Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Материал газеты «Мучкапские новости» № 1-2 (9160-61) , 11 января 2012 г.

Разговор за чашкой чая

Это необычное приглашение я получила накануне новогодних праздников. А позвал меня в гости всем известный человек, которому мучкапцы уже давно присвоили народное звание "наш министр", Анатолий Алексеевич Ледовских. Его стараниями Мучкап стремительно меняется к лучшему, но я иногда слышу от мучкапцев: "А зачем ему все это надо?". За ответом на этот и другие вопросы я и отправилась в столицу.

   Мы сидели за круглым столом в его рабочем кабинете, пили чай и говорили, говорили, говорили... О чем? Да, обо всем. О детстве, о спорте, о людях. Разговаривали так, как будто мы старые знакомые, просто, по мучкапски.
   Почему так легко шел разговор? Да, наверное, потому, что за столом постоянно звучали знакомые мне, да и всем мучкапцам фамилии. Ну, кто, к примеру, не знает Вячеслава Павловича Шелкановцева, Евгения Николаевича Порохина. Они и их коллеги, пожалуй, и выстроили характер героя моего повествования. Трудно было учителям, бывшим фронтовикам воспитывать послевоенных оторвяг. Где добрым словом, а где и крепким словцом, но смогли они вбить в их непослушные головы и науки, и дисциплину, и трудолюбие. А открывали дети для себя этот мир не только в своих мальчишеских забавах, но и на спортивных аренах. Занимался Анатолий Алексеевич спортом всегда серьезно, да и сейчас продолжает играть в футбол. Когда-то впервые привезли их, мальчишек, на соревнования в соседний город Уварово. А там асфальт, дома многоэтажные стоят! Как же хотелось юному Толе, чтобы и в Мучкапе так было!
- А в школе Вы как учились? Хорошо?
- Да что вы, я, ведь, - разгильдяй в душе, - смеется Анатолий Алексеевич. - Мама умерла рано, вот и воспитывали меня, в основном, дядьки. Они были знатные кузнецы. Когда пришлось свою кузницу закрыть, без работы не остались - мастера всегда ценились! Больше всего прикипел ко мне дядя Ваня. Жена у него была замечательная женщина тетя Зоя, а вот своих детей у них не было. Да и я его любил и уважал очень. Вообще, большинство мужчин того времени может и скупы были на ласку, но в жизни учили правильным вещам. "Учись. Кусок хлеба всегда будет. Сейчас ты кто? Шантрапа, ты и есть шантрапа. А будешь Анатолий Алексеевич!"
   Мучкап почему я люблю? Это ведь патриархальный поселок, у всех свои родные, знакомые. Тетка у меня жила в Шировке, зять - в Соболевке, в Кузнецовке тоже родственники жили, да и по всему Мучкапу родня и сегодня живет. Я в детстве то у одних родственников, то у других жил, все чему-нибудь да научили.
   Отец от сына всегда требовал уважения к людям: попробуй пройти не поздоровавшись! До сих пор Анатолий Алексеевич вспоминает, как над головой бадик пролетел, когда он вздумал бабушке перечить.
- Вы, наверное, даже не представляете, кому от сделанного больше радости. Площадь у нас, уж точно не хуже чем в городе. А знаете, с чего все началось? Приехал я как-то в Мучкап на машине. Дождик прошел, бросил машину около школы, пошел в туфлях, грязь непролазная, ботинок один потерял где-то. И иду, а все соседи же знают меня с раннего детства. "Толя, не стыдно тебе так идти? Ты ж министр, а до дома дорогу не сделал". Стыдно стало, сделал. Приезжаю в следующий раз. Иду, встречают меня одноклассники. "Толя, не стыдно тебе? До своего дома дорогу сделал, а мы то, что ж в грязи тонем?" Ну, Андреевич (А.А. Хоружий) не отстал - сделали дорогу. Потом, когда дороги сделал, надо еще что-то делать. И у меня тогда мысль такая засела. Вот мы купаемся зимой в бассейнах в городах, а чем в Мучкапе люди хуже? Начали строить спорткомплекс, построили бассейн. Пруд отремонтировали, поле футбольное. Ну, тут уж Александр Андреевич идеей загорелся: насосы есть, тепло есть - надо баню построить. Сначала не планировали, но получилось, вроде, неплохо.
