Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Газета «Заветы Ленина» № 59 (4539) от 9 мая 1978 г., С. 3.

Ветеран трех войн

    День Победы — это праздник с сединою на висках поется в одной из песен. И действительно, почти все фронтовики давно поседели: один — от пережитого, другие - от времени, которое неумолимо отодвигает назад огненные годы прошедших войн с Финляндией, фашистской Германией, милитаристской Японией. Но свежи в памяти ветеранов кровавые события тех лет, когда шла борьба за свободу, счастье и жизнь народов, когда советский солдат встал на защиту Отечества.
    В 20 лет пришлось надеть солдатскую гимнастерку Николаю Алексеевичу Климкину, да так и не снимать ее почти восемь лет подряд.

    Мирная служба в рядах Красной Армии давалась вчерашнему колхознику легко. Да это и неудивительно, ведь служба — тоже труд. А труд он познал рано. Пахал землю на лошадях, был пастухом, потом — механизатором. Тяжелее пришлось, когда началась война с Финляндией.
    Изнурительные переходы, короткие стычки с врагом, но особенно запомнился Николаю Алексеевичу первый бой. Запомнилось ощущение, когда прошлое и настоящее слились воедино, было реальным, а будущего как бы и не было совсем, так как никто не знал — выйдет ли он из боя живым. Ему суждено было жить. А потом потянулись еще более тяжелые годы войны с фашистской Германией. В составе 481 авиационного батальона вступил он в эту кровавую битву, готовя тяжелые бомбардировщики к полетам. И как радостно было на душе, когда после боевого задания все возвращались на аэродром. Но война — есть война. Пришлось познать и горечь утрат. Молодые, крепкие, веселые ребята не возвращались с задания. На их место приходили другие...
    Немцы яростно рвались в Крым. Бои шли изматывающие, изнурительные с отступлениями и наступлениями. Николаю Алексеевичу пришлось участвовать в боях за Керчь. Новороссийск, Феодосию, не считая больших и малых станиц. Здесь, в Крыму он был принят кандидатом в члены КПСС.
    Трудны и неизведаны дороги войны. Климкину пришлось воевать не только в авиации, но и в танковой части, пехоте, был и в артиллерии. И нигде, никогда не дрогнул солдат, свято выполняя свой ратный долг. Потом пришлось побывать в Польше в качестве воина-освободителя, где он стал коммунистом.
    Запомнился, теперь уже сержанту, штурм Берлина, а затем и поверженное логово фашизма. Казалось, занимайся после этого мирным трудом, что для многих и стало. Но Николай Алексеевич принял еще участие в войне с Японией, а затем с боевыми наградами на груди вернулся домой, в нынешний совхоз «Мучкапский», где стал работать шофером, а в горячую пору уборочной страды - комбайнером. И на какой бы участок не посылали его руководители хозяйства, бывший фронтовик выполнял порученное дело быстро, старательно. Как правило, за год вырабатывая по 50 — 60 тысяч тонно-километров. Не один десяток лет трудового стажа имеет ветеран, работая на многих марках автомашин, и за это время не сделал ни одной аварии, ни одного нарушения. Не раз награждался Почетными грамотами, денежными премиями, знаками «Победитель в социалистическом соревновании».
    Давно поседела голова ветерана, в этом году он уйдет на пенсию, но еще полон жизненных сил и энергии, продолжая работать, как и прежде шофером.
    В. КАВЕРИН, наш корр.



Полям — высокую культуру

Неряшливость

    Высокий урожай сельскохозяйственных культур прежде всего зависит от высокой культуры земледелия, в которую входят многие вопросы агротехники, в том числе и культура или, если так можно выразиться, эстетка поля.
    За последние годы хлеборобы колхозов и совхозов района значительно повысили культуру земледелия. Лучше стала обрабатываться почва, она больше получает органических и минеральных удобрений, в землю ложатся добротные семена, наводится и порядок на полях.
    Большой сдвиг в этих вопросах сделали и земледельцы колхоза «Ленинское знамя». 3десь также много внимания стали уделять осенней и весенней подготовке почвы, севу озимых и яровых культур, внедрению прогрессивных методов организации труда. Но вот о культуре своих полей земледельцы хозяйства пока еще заботятся очень мало, а если что-либо и делают, то не так, как этого требует время и агротехника. Все это видно сейчас, когда на полях завершился сев ранних зерновых, зернобобовых культур и сахарной свеклы, когда поля покрылись нежными всходами.
    Поля четвертого производственного участка колхоза. Мне не раз приходилось проезжать по ним с бывшим агрономом участка кавалером орденов Ленина и Трудового Красного Знамени Александрой Тимофеевной Матвеевой. Любоваться прямолинейностью полевых дорог, четкими, без единого агреха, квадратами посевов озимых и яровых культур.
    И вот вчера я проезжал эти поля с молодым агрономом участка Тамарой Алексеевной Петровой. И не узнал этих полей и дорог. Они изменились не от размещения на них посевов, изменилась сама культура полей и, что досадно, она не улучшалась, а наоборот.
    Вот самое дальнее ржаное поле. Вдоль его окраины ровной лентой уходят за горизонт столбы высоковольтной линии, и каждый из них окружен ощетинившимся, словно штыками, прошлогодним чертополохом. Картина, прямо скажем, не из приятных.
    В прошлом году, засевая это поле, механизаторы спешили, или еще по каким причинам, не заделали поворотные полосы. Забыли о них и весной. И сейчас оно по краям окаймлено словно зубчатым кружевом, на зубцах которого зеленеют озимые, а на чернеющих выемках уже появился осот.
    Петляет далее ухабистая, давно не видевшая грейдера полевая дорога. Мимо проплывают поля, засеянные ячменем, на которых то тут, то там встречаются досадные плешины и треугольники черной земли. Это — результат труда нерадивых механизаторов, которые вели здесь посев.
    Полевая дорога привела нас и к еще не покрытому всходами полю, на котором размещены посевы сахарной свеклы. На нем только вчера было закончено довсходовое боронование. Поле разделано хорошо, видно механизаторы постарались, а вот агроному Т. А. Петровой опять пришлось краснеть при виде разорванных мешков и рассыпанных минеральных удобрений, которые давно надо было бы убрать с края поля.
    Еще сильнее пришлось краснеть агроному при виде «культуры», рядом расположенных массивов озимых, обрамленных траурной лентой вспаханной комковатой земли.
    Здесь прямо было заметно, что начальник производственного участка Алексей Иванович Набережнев, отдавший наказ по наведению культуры полей и механизаторы Петр Павлович Стрижков и Егор Матвеевич Канищев, выполнившие его, явно перестарались.
    Механизаторы загнали пахотные агрегаты прямо в посевы и кружили вокруг них целых пять часов.
    И меня удивляет, какими глазами глядели они на дело своих рук? Неужели не дрогнуло у них сердце при виде загубленных посевов хлеба, а погубили они его не менее двух гектаров. Спрашивается, где же был в это время начальник участка А. И. Набережиев? Ведь он обязан был не только отдавать указания, но и проверить, как они выполняются.
    Объезжая эти буйно зеленеющие массивы у нас от боли сжималось сердце при виде загубленного хлеба, при виде чернеющих от пепла сожженной соломы, не распаханных и не засеянных падин, и еще не убранных разваленных, перееденных мышами, соломенных скирд.
    Что и говорить, безрадостной была поездка по полям четвертого производственного участка колхоза «Ленинское знамя». Не нашли мы там доброго отношения к земле и хлебу. И большая вина в этом глазного агронома колхоза А.Н. Жиркова и начальника производственного участка А.И. Набережнева.
    Видно их еще мало беспокоит, как выглядят их поля, и что на них вырастает после этого.
    Ф. МУЖЕНСКИЙ



