеки. Они содержались приходскими церквями. При формировании фондов противораскольнических библиотек съезд рекомендовал руководствоваться каталогом книг, составленным братством Святого Петра; однако учитывая материальные затруднения и отсутствие ряда необходимых книг на складе братства, съезд разрешил иметь в библиотеках на первых порах всего четыре издания: Большой и Малый Катехизис, Кириллову книгу и Книгу о вере. Противо-сектантским библиотекам было рекомендовано иметь: Библию на славянском и русском языках, Толковое Евангелие от Матвея, Марка, Луки и Иоанна, «Догматическое богословие» Макария, «Руководство к истории и обличению раскола и сект» Н.Ивановского и др.
Совет братства, учитывая рекомендацию Синода об открытии при архиерейских домах епархиальных миссионерских библиотек (1912 г.), обратился к епархиальному съезду духовенства с предложением возложить функции епархиальной миссионерской библиотеки для борьбы с расколом и сектантством на братскую библиотеку, выполнявшую ту же задачу. Духовенство приняло такое решение и оказало библиотеке единовременную помощь.
В целом же выделяемых средств на библиотеки не хватало, их фонды пополнялись медленно: в среднем в год в братскую библиотеку поступало 30 книг и 5 наименований периодических изданий, правда некоторые в двух экземплярах.
Очередной епархиальный миссионерский съезд в январе 1898 г. постановил: для борьбы с расколом и сектантством устраивать библиотеки-читальни при церковно-приходских школах с достаточным количеством книг религиозно-нравственного содержания, историко-бытовые, географические, а также разные учебники, пособия и руководства [10].
Так в Тамбовской епархии шло формирование сети библиотек, обслуживающих духовенство, и народных библиотек-читален для разных слоев населения.