Село Шапкино

 

 

                                                 Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

 

КРАЕВЕДЕНИЕ.2004.СТАРАЯ ОЛЬШАНКА. Г.К. Котова.(Уваровский район - имение А.В. Воейкова)

 ТАМБОВСКАЯ ГУБЕРНИЯ: ВЕХИ ИСТОРИИ
Сборник материалов
историко-краеведческих чтений
Тамбов Издательство ТГТУ 2004

Г .К . Котова

СТАРАЯ ОЛЬШАНКА

   Прекрасный ландшафт, быстрая речка Ольшанка, плодородная земля...

   Весенней порой воздух, напоенный ароматами огромного цветущего сиренгария, завораживает каждого посетившего один из сохранившихся уголков старого парка, бывшей усадьбы дворян Воейковых в с. Ольшанка Уваровского района Тамбовской области.

   В сентябре 1816 года генерал-майор Алексей Васильевич Воейков1 с молодой супругой Веренькой2, выехали из Петербурга на постоянное место жительства в Тамбовскую губернию. Их путь лежал на родину Алексея Васильевича в село Рассказово, затем в купленное на имя Веры Николаевны, имение Ольшанка (Богородицкое) Борисоглебского уезда, где супруги прожили десять счастливых лет с детьми: Марией, Леонидом и Алексеем.

   В июле 1825 года семью постигла тяжелая утрата - умирает А.В. Воейков. И все, отпущенные Богом и судьбой годы, Вера Николаевна посвятила воспитанию детей, а позже и внуков - Елены и Василия Поленовых3, благоустройству имения, ведению хозяйства.

   С раннего детства Василий и Елена Поленовы часто гостят на Тамбовщине в имении своей бабушки В.Н. Воейковой. Будучи уже профессиональными художниками Поленовы много и плодотворно работают здесь. На несколько лет Ольшанка становится настоящим Поленовским "Барбизоном". На летних пленерах Василием Дмитриевичем было написано множество пейзажей - "Пруд в Ольшанке", "Старый дом в Ольшанке", "Деревенская улица", "Водяная мельница в Ольшанке" и, конечно, бесчисленное количество этюдов для будущих картин. Еленой Дмитриевной были выполнены четыре больших панно для внутреннего убранства усадебного дома в Ольшанке и этюды: "Баня в Ольшанке", "Молотьба", "Пахота", "Церковь в Ольшанке", "Деревянный и каменный храмы в Ольшанке" и др.

   Прошло несколько лет после смерти А. В. Воейкова, прежде чем Вера Николаевна смогла приступить к заботам по строительству на территории усадьбы большого храма, которое было завершено в 1860 году. Об этом событии нам сообщает так называемая "храмозданная" таблица, некогда укрепленная на стене храма (краеведческий музей г. Уварово), которая гласит: "Воскресенiя Христа Спасiтеля / построенъ в селе Ольшанка, иждивенiем помещицы / Веры Николаевны Воейковой, урожденной Львовой, во исполненiе обоюднаго желаниiя ея и покойнаго ея мужа / Генералъ-Маiора Алексея Васильевiча Воейкова, / по плану Академика К.А. Молдавского, / по фасаду Профессора Р.Н. Кузьмина. / Заложенъ в 1843, оконченъ в 1860 году".

   Живописец и график К.А. Молдавский был не только учителем Марии Алексеевны, но и большим другом семьи Поленовых, поэтому его участие и авторство не могли быть явлением случайным. По академическим традициям середины XIX века при получении звания академика помимо живописных работ, представлялся проект храма, либо монастыря. Вероятно, проект ольшанского храма и был той самой презентационной работой будущего академика.

   Посещая в наши дни бывшее имение Воейковых - Ольшанку, вы не найдете здесь ни усадебного дома, ни каких-либо хозяйственных построек. От них остались только заросшие травой фундаменты. Но вопреки всему сохранился храм Воскресения - ныне бесхозное и медленно разрушающееся сооружение. Знаменитый поленовский " Заросший пруд" дополняет картину запустения оплывшими берегами и утопленными в нем сгнившими деревьями, как и обветшалый склеп, и заброшенное кладбище.

   Былую красоту усадьбы можно увидеть лишь на работах Поленовых, представленных в музеях страны и частных коллекциях. Один из пейзажей Василия Дмитриевича "Пруд в Ольшанке" завораживает зрителя великолепием открывающейся панорамы с центральной доминантой величественного храма Воскресения Христа Спасителя.

   Полного забвения не может быть у этого исторического места хотя бы потому, что на территории бывшей усадьбы сохранился совершенно не типичный для православной архитектуры храм с шестигранным, правильным объемом состоящим из шести внутренних столбов, сомкнутых арками и шестигранником наружных стен, соединенных с внутренней частью системой цилиндрических сводов, который бесспорно принадлежит к уникальным памятникам истории и культуры. С восточной стороны к основному объему пристроена абсида, а с двух противоположных - симметрично шатровые башенки -колокольни.

