Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Газета «Мучкапские новости» № 106 (6947), 7 сентября 1993 г. С. 1

На полях района

Солома убрана

    Земледельцы акционерного общества имени Шапкина в этом году собрали с каждого гектара по 20 центнеров зерна.
    Закончив уборку нынешнего урожая, механизаторы хозяйства проявляют большую заботу о будущем.
    Быстрыми темпами была проведена работа по освобождению полей от соломы. Ее выполнили механизаторы Иван Васильевич Трубников и Александр Викторович Кузин, которые сволокли солому к местам скирдования с площади 1230 гектаров.
    Сейчас механизаторы хозяйства наращивают темпы подготовки зяби и чистого пара. Они завершили сев озимых культур, разместив их на 1000 гектарах.
    Ф. МУЖЕНСКИЙ.

Газета «Мучкапские новости» № 106 (6947), 7 сентября 1993 г. С. 1

На полях района. Солома убрана

Деньги не принимают

ОЧЕРК  На родной земле

На полях района

 

Солома убрана

    Земледельцы акционерного общества имени Шапкина в этом году собрали с каждого гектара по 20 центнеров зерна.
    Закончив уборку нынешнего урожая, механизаторы хозяйства проявляют большую заботу о будущем.
    Быстрыми темпами была проведена работа по освобождению полей от соломы. Ее выполнили механизаторы Иван Васильевич Трубников и Александр Викторович Кузин, которые сволокли солому к местам скирдования с площади 1230 гектаров.
    Сейчас механизаторы хозяйства наращивают темпы подготовки зяби и чистого пара. Они завершили сев озимых культур, разместив их на 1000 гектарах.
    Ф. МУЖЕНСКИЙ.


Реплика  

Деньги не принимают

    Центральный банк Российской Федерации оставил в обращении до конца года старые денежные банкноты до 10 рублей. Пожалуй, только в нашем районе ответственные люди не читают газет, не слушают сообщений радио и телевидения по этому поводу или не хотят утруждать себя лишними заботами. Иначе чем объяснить, что указанные деньги старого образца упорно не принимают в ряде магазинов.
    Такое, например, наблюдалось в райцентре. Об этом и зашла речь на недавно прошедшей учительской конференции. Председатель правления райпотребсоюза С. Н. Васильев сказал, что им дано указание работникам торговли о приемке за платежи денег старого образца до 10 рублей.
    Но, видимо, это указание долго идет до периферии. Наверное, по этой причине в магазине № 8 Заполатовского сельпо отказываются принимать указанные деньги. Продавец В. Акулова сообщила, запрет наложили чиновники сельпо, в частности, бухгалтер Т. Кредина дала распоряжение не принимать деньги, так как нет письменного распоряжения С. Н. Васильева.
    Деньги не принимают, а Иван, как говорится, кивает на Петра. Страдают же покупатели. Интересно, долго ли будет длиться эта самодеятельность? Может, до конца года?
    Н. НИКУЛИН.


    ОТ РЕДАКЦИИ: К сожалению, примеры, приведенные Н. Никулиным, не единичны. Подобное — не столько результат отсутствия правовых актов, защищающих интересы покупателей, сколько недостаток контроля руководства райпотребсоюза за выполнением своих же собственных решений. Надеемся, что председатель райпотребсоюза С. Н. Васильев наведет, наконец, порядок с приемом денег старого образца.


