Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Газета "Борисоглебское эхо" № 1 от 01.01.1915. Стр. 2

Газета "Борисоглебское эхо" № 1 от 01.01.1915. Стр. 2

29 декабря скончался бывший начальник технического училища
Иван Максимович Лапшин.
Под Новый год, после всенощной, будет отслужена панихида в церкви технического училища. Приглашаются все друзья, знакомые, сослуживцы и ученики почившего.


В следующем № будут помещены карикатуры на местные злобы дня.


(начало на 1 стр.)

 ... общественной жизни. Целый ряд вопросов требовал скорейшего и разумного разрешения. Устройство лазаретов для раненых, борьба с повышением цен на жизненные припасы, забота о судьбе жен и детей ушедших на войну работников, уничтожение пьянства, все это требовало срочного и безотлагательного рассмотрения. Вот почему среди видных представителей нашего городского самоуправления был поднят вопрос о созыве всероссийского съезда городских  голов. Эта идея была встречена весьма сочувственно и в скором времени такой съезд действительно состоялся в Москве. На этом съезде было высказано много весьма важных пожеланий и указаний, а также выработано несколько первостепенных правил для организации и объединения мер помощи воинам и их семьям.

    В недалеком будущем в нашем городе предстоят выборы нового городского головы.
    Кандидаты на эту почетную и ответственную вместе с тем должность уже в достаточной степени определились. Все это весьма почтенные и солидные лица, уже в течение многих лет стоящие на виду у всего города. Их взгляды и убеждения уже в достаточной степени известны каждому обывателю, так или иначе заинтересованному в предстоящих выборах, и потому нам нет необходимости помещать здесь их характеристики, но вместе с тем мы считаем весьма не лишним высказать несколько отдельных пожеланий. Во-первых, необходимо, чтобы будущий глава города был человеком безусловно самостоятельным и не зависящим от каких бы то ни было случайных и временных обстоятельств. Во- вторых, чтобы он мог успешно справиться с возложенной на него городом задачей, и всеми силами старался личным трудом и личной инициативой пробуждать в городе энергичную общественную деятельность. И в третьих, новому избраннику следует не забывать, что помимо, вопросов выше указанных и непосредственно связанных с военным временем, есть еще вопросы местного городского характера, которые не следует отодвигать на задний план, так как, хотя они и не имеют прямого отношения к переживаемому моменту, но их значение весьма важно в другом отношении. Государство такой сложный организм и для того, чтобы вынести такое испытание, как современная война, ему необходимо, что бы все органы действовали исправно, ни чем не нарушая раз заведенного хода.
    Вот те главные этапы, вокруг которых, так или иначе должна расположиться настоящая общественная работа.
    Н. Ф.


Земство в 1914 году.

    В истекшем году земство отпраздновало пятидесятилетний юбилей своей плодотворной работы, характеристика которой была дана своевременно. К концу прошлого года земства уже стояли на пороге всеобщего школьного обучения, на очереди стояли усиление дорожного строительства, агрономической и медицинской помощи, но неожиданно вспыхнувшая война заслонила несколько эти существенные нужды и сузила размах земства. На сколько развилось земское хозяйство в 1914 году показывают следующие цифры роста земских расходов.
    В 1890 г. в 34 земских губерниях было произведено на 47 миллионов руб. расходов. В 1903 году итог земских смет выразился в сумме около 100 милл. руб., а в 1914 г. итог для 40 земских губерний достиг внушительной цифры 330 — 385 милл. р.
    Все земские мероприятия проводились до августа месяца в строгой планомерной системе, преследуя задачу бесплатной и общедоступной культурной помощи.
    Но война нарушила многое из плана работ русского земства и земским учреждениям пришлось испытать большие затруднения, так как помимо обычных расходов на поддержание земского хозяйства земству пришлось взять на себя новые заботы по призрению больных и раненых воинов и на поддержание семейств и хозяйств призванных на военную службу запасных и ратников ополчения.
    Большая часть приходной сметы земских учреждений покрывается за счет сборов с недвижимых имуществ, но вследствие войны неизбежно получился недобор. Таким образом конец 1914 г. принес земству тяжелое испытание. Расходы возросли, но доходы нисколько не увеличились. Минувшие очередные сессии уездных земских собраний обнаружили сократительные и упразднительные тенденции но, к счастью и чести русского земства, таких случаев оказалось не много и большинство земств не вступило на этот опасный путь.
    Очередные земские и губернские собрания также не подняли руки для саморазрушения и для упразднения учреждений, создавшихся долгим и упорным трудом. Всероссийский земский союз, взявший на себя огромные заботы о больных и раненых воинах - является лучшей страницей в истории русского земства и беспристрастное будущее оценит всю важность этого почтенного института.
    В запрещении продажи водки земство сыграло также не малую роль, возбуждая не раз ходатайства о закрытии казенок.
    К числу особенных заслуг земств надо отнести открытие новых трудовых школ, сельскохозяйственных и ремесленных школ и училищ.
    Война и борьба с немецким засильем выдвинули целый ряд новых нужд. Приятно отметить постройку первого, пока единственного в России, суперфосфатного завода пермским и вятским земствами.
    Завод будет закончен и оборудован к осени 1915 года.
    Золотоношская и полтавская земские управы проектируют устройство земских заводов для производства земледельческих машин и орудий.
    Минувший 1914 год прошел под знаком расширения районов действий земских учреждений. Так например, к концу года в министерстве внутренних дел был возбужден вопрос о введении во всех губерниях и областях указа земских учреждений по образцу ныне существующих в центральных губерниях России.
    Такой вопрос возник в связи с войной с Турцией, так как…

(окончание на стр. 3.)


