Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

"Мучкапские новости" № 82 (7530), четверг, 17 июля 1997 г.

Сегодня — 55 лет со дня начала Сталинградской битвы

СКВОЗЬ ДЫМ И ОГОНЬ

    17 июля 1942 года немцы осадили город на берегу Волги. Покорить его они считали необходимым, ведь город имел имя руководителя государства, на которое они напали. Немецкое командование рассчитывало на быструю победу, да и разве можно было ожидать серьезного сопротивления от страны, которая уже в течение года сдавала город за годом. Но планам немецких генералов не суждено было осуществиться. Несмотря ни на какие трудности, советские войска в течение 4 месяцев (с 17 июля по 18 ноября 1942 г) защищали свой город, мужественно сражались за каждый клочок сталинградской земли. А с 19 ноября наши войска начали понемногу очищать город от захватчиков. К началу февраля 1943 года Сталинград был освобожен.

    В рабочем поселке Мучкапский живет женщина, ветеран Великой Отечественной войны, которая в качестве медицинской сестры принимала участие битве за Сталинград. Зовут ее Мария Федоровна Будникова. На войну она попала 17-летней девчонкой, неприспособленной к трудной и опасной фронтовой жизни. После окончания Балашовского медицинского училища была направлена на Третий Украинский фронт, в район Сталинграда.
    Вот что рассказывает об этих страшных днях Мария Федоровна:
     — Немцы сильно бомбили город. От взрывов горели и небо, и земля, и вода. Сталинград превратился в сплошную груду камней. Всюду слышались выстрелы и звуки разрывающихся снарядов. Частота бомбежек была столь велика, что мы не успевали довезти раненых до госпиталя, большинство из них погибали от взрывов.
    Был у нас такой случай. Пришел эшелон с ранеными. Сколько могли, мы их погрузили в машины, остальные остались ждать своей очереди. Не дождались — эшелон разбомбила немецкая авиация. Вот как получается: не погибли от пули, выжили, но от огня уйти не смогли.
    Наш госпиталь располагался в подвале Дома Павлова. Выходить из госпиталя было запрещено, но когда в случае необходимости приходилось покидать наше убежище, мы видели лишь сплошной огонь и слышали звуки выстрелов. Бои велись за каждый дом, за каждый сантиметр земли. Порой трудно было понять, где наши, где немцы.
    Мария Федоровна и ее товарищи работали в очень тяжелых условиях: не хватало ни продовольствия, ни медикаментов. Уже использованные бинты им приходилось стирать, гладить и вновь использовать. С газовой гангреной боролись с помощью раствора марганцовки. Лишь с декабря 1942 года положение исправилось в лучшую сторону.
     — Страшные дни пришлось пережить нашему поколению, не дай Бог увидеть это вам, молодым, — сказала Мария Федоровна.
    Прошло более полувека со дня начала сражения под Сталинградом, но память об этих событиях жива и сейчас. Да и невозможно забыть то, чему мы обязаны сегодняшней жизнью. Вспоминая эти события, в голову всегда приходят следующие стихи:

Есть курганы повыше заснеженных пиков:
Есть Малахов курган, есть Мамаев курган.
Их пытали враги, ржавой сталью истыкав,
Но стояли они, багровея от ран.
И не только стояли, но были как прежде,
Потому что сквозь дым и удушливый чад
На Малахов смотрел Севастополь с надеждой,
На Мамаев с надеждой смотрел Сталинград.

М. КУЛИКОВА.


Ещё статья...

Газета «Мучкапские новости» 2008-02-08 ЭТИХ ДНЕЙ НЕ СМОЛКНЕТ СЛАВА