Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Материал газеты "Мучкапские новости" от 23 сентября 2005 г.

MN_23-09-2005_1

 МАМИНЫ УРОКИ

Шапкино - село,
Метель лютует,
По солому домик замело.
Дочь Анюта на угли подует,
У лица пройдется синее тепло.
Младшему братишке только месяц,
Старший Николай ушел
на фронт.
Мать давно уже хлеба не месит,
А отец с войны вестей не шлет.
И печально песню про Катюшу,
Что садами в песне
шла весной,
 Шапкинские бабы молча
слушают, 
Да на Катю бросят взгляд
порой...
У подола - два,
Да у порога,
В сердце - десять...
...надо прокормить...
А до поля долгая дорога,
Да непроходящая
тревога, 
Под которую пахать
да молотить,
Сеять просо
и сажать картошку...

Это стихотворение (здесь приведена лишь его часть), принадлежащее перу тамбовской поэтессы Майи Румянцевой, бережно хранит Иван Васильевич Чурилов, бывший учитель истории Шапкинской средней школы. Сама автор так объясняла историю его появления в беседе с сотрудником областной молодежной газеты «Комсомольское знамя», опубликованной в одном из ее номеров несколько десятков лет назад…

<…>

Давно уже покинула нашу грешную землю Е. А. Чурилова, ушла в мир иной М. Румянцева, прекратила свое существование в силу определенных обстоятельств газета «Комсомольское знамя». Но остался пожелтевший от времени, изрядно истершийся на сгибах лист тамбовской «Комсомолки» с текстом беседы поэтессы и приведенным выше стихотворением (а эта обычная для многих газетная страничка для И. В. Чурилова является бесценной семейной реликвией). Осталась память о той, которая подарила жизнь Ивану Васильевичу, его многочисленным братьям и сестрам. Осталось преклонение перед силой материнской любви, побеждающей различные жизненные обстоятельства.

Но предоставим слово самому И. В. Чурилову.

- ...Судьба нашей мамы - Екатерины Акимовны - типичная для   большинства  русских крестьянок. Выросла она в семье, где было шестеро детей. У родителей Василия Чурилова, парня с соседней улицы нашего старинного села Шапкино, которого соседки называли ее женихом и который впоследствии стал мужем симпатичной работящей   Катерины, подрастали трое сыновей и дочь.

Что-что, а трудиться наша мама умела, начиная с детских лет. Оно и понятно: труд -  основа крепкой, хорошо налаженной жизни в сельской местности. Поэтому и не довелось маме учиться в школе. Ну а потом замужество, новые заботы, рождение детей. Их в то время в деревенских семьях рождалось много. У мамы тоже. Правда, из двенадцати ребятишек, появившихся на свет до войны, в живых осталось девять. Я же, тринадцатый по счету и десятый из тех, кто выжил, вопреки всем трудностям военной поры, возвестил о своем рождении 17 августа 1941 года. Мне было где-то около месяца, когда отца взяли на фронт. Через два года пришло известие о его гибели. А еще через год перемолола кровавая мясорубка в своем страшном чреве и старшего брата Николая.

С высоты прожитых лет мне теперь понятно, как тяжело было маме поднимать нас одной. Конечно, другим в то время тоже приходилось не легко. Но с десятью детьми, которых каждый день нужно было чем-то   накормить, худо-бедно одеть-обуть, было в десять раз труднее.

Что помогло нам выжить? Ответ на этот вопрос я знаю точно: корова и труд. Работа в колхозе и дома помогала  маме  забыть о своем горе, а наше активное участие в семейных делах позволяло немного облегчить ее нагрузку. Коровка же во все времена была на селе кормилицей. Выручало нас еще и все то съедобное, что произрастало в окрестностях села, выращивалось на огороде, плавало в местных водоемах.

Жили мы, конечно, бедно. Но никто в селе не мог пожаловаться, что Чуриловы лазали по чужим садам, огородам. Потому что мы очень хорошо  усвоили материнский урок:  ничего  чужого  не брать и трудиться. А еще нам постоянно внушалось:  «Не завидуйте никогда другим. За чужим своего не увидите».