 ОЧЕРК
 На родной земле

    Безжалостное время покрыло дымкой забвения имена первых поселенцев села Шапкино. А уж предки умели выбирать места под жилье, лучше, наверное, и не найдешь в округе. С одной стороны село окаймлено широкой поймой реки Вороны с заливными лугами, озерами, старицами и полосой смешанного леса. Далее, вниз по течению реки, есть сосновые боры, переходящие в большой борисоглебский лесной массив. С другой стороны села вплотную к домам подступают житные поля. Исстари луга использовались для выпаса скотины, заготовки сена. Озера и река изобиловали рыбой, а лес шел на постройки, отопление жилья в студеную пору. Дарил он жителям и грибы, и ягоды. Но самое главное богатство шапкинцев — кормилица земля, которая при заботливом уходе давала и дает хлеб, овощи, мясо, молоко, шерсть и другие виды сельскохозяйственной продукции, необходимой для жизнедеятельности человека. Каждый хутор, деревня, село имеет свое лицо, отличающее их от себе подобных. Село Шапкино — не исключение. Много повидал населенных пунктов на Тамбовщине, но подобного этому селу нет. Поражает планировка: улицы прямые и очень широкие, до ста метров. Чем-то веет от них казачьими станицами. Как бы подтверждая это, дворы здесь разбиты на сотки. И для шапкинцев в разговоре звучит привычно — живу на третьей сотне или второй. Есть в этом что-то от казаков. Благо до хоперских станиц рукой подать. Уклад жизни здесь неторопливый, степенный, с многолетними традициями. К словам новоприбывших относятся с недоверием, особенно, если человек сам себя хвалит. К нему долго присматриваются, убеждаясь, каков он в деле, протянет ли руку помощи в трудную минуту, выручит ли в лихолетье. К человеку самостоятельному, степенному, работящему относятся с уважением и почтением. А если уж кличку дадут, то самую точную, характеризующую суть души человеческой. Такую кличку не «отмоешь» до смерти. Она перейдет к детям, а то и к внукам.
    Вот в таком селе родился и вырос мой старый знакомый, хотя молодой еще по годам, председатель акционерного общества «Нива» Александр Васильевич Будаев. А познакомились мы с ним много лет назад на свекловичном поле тогдашнего соседнего колхоза имени Кирова, ныне кооператива «Заря». В ту далекую пору работал Александр Васильевич в том хозяйстве агрономом бригады.
    И сидели мы с ним у пышущего жаром костра, в котором пеклась обычная картошка. Пламя уже давно сожрало березовые поленья, лениво доедая остатки дерева. День угасал. Огромный солнечный диск почти ушел за горизонт, последними своими лучами серебря кучевые облака. А мы говорили о жизни. Вернее, я больше слушал, изредка вставляя реплики или задавая вопросы.
    Александр Васильевич — молодой, стройный, крепко сбитый мужчина, с открытым добрым лицом, с доверчивыми и будто о чем-то спрашивающими глазами, продолжая беседу, сказал: «А детство было как и у всех моих сверстников. Летом обычно бегали босиком. Много времени проводили на речке, в лесу. Ловили рыбешку, собирали грибы, ягоды. Это в раннем. А уж позже, где-то в пятом — шестом классе, в каникулы работали в колхозе. Что делали? Да многое. Сортировали зерно на току, разгружали кукурузу в траншеи на силос. Помню: жара, мы все потом обливаемся, а работаем, чтобы не допустить простоя машин. Однажды перед занятиями в школе решили сделать выходной. А утром всю ребятню собрал бригадир и держал перед нами речь: «Милые ребятки! Уважаю и люблю я вас. Знаю, что завтра всем вам идти в школу. Ученье — дело хорошее, учитесь на здоровье. И поработали вы летом на славу».
    Зная, к чему он клонит, все потупили головы. А бригадир продолжал: «Устали вы, мало отдохнули. Но такова уж наша крестьянская доля — работать в поле. И я на вас очень надеялся и надеюсь. Выручите, ребята, прошу вас. Очень прошу».
    Вздохнули мы и пошли работать, решив, что отдохнем в выходные дни между занятиями. Помню, получил я 27 рублей, которые с гордостью отдал матери. По тем временам это были деньги. Мама взяла деньги, погладила меня по голове, сказав: «Вот и кормилец подрастает. Не отбивайся, Саша, от земли, пропадешь». Эти слова запали в душу.
