Газета «Мучкапские новости» № 126(6997), 23 октября 1993 г. О Музее
Газета «Мучкапские новости» № 126(6997), 23 октября 1993.
О Музее
Все началось с того, что боле десяти лет назад первый секретарь райкома партии дал задание секретарю по идеологии организовать работу по сбору экспонатов для районного музея. Александра Сергеевна Набережнева со всей серьезностью отнеслась к этому, тем более, что сама идея создания краеведческого музея принадлежала именно ей, но нужна была поддержка вышестоящего начальства, и она ее получила.
Какие мотивы двигали при этом бывшим идеологом района? Не думаю, что основным из них было просто исполнение своих должностных обязанностей. Скорее всего было чувство долга по отношению к своей малой родине, чувство патриотизма, любви к землякам, которые родились, жили и работали здесь, на мучкапской земле, творя, историю района, вышедшую и за его пределы.
Был у нас в свое время музей, но с отнесением нашего района, к Уваровскому, все его экспонаты, увы, канули в Лету. Все пришлось начинать буквально с нуля.
Итак, сбор экспонатов начался. К работе были подключены и оказывали будущему музею конкретную помощь Раиса Ивановна Жалнина, ныне пенсионерка, Михаил Иванович Уткин, тоже пенсионер, бывший редактор нашей газеты, Иван Александрович Каруна, бывший заведующий РОНО, директор Мучкапской средней школы, ныне умерший.
Кто-то «писал» историю, роясь в архивах, кто-то выступал в школах, обращаясь и к педагогам, и к ученикам с просьбой о сборе экспонатов. Объездили чуть ли не весь район, посещая подворно жителей самых дальних его уголков.
Так с миру по нитке будущий музей начал полниться экспонатами. У кого-то нашлась старинная русская одежка, лапти, кто-то отдал музею детали ткацкого станка,
кто-то — кухонную глиняную утварь, а кто-то и семейные реликвии-фотографии, награды. Рассказывают, что один из пастухов хотел продать будущему музею бивни мамонта, но пока обе стороны договаривались о цене, бивни от не очень умелого хранения рассыпались, и музею достались лишь его осколки.
Не без помощи местных охотников были сделаны чучела обитателей фауны. Не забыли организаторы и о флоре. Раиса Ивановне Жалнина сама лично сделала заказ лесничему, и для музея в качестве экспонатов были сделаны срезы деревьев, и она сама несла эту тяжесть в сумке к месту сбора.
К начальному этапу организации относятся и изучение архивных материалов в областном краеведческом музее, а также опыт оформления и расположения отделов музеев города Борисоглебска, некоторых районов нашей области.
В течение трех-четырех лет работа была проделана просто громадная. По началу экспонаты просто складировались в одной из комнат бывшего Дома пионеров и школьников. Когда же помещения не стало хватать (музей постоянно пополнялся экспонатами), встала проблема выделения под музей более просторного и обособленного здания. Необходим был и освобожденный директор будущего музея.
Новый директор Марина Юрьевна Чурсина, приступившая к своим обязанностям в 1989 году, начала свою работу с того, что буквально перетряхнула все экспонаты, немалая часть которых пришла в негодность из-за условий и давности хранения. Часть одежды, чучела животных были изъедены молью, некоторые документы покрылись плесенью,
обветшали.
Выделенное под музей здание отдела капитального строительства управления сельского хозяйства требовало основательной реконструкции. На это, в свою очередь, нужны были средства.
Совместными усилиями реконструкция здания была проведена. Огромную помощь будущему музею в этом плане оказал коллектив бывшего совхоза «Победа», немалую долю средств выделял фонд культурно спортивного комплекса, небольшую долю вложил и коллектив птицефабрики.
С 1989 по 1991 годы М. Ю. Чурсина настойчиво стучалась в какие только могла двери в поисках средств как финансовых, так и материальных для реконструкции, продолжала работу по пополнению экспонатов. Вместе с добровольными помощниками классифицировала имеющиеся. Огромную методическую помощь в классификации экспонатов оказывали и сотрудники областного краеведческого музея.
Была уже устная договоренность с бригадой художников-оформителей из областного музея. Летом 1991 года в соответствии с тематико -экспозиционным планом состоялась предварительная примерка расположения отделов будущего музея: флора и фауна, район до революции, после революции — военный период, современность.
Все, кто имел хоть самое малое отношение к будущему музею, в том числе и сотрудники областного краеведческого, утверждают, что собранных экспонатов было настолько достаточно, что в Мучкапском можно было бы открыть филиал областного краеведческого музея. Александра Сергеевна Набережнева, Марина Юрьевна Чурсина утверждают, что у населения района хранятся и более ценные экспонаты и что некоторые хранители соглашались их отдать только тогда, когда музей будет функционировать. Это могло быть еще одним дополнительным источником пополнения экспозиций.
Планы организаторов музея перебили августовские события 1991 года и последующие за ними перемены. Одним росчерком пера, не советуясь ни с директором музея М. Ю. Чурсиной, которая в это время болела, не поставив в известность А. С. Набережневу, существовавший тогда исполком райсовета в лице В. А. Хоружего приказал музею, извините за выражение, долго жить. В этом помещении теперь располагается налоговая инспекция.
Что стало с экспонатами? Часть из них хранится в районном архиве, которому организаторы музея выражают искреннюю благодарность, часть осталась в помещении налоговой инспекции, часть — в одной из комнат Центра детского и юношеского творчества.
Вот так хорошая идея загасла уже во второй раз. Не было извлечено уроков из прекращения существования музея с отнесением нашего района к Уваровскому.
В будущем, 1994 году, Мучкапу исполняется 200 лет. При благоприятном стечении обстоятельств, прерванных то ли политическими событиями, то ли головотяпством и недальновидностью местного начальства, которое руководствовалось при этом только сиюминутными интересами, краеведческий музей был бы хорошим подарком мучкапцам к этой дате.
В конце-концов мятежи, перевороты и прочие «войны» проходят, а музеи — эти хранители дат, событий, фактов, документов, — это на долго, это из категории вечности. Потомки вряд ли простят нам забвения прошлого. Несостоявшийся музей — это напоминание всем нам о нашей памяти, которая в данном случае оказалась короткой. Не отсюда ли берет начало бездуховность и безнравственность молодого поколения?
Н. СИДОРОВА.