Впереди – вторая ферма

    В социалистическом соревновании среди коллективов молочнотоварных ферм совхоза «Россия» первое место за четыре прошедших месяца занял коллектив второго отделения. С начала года на фуражную корову он получил по 497 килограммов молока и за прошедший месяц — по 145 килограммов.
    В авангарде социалистического соревнования среди доярок идет Юлия Андреевна Глотова, которая с начала года на фуражную корову закрепленной группы надоила по 623 килограмма молока.


   
... леровской военной машины. Жаркая, смертельная разразилась здесь битва. В ней смертью героев полегло немало наших бойцов. Неподалеку от места боя они похоронены в братской моголе. В ней первоначально покоился и прах Неизвестного солдата, над которым теперь у Кремлевской стены негасимо горит факел бессмертия не только защитников Москвы, но и всех тех, кто насмерть стоял у несокрушимых твердынь на Неве и Волге, на Курской дуге и берегах Днепра, у Севастополя и Одессы. Доставлены в музей обожженные огнем камни и от стен Новороссийска. Там на окраине города маши бойцы вырвали у врага небольшой плацдарм, названный ими Малой землей. Выдержав семимесячную осаду, они победили. 3а это время гитлеровцы обрушили по тонне с четвертью смертоносного металла на каждого защитника Малой земли. «Она действительно «малая» — меньше тридцати квадратных километров, — говорится в экспонируемой здесь книге Л. И. Брежнева «Малая земля». — И она великая, как может стать великой даже пядь земли, когда она полита кровью беззаветных героев».
    В таких подвигах — бессмертие нашей Победы, слава наших Вооруженных Сил, у колыбели которых стоял великий Ленин.
    В музее собраны ценнейшие коллекции, показывающие В. И. Ленина как военного стратега, сумевшего поднять массы на защиту великих завоевании Октябрьской революции. Документы сохранены в том виде, в каком доходили тогда до красных солдат и матросов. Писались и печатались на плохой бумаге. Но как они дороги теперь, спустя десятилетия.
    Вот небольшая географическая карта: на ней помечено сто пунктов страны, куда из Кремля в годы гражданской войны шли военные предписания и директивы В. И. Ленина, его личные телеграммы, запросы, поздравления. Вождь революции вникал в самые малые подробности, во все, от чего зависела победа, что способствовало укреплению Советской республики.
    Огромен, неохватен музей! Более двадцати залов, сверкающих стеклом и мрамором, сотни тысяч экспонатов, и за каждым живая страничка шестидесятилетней истории Советских Вооруженных Сил. Не счесть воинов, отличившихся в боях за родную землю, нет числа их подвигам. Под этими сводами и самый воздух, кажется, пропитан мужеством и отвагой.
    Очень точно сказал поэт: «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд!» Тому хорошее свидетельство — помещенные рядом со Знаменем Победы две огромные красные книги: в одной — более одиннадцати тысяч имен Героев Советского Союза, удостоенных высокого звания в годы войны, а в другой список коллективов заводов , фабрик и учреждений, награжденных орденами СССР за трудовые подвиги...
    Посещение музея глубоко волнует. Покидая его, невольно оглядываешься в простор главного зала. Там, у Знамени Победы, все то же многолюдье. По бокам, по стойке смирно, несут почетную вахту пионеры. А вот 9 Мая, в праздник Победы, на этот пост заступят настоящие солдаты, внуки тех, кто водрузил 30 апреля 1945 года эту святыню над куполом поверженного рейхстага.
    Невелико знамя, однако его в тот же день увидела вся планета! Оно возвестило людям земли о великой Победе.
    Д. ЗАРАПИН.