   Потом молния часовню сожгла - решили часовню делать. Сколько на кладбище родных, знакомых похоронено! Идешь и всю историю мучкапскую читаешь. Надо, что б пристойно все было.
   Потом решили мы с женой подарить брату стиральную машину. Пошли в Мучкапе в хозяйственный магазин, пока я там занят был, жена на порог вышла. А на площади ветер, да песок ей в глаза засыпал. Она плачет стоит ... в общем, площадь пришлось делать. Что только для вас, для женщин, не сделаешь, лишь бы вам хорошо было, - смеется Анатолий Алексеевич.
Сидим, рассматриваем фотографии обновленного Мучкапа.
- Старый, наверное, стал, какая-то тоска по родине, по предкам. Была церковь, меня, наверное, там записывали. Ну, вот собрали 150 млн., стоит теперь храм на площади. Я хочу сказать, Андреевич у вас молодец. Не он бы, ничего бы мы в Мучкапе не сделали. Мало иметь деньги, надо чтоб еще человек был. Еще мне нравится у вас Юра (Ю.В. Немцов). Степенный такой, легко с ним работать. Мне кажется, что это совесть Мучкапа. За каждую копейку переживает.
- Анатолий Алексеевич, а как пришла мысль памятник Матери поставить, ведь нигде такого нет?
- Меня всегда в Мучкапе друзья встречали, родственники. Ну что там, в деревне было? Яичница с салом, вишня, соленые огурцы... Все ждали, когда дети из города приедут. Матери встречали со слезами, ты приехал - радость вроде, а слезы на глазах. И провожали так же, со слезами. И сегодня, наверное, так же: ждут в отпуск, на каникулы, готовят все самое вкусное, а потом провожают. Мне хотелось, чтоб памятник такой в Мучкапе был. Рассказал Церетели, он сделал, а от себя еще икону добавил. Вроде, хорошо получилось. Все и еще один его памятник в Мучкапе знают - Журавли.
Пока мы рассматривали фотографии, вспоминали мучкапские разливы, Ворону, говорили о расчистке русла. Есть у Анатолия Алексеевича план восстановить плотину на старом месте, и план уже реализуется. А с помощью этого гидроузла поднимется и уровень нашей реки утренних зорь.
Всю нашу беседу меня не покидала одна мысль: сколько же в этом человеке желания созидать! Он не только сам увлечен идей обустройства нашего района, но и заражает этой мыслью своих друзей. Услышал, что компания Татнефть устанавливает хоккейные коробки - и нам такую надо! Автобус для больницы - поможем. "Одолел" глава с вокзалом - звонок другу-министру Якунину! Сегодня мы гордимся своим вокзалом. А скоро там появится памятник Б. Пастернаку, об этом Анатолий Алексеевич уже позаботился. Как сам вспоминает, всегда любил коллектив, команду. И в институт-то поехал поступать, потому что вся футбольная команда туда отправилась - ну как отставать! Вот и сейчас его окружает множество товарищей, которые всегда его поддерживают. С помощью своих друзей он уже готовит для Мучкапа сотню красивых фонарей, которые поставят на улице Красная вдоль тротуара, там же будут и скамейки. Уже расчищена площадка для строительства нового рынка, красивого. Не магазина, а именно деревенского рынка! Деньги, и немалые, для этих целей Анатолий Алексеевич уже нашел.
   Идеи рождаются из многочисленных поездок по миру. Работал Анатолий Алексеевич когда-то в Гатчине. Есть там такой павильон, где цари отдыхали, сегодня это ЗАГС, где, кстати, сам он когда-то регистрировался. Красоты необыкновенной, с колоннами, с фонтанами, диванами внутри, коврами. Нашел проект, деньги. И вот, 8 июля все мы будем присутствовать на торжественном открытии мучкапского Дворца бракосочетания. Не буду выдавать все секреты, но и звезды приедут к нам очень известные!