Сколько я себя помню и, судя по рассказам старших братьев и сестер, мама нас никогда не била. За разные шалости наказывала (ставила в угол), но руки на детей не поднимала, старалась словами убедить провинившегося не повторять тот или иной проступок. Хорошо знающая, что такое нужда, она старалась помочь страждущим чем могла. К примеру, забредет к нам в дом нищий (их после войны много скиталось по стране), она хоть одну картофелину, но обязательно даст ему. Как я теперь понимаю, мама была хорошим педагогом.

Что характерно, нас у нее целая орава, а в доме всегда было чисто. Да и одеты мы были хоть не богато, но опрятно (мама сама обшивала и обвязывала нас.).

 

<…>

 

….колхозе в военную годину, после Победы, забота о нас -все это лежало на плечах мамы. Да и от различных налогов нашу многодетную семью никто не освобождал. Чтобы вовремя заплатить их, мама однажды свела корову на базар в Борисоглебск. Видя, как трудно приходится женщине, ей предлагали: «Катя, отдай детишек в детский дом». Она же рассудила так: «Негоже ребятишек по детдомам распихивать. Вместе жить будем».

И мы жили. Каждое лето детвора работала в колхозе, чтобы внести свой вклад в семейный бюджет. За заработанные средства мама покупала нам то ботинки для школы, то что-нибудь другое. Несмотря на ежегодную летнюю трудовую четверть, хватало у нас времени и на игры, забавы, совместные походы со сверстниками за ягодами, диким чесноком, грибами, на рыбалку. Свои радости были у нас, деревенских ребятишек, несмотря ни на что. Поэтому мне непонятно, как это многие современные подростки не знают, чем себя занять во время каникул и не представляют веселья без спиртного.   

Очень голодным выдался для страны, только что одержавшей величайшую в своей истории Победу, первый послевоенный год. Отчаявшаяся мама, чтобы спасти нас от смерти, отправилась за помощью в Москву. Добиравшуюся до столицы на  подножках  товарных вагонов женщину (без денег и пропуска) машинисты жалели, приглашая на остановках погреться в кабину паровоза. В белокаменной маме удалось попасть на прием к Николаю Михайловичу Швернику. От него она вернулась домой в плацкартном вагоне с письмом к руководству района, в котором предлагалось помочь многодетной матери, и с подарками. Среди них, как сейчас помню, были и ботинки 45 размера, в которых я с гордостью ходил в школу.

Да, тяжело мы жили. Понимая это, мы сами никогда не просили у мамы есть. Что она на стол поставит, что мы в лесу насобираем, тем и довольствовались. А вот когда и что ела сама мама, никогда не видели. Скорее всего ей перепадали крохи. Но при этом она не уставала повторять, чтобы мы учились. Образованному человеку легче устроить свою жизнь (кстати, к 75 годам с нашей помощью мама научилась читать и писать). И она всячески поддерживала нашу тягу к знаниям. 

 

<…>

 

Может, это и нескромно, но мне приятно отметить, что из нас десятерых (ныне в живых осталось только шестеро) высшее образование получили Мария (работала всю жизнь учителем в родном селе), упоминавшийся выше Александр, Дмитрий (подполковник в отставке) и я. Среднее специальное образование у Зинаиды, ныне проживающей в Москве и долгое время работавшей медсестрой в Кремлевской больнице. И другие мои сестры, братья вполне состоялись, хотя и не закончили вузы и техникумы. Все это благодаря нашей маме - простой русской женщине Екатерине Акимовне Чуриловой.

При ее жизни, в очередной свой приезд в родительский дом, брат Дмитрий в порыве благодарности за нелегкий труд по нашему воспитанию сказал однажды маме: «Мы тебя должны носить на руках». Это так. И мы до самого ее конца заботились о той, перед которой в неоплатном долгу.

Мой сегодняшний рассказ о маме - своего рода признание величия ее подвига во имя нас, детей. Мы считаем жизнь мамы героическим подвигом. Так оценило ее в свое время Советское государство, наградив орденом «Мать-героиня».

Огромное тебе спасибо, мама, за все и за твои уроки!

Рассказ И. В. Чурилова записала Н. МИШИНА. На снимке: Е.  А. Чурилова с детьми (крайний слева - И. В. Чурилов).

Фото из семейного архива.