Профессор и лавочник

    В бельэтаже жил профессор, весьма видный ученый, известный специалист по финансовым вопросам.
    Внизу же помещалась "зеленая, мясная, курятная и овощная лавка" второй гильдии купца Сидорова.
    Ученый читал лекции, писал статьи и выпускал ученые труды по своей специальности, т.е. - по финансовым вопросам.
    Сидоров тоже торговал по своей специальности, т е. продавал мясо, яйца, крупу и т. д.
    Однажды профессор подслушал разговор между своей женой профессоршей и кухаркой.
     — Мясо 27 копеек! — сказала с грустью кухарки.
     — Неужели так дорого?
    - Набавил снова ирод проклятый. По случаю войны, говорит, все дороже стало.
    Удивился профессор. Подумал:
   - Как темен наш народ! Ведь по случаю войны все предметы вывоза должны подешеветь...
    В тот же вечер он написал большую обоснованную статью под названием «Война и вывоз».
    Статья была напечатана в одной из распространеннейших газет, а на следующий день была перепечатана во многих газетах с сочувственными примечаниями.
    В этой статье ясно было доказано, что, чем больше в стране накапливается продуктов, тем больше эти продукты дешевеют, и только люди некультурные, как, например, лавочники и тому подобные существа, этого понять не могут,
     — Теперь все изменится!- уверенно подумал профессор.
    Но дня через три ученый снова подслушал следующие слова:
     — К птице, барыня, приступу нет. Гусь три рубля. Утка два.
    Изумился профессор и снова написал статью о влиянии невозможности вывоза на удешевление цены возимых предметов.
    Статью все газеты перепечатали с еще более сочувственными примечаниями.
    А через три дня до слуха ученого снова долетели из кухни слова:
     — Яйца, барыня, на три копейки вздорожали. Все из-за войны.
    Не вытерпел профессор и решил … пойти поговорить с лавочником.
    Встретили профессора в "зеленной, мясной и курятной" очень почтительно.
    Его там знали хорошо. Нередко старший приказчик, ругая кого нибудь из младших приказчиков за нерадивость, не сметливость и за разное другое, говорил:
     — Если ты, брат, торгового дела не понимаешь, то ты бы лучше в профессора пошел. Хлеб легкий. Вон смотри, сверху-то... Живет не хуже нашего брата.
    Все отвесили профессору низкий поклон.
     — Объясниться с вами пришел! - сказал, входя, профессор.
     — Слушаю-с, ваше превосходительство, — сказал лавочник, — в книжечке ошибочка вышла? Зачем же было трудиться самим? Скидочку и так сделали бы. Так как вы, можно сказать, наши покупатели. . .
     — Не об этом… Я вообще. Насчет дороговизны.
     — Война-с, ваше превосходительство. Все дорожает.
     — В том-то и дело, что не все. По случаю войны у нас много продуктов остается. Заграницу вывоза нет. Вот, например, мясо. Мы до войны быков вывозили заграницу.
     — Известное дело, бык — скотина вывозная.
     — Теперь, значит, этих быков у нас больше, чем было. Следовательно, мясо должно подешеветь.
    Лавочник мял фартук и солидно отвечал:
     — Так то так, ваше превосходительство. Бык то подешевел, а мясо вздорожало. Война. Все дороже.
     — Ничего не понимаю. Перейдем к птице. В городе теперь на каждой площади увидите целые стада гусей.
     — Известное дело. Немцу их не повезешь теперь. Пусть лопает подлый что дают... Только гусей уж нету.
     — Почему нету?
     — Мы их все закупили… Нету значит, уж нету. А раз нету товара на рынке, он и дорожает.
     — Но, ведь, вы сами говорите, что вы закупили…
     — Мы закупать и дальше будем.
     — Следовательно у нас избыток. А это в финансовой науке азбука — чем больше избытков товара, тем он дешевле.
     — Так то так... Но то в науке, а то в лавке. У нас война и все должно дорожать.
    И сколько ни бился профессор, слова его оставались непонятными. Уходя, он однако благосклонно заметил лавочнику:
     — Я вижу, что истинно-финансовая сторона промышленности вам незнакома. Я вам дам пропуск на мои лекции. Это вам принесет пользу.
    Пришедши домой, профессор долго ходил по комнате и думал:
     — Господи! Как непросвещен наш народ! Купец, делает обороты на десятки тысяч в год и не знает, когда надо понижать цены, когда повышать. Темнота!
    А лавочник, по уходе профессора, с почтением говорил:
     — Славный господин, и сейчас видно, что великий ученый, а в торговых делах прямо дитя малое... Ничего не смыслит. Одно слово, ученый!

О. Л. Д'Ор.