   Есть и еще одна его идея - поставить в Мучкапе танк, настоящий Т-34 "Тамбовский колхозник". Его друзья нашли в болоте такой военный танк, сейчас который восстанавливают.
  - ЗАГС строим, вот танк хотим поставить, а мне хочется, чтоб и жители высказывали свои мысли обо всем, - сетует Анатолий Алексеевич. Может, предложения есть какие-то. Ведь, понимаете, когда жители принимают участие во всем этом, то и отношение будет другое. Когда строили храм, я предлагал привезти на рынок машину кирпича, и чтоб каждый житель мог купить. Бабушка может одну штуку купит, а кто-то и десять. И суть не в том, чтоб оплатить кирпич (он уже оплачен), а в том, что каждый мог бы, проходя мимо церкви, детям своим сказать: "Вот видишь этот кирпич в стене, это я купил его для храма, в этой церкви есть и мой вклад." Но, не сложилось что-то. Ну, не страшно. Надеюсь, что люди меня все равно поймут и поддержат.
Хочу еще один памятник в Мучкапе поставить, но это пока секрет. Не хочу пока говорить, какой. Скажу так, что это секрет пока даже для Александра Андреевича. Надеюсь, что все получится.
- Анатолий Алексеевич, и все-таки, для чего все это?
- Я хочу, чтоб люди в Мучкапе были счастливы. Чтоб дети были самые счастливые, как все матери желают. Чтоб гордились своим Мучкапом. Сажали цветы, соблюдали чистоту сами и от соседей требовали. Хочу, чтоб в Мучкапе появились рабочие места. И я тоже стараюсь, чтоб так было. Будут свинокомплексы, переработка, есть намерение обновить кирпичный завод (10 млн. рублей уже запланированы).
В этом году надо сделать, чтоб на открытии Дворца бракосочетания был красивый праздник, может, вспомним и возродим старинные свадебные обряды. И я еще раз повторю, что благодарен Александру Андреевичу, его настойчивости, много он делает для района.
А Вы знаете, что я привез кусочек святого дерева, под которым по преданию сидел Иисус? Ларец уже у вас. Это специально для храма мне подарили из Иерусалима. Дерево находится под охраной, и когда обрезали это дерево, то кусочек мне подарили. Раз есть памятник Матери, хотел еще и памятник Отцу сделать. Но пока нет эскизов, набросков. Может, идеи у жителей будут?
- Анатолий Алексеевич, как же нам с Вами повезло! Никогда в Мучкапе не было таких дарителей.
- Ну, если есть возможность, то почему не дарить. А гармошка у вас играет? Мне хочется привезти в Мучкап "Играй гармонь".
Он говорит так увлеченно, и в глазах словно искорки бегают. Как будто сидит передо мной не солидный министр, а тот мальчишка-сорванец с мучкапских улиц далекого детства, и в мечтах рисует свою сказку, свой волшебный город с большими домами и асфальтом, где все люди счастливы.
- А как Вы думаете, мучкапцы такие же, как и раньше, или изменились?
- К сожалению, доброты в мире стало меньше. Люди стали разобщеннее. Раньше все свадьбы, похороны - всей улицей. Увы, народ стал не добрее. Печально.
   За окнами уже смеркалось, а мы все говорили. Вспоминали и продавщицу - очень добрую женщину, имя ее в памяти мучкапцев осталось в названии магазина, где она работала, - Марфуткин, и одноклассников, и друзей по спортивным командам.
- Будете в газете писать, привет всем мучкапцам передавайте.
- Обязательно.
"Зачем ему все это надо?" - этот вопрос, пожалуй, из разряда вечных, типа "Что делать?". И ответ на него Анатолий Алексеевич пишет всю свою жизнь.

Автор: Е. Фузеева