    Хорошо запомнилось, как мама учила меня вежливости: «Со старшими, сынок, всегда здоровайся первым. Этим ты и уважение человеку оказываешь и желаешь ему здоровья. А здоровье — главное богатство у каждого».
    Александр Васильевич расшевелил костер, достал несколько картофелин, поочередно помяв их крепкими пальцами, сказал:
    — Готова картошечка, можно кушать. А я смотрел на эти огрубевшие пальцы и думал: много пришлось физически поработать ему, чтобы кожа на пальцах огрубела, не «чувствовала» жара картофелин.
    А картошка, посыпанная крупной солью, с ржаным хлебом вприкуску действительно была хороша.
    — Вот закончим уборку свеклы и зябь допашем — дальше будет полегче. Озимые дали дружные всходы. Задел есть, а там с зерном поработаем, удобрений припасем, чтобы весной дружно в поле.
    Находясь в дне нынешнем, он уже думал о завтрашнем дне со спокойной уверенностью. Помню, подумалось тогда: из этого парня со временем будет хороший руководитель. Будет ли? Покажет время. В суматохе будней я иногда интересовался Будаевым. А он шел «в гору». Встречался с ним, когда он работал бригадиром комплексной бригады, заместителем начальника цеха животноводства. При встречах отмечал его зрелость в суждениях, хозяйский подход к делу, широкий кругозор. Поэтому не удивился, когда тот был назначен директором совхоза «Троицкий».
    Хозяйство в ту пору ему досталось не ахти. В земледелии дела шла ни шатко, ни валко, а животноводство вообще находилось в запущенном состоянии. На страницах районной газеты не раз и не два появлялись критические материалы о ведении животноводства в этом хозяйстве. Дело дошло до того, что однажды редактор на планерке сказал:
    Если еще раз кто напишет материал из совхоза «Троицкий», отражающий положение дел в животноводстве, то пеняйте на себя. Да поймите вы, наконец, что животноводы ни в чем не виноваты, там нет хорошего руководителя и зоотехника.
   Будаев оказался толковым руководителем, занявшись текущими и перспективными делами, а животноводство отдал на «откуп» зоотехнику Виктору Ивановичу Демину, который ныне успешно председательствует в производственном сельскохозяйственном кооперативе «Маяк». Вместе они и начали поднимать хозяйство. На фермы в то время нельзя было смотреть без слез: вокруг разваливающихся корпусов — горы навоза. У коров от кормления соломой еле-еле душа в теле. Ребра можно было считать, не снимая шкуры. Какое уж тут молоко.
   Начали с обновления и строительства корпусов, укрепления кормовой базы, обновления поголовья. Но самое главное внимание уделили людям — их нуждам, запросам, интересам. Вселили в них уверенность в собственные силы.
    Как-то в разговоре Александр Васильевич отметил:
    — Повезло, что мы работали с Деминым. Подвижный, энергичный, хорошо знающий свое дело, он сразу взял, как говорится, быка за рога. Попервости я еще вникал в животноводство, а потом с Виктором Ивановичем советовались лишь по крупным вопросам, остальные он решал сам.
    И, нужно сказать, оба молодых руководителя быстро зарекомендовали себя с лучшей стороны. О них заговорила в районе. Уже позже их авторитет сыграл далеко не последнюю роль, когда Будаева избирали председателем колхоза «Ленинский путь» (ныне акционерное общество «Нива»), а Демина позже — председателем колхоза имени Калинина (сейчас это кооператив «Маяк»).
    А дело было так. Колхоз «Ленинский путь» остался без руководства. Райком партии, как это было принято раньше, подобрал кандидатуру, которую и предложил колхозникам. Но те, наученные горьким опытом, когда привозили «кота в мешке», выдвинули две свои кандидатуры, в том числе и Александра Васильевича Будаева. Представителям райкома такая самодеятельность очень не понравилась — они привыкли поступать так, как задумали, веря в свою непогрешимость. Но шапкинцы есть шапкинцы. Они упорно выдержали натиск и давление райкома, избрав своим председателем Александра Васильевича Будаева, знавшие его не понаслышке, ведь он раньше толково работал в соседнем колхозе.
    (Окончание на 2 стр.)