   Уникальная система отопительного устройства, расположенная в подвальном помещении, позволяла поднимать горячий воздух вверх по керамическим трубам - воздуховодам,4 встроенным в несущие столбы. Центральный объем храма увенчан двенадцатигранным массивным барабаном, грани которого чередуются окнами с полукруглыми завершениями. Световые окна барабана были собраны из рам-решеток, причем стекла были вставлены разноцветные, что было характерным для многих храмов Тамбовской губернии. При такой расстекловке освещение в храме было феерическим, отчасти напоминавшим витражи средневековой Европы. Боковые колокольни украшены типовыми русскими шатрами, покрытыми луженым железом "в шашку", как и центральная глава, увенчанные главками с вызолоченными крестами.

   Обращает внимание своей необычностью интерьер храма. Под ярусом хоров, скрадывающего пространство, открывается высокий, освещенный верхними световыми окнами большого барабана центр храма. Пол выполненный из наборного соснового паркета состоял из двухаршинных квадратных щитов " на четыре карты". Следует заметить, что пол в центральном шестиграннике занижен по отношению к входам и плоскостям плинтусов на 16 сантиметров. Можно предположить, что подобное "занижение" создавало некие акустические эффекты. О техническом состоянии сооружения сейчас можно судить, к сожалению, только визуально. После того, как в 1920-х годах приход был закрыт, и храм стал бесхозным, началось его разрушение временем и людьми. Отдельные попытки исследователей и людей желающих оказать помощь по сохранению этого удивительного памятника зодчества не могли его сколько-нибудь реанимировать.

   Учитывая необходимость сохранения историко-архитектурного сооружения, располагающегося на уникальном природном ландшафте, возникает необходимость создания на территории бывшей дворянской усадьбы Воейковых архитектурно-природного заповедника.

   1 Воейков Алексей Васильевич родился в с. Рассказово Тамбовского уезда, Тамбовской губернии 9 декабря 1778 года, состоял на военной службе с 1793 года, ординарец А.В. Суворова, с 1810 по 1811 годы    -  директор Особенной канцелярии, редактор Комиссии по составлению воинских уставов и уложений, герой войны 1812 года, участвовал в сражении при Бородино, в 1815 году вышел в отставку в чине генерал-майора. Умер 22 июля 1825 года в с. Рассказово, захоронен в некрополе Трегуляевского Предтеченского монастыря.

   2 Воейкова Вера Николаевна (урожд. Львова), родилась в 1792 году в семье известного Петербургского архитектора, ученого, литератора Н.А. Львова, близкого друга и родственника Г.Р. Державина, после смерти родителей воспитывалась в доме Державиных, автор "Воспоминаний", посвященных А.В. Воейкову. Умерла в 1873 году, захоронена в некрополе Трегуляевского Предтеченского монастыря.

   3 Поленов Василий Дмитриевич (1844 - 1927) - сын Дмитрия Васильевича Поленова и Марии Алексеевны (урожд. Воейковой), художник-пейзажист, учился у П.П. Чистякова в Москве и в петербургской Академии Художеств (1863 - 1867), профессор Петербургской Академии Художеств, часто гостил в имении Воейковых с сестрой Е.Д. Поленовой (1850 - 1898) - живописцем и графиком, где ими был создан целый ряд натурных зарисовок и этюдов, послуживших богатейшим материалом для создания будущих пейзажей. После смерти матери - М. А. Поленовой - Елена Дмитриеевна унаследовала имение Воейковых (по ее желанию имение было поделено между братьями). С 1890 года имение приобретено у Поленовых Д.Д. Мосоловым.

   4 Недавние работы российских ученых позволили придти к интереснейшим открытиям. Н.А. Львов   -  отец Веры Николаевны - еще задолго до строительства храма в Ольшанке занимался созданием новых строительных материалов, в частности, огнеупорной керамикой. Есть основания считать, что керамические трубы отопительной системы храма, изготовлены на основании экспериментальных разработок Львова.

   ГАТО. Ф. 161. Д. 6580. Воейкова В.Н. Воспоминания. СПб., 1903. Поленов Ф. Д. У подножья радуги. М., 1992. Бочкарева И. А., Н.А. Львов. Торжок, 2001.

   Кученкова В.А. Тамбовские городские некрополи. Тамбов, 2001. Лурье В.М., Кочик В.Я. ГРУ. Дела и люди. М., 2002. С. 98.

   Романенко Е. В. Рукописный каталог Л. А. Воейкова. Гравированные портреты Екатерины Великой // Сб. науч. трудов Тамбовского областного краеведческого музея. Тамбов, 2001. С. 64.



Развалины бывшей усадьбы тамбовской ветви древнего дворянского рода Воейковых «Ольшанка» находятся в 120 км к югу от Тамбова, в посёлке Красное Знамя Уваровского района.