"Мучкапские новости" № 13, 25 марта 2015 г.
Село Чащино - воспоминания о родине малой
Очерк о судьбах людских, в них наше прошлое и настоящее
Несмотря на солидный возраст, недавно ему исполнилось 75 лет, наш внештатный автор Николай Никитович Попов продолжает активное сотрудничество с районной газетой "Мучкапские новости". Это сотрудничество позволило Н.Н. Попову соприкоснуться с искусством владения словом, русским языком.
Сегодня мы предлагаем вниманию читателей его новый материал по истории села Чащино, где прожил он всю жизнь.
Чащино, я думаю, - самое красивое село в нашем Мучкапском районе. Оно расположено на возвышенном месте, откуда видны лежащие вокруг села и деревни. Внизу протекает река Ворона со своим крутым правым берегом. К сожалению, на сегодня она сильно обмелела. За рекой находится лес, дальше - заливные луга.
Исстари Чащино славилось вишневыми садами. В советское время Мучкапская райзаготконтора принимала от селян вишню тоннами.
А вот когда основано село Чащино, точных данных нет. На основании данных районного архива считается, что село, вероятнее всего, возникло в первом десятилетии XVIII века, так же, как и соседние населенные пункты в бассейне реки Вороны, основанные именно в указанный период времени.
К сожалению, первичных документов основания села Чащино не обнаружено. И лишь в переписной книге переписи населения 1745 года сообщаются некоторые подробности об указанном населённом пункте. По данным духовной епархии 1911 года, в селе Чащино числилось: мужчин - 2094, женщин - 2070 человек, а домов - 530. Земли на каждую душу приходилось около одной десятины.
По рассказам старожилов, народ жил спокойной, размеренной жизнью. У всех крестьян были свои земельные наделы, за исключением бедноты, которая ходила на заработки к помещику Соловову. Все полевые работы, начиная от посевной и заканчивая уборкой урожая, выполнялись в ручную.
Жил чащинский народ в основном большими семьями, до 20 человек и более. По великим праздникам все, от мала до велика, ходили в церковь. Служба проходила в старой деревянной церкви, куда все не помещались, некоторые молились прямо на улице.
Здесь же находилась и церковно-приходская школа. Народ был в большинстве своем неграмотный, за исключением немногих богатеев. Учили детей до четырех классов две учительницы (имена неизвестны) и два священника - отец Иван и отец Денис.
В начале 20-го века чащинцы решили построить новый кирпичный храм на средства прихожан. Кирпич, в основном, делали сами, он назывался "пяточным", был очень прочным. Известь завозили на своих лошадях из города Грязи Липецкой области, она долго гасилась в ямах. При кладке кирпича в известковый раствор добавляли куриные яйца для крепости. До революции храм построили, но службы проводить в ней так и не пришлось - все планы нарушили большевики. До 30-х годов 20-го века службы проходили в старой церкви, хотя верующие и священники подвергались большим гонениям.
Первая мировая война не обошла и наше село. Почти из каждой семьи мужчин забирали на фронт, многие из них нашли вечный покой на чужой земле. Мой дед Василий Семёнович Глазунов вернулся с войны весь израненный, больной и долго не прожил. Бабушка Меланья осталась одна с двумя малолетними дочками на руках. Одна из них впоследствии стала моей мамой.
Пережило село и Великую Октябрьскую социалистическую революцию, и Антоновщину, и коллективизацию, и раскулачивание. Моего дедушку по отцовской линии Семёна Алексеевича Попова и бабушку Матрёну Федоровну раскулачили и в 1930 году сослали в Казахстан. Оттуда они вернулись через два года нищие и больные. Дедушка вступил в колхоз "Ударник" ночным сторожем, кем и проработал до 1953 года. Бабушка дома пекла хлеб для этого же колхоза до 1950 года.
Первым председателем Чащинского сельского Совета был Василий Николаевич Фузеев, который в 1921 году был убит антоновцами. Его заменил житель из села Прудки Семён Васильевич Тараканов, возглавлявший сельский Совет до ухода на фронт в 1941 году. Вернувшись с войны, он стал работать финагентом.
В начале 30-х годов 20 века в селе Чащино было организовано 4 колхоза - "Ударник", "Милиция", "Правда" и "Мотор". Колхозы были слабыми, не справлялись с доведенными заданиями по продаже сельхозпродуктов государству. В результате больше года ни одному председателю не приходилось работать в своей должности. За 10 лет, от организации колхозов до начала Великой Отечественной войны, в каждом колхозе сменилось по 10 председателей.
В Чащино в то время проживало более 3-х тысяч человек, из них на фронт ушло около 1-й тысячи мужчин и женщин. 530 селян не вернулось домой, сложив свои головы на поле брани, упокоившись в чужой земле. В том числе не вернулся с войны и мой отец Никита Семёнович Попов. В 1943-м году на него пришла похоронка, в которой говорилось, что он погиб недалеко от города Ленинграда в селе Степаново. Командование прислало соболезнование семье, где сиротами осталось 6 детей.
Выдержало Чащино и войну, и послевоенную разруху. В начале 1950-х годов в центре села, недалеко от бывшей церкви решено было построить новый кирпичный клуб, так как молодежи в Чащино было много. Отдыхать ей приходилось в тесном деревянном клубе, в здании которого раньше размещался сельский Совет. Строить намеревались своими силами, упор был сделан на комсомольцев. Наметили завершить строительство до уборки урожая. Молодёжь ликовала.
Сразу же после празднования Дня Победы был проведён субботник, на который пришли все местные юноши и девушки. Сельский клуб решено было строить просторным, чтобы в нём могла разместиться вся чащинская молодёжь. План здания был подготовлен заранее, и люди сразу же приступили к рытью траншеи под фундамент. Кстати, глубина её свыше метра, до точки замерзания грунта, как это и положено.
Когда выкопали несколько метров траншеи, наткнулись на гроб, который был очень крепкий, как будто его закопали совсем недавно. Молодёжь всегда любопытна, решили открыть крышку и посмотреть. Гроб был дубовый, из толстых досок. В гробу был хорошо сохранившийся скелет человека. Это была женщина или девушка: длинная коса, остававшаяся абсолютно невредимой, достигала пояса. На левой руке был золотой перстень. Это оказалась, как после говорили старожилы, дочь одного из священнослужителей, так как на этом месте было ранее кладбище для семей священников. Гроб закрыли и поставили немного вбок от фундамента.
Строительство клуба шло быстро, и к началу жатвы здание было готово. Кирпичная кладка была на глиняном растворе, так как в то время цемент был очень дорог и его практически нельзя было купить. Но радость молодёжи была преждевременной, этим же летом построенное здание клуба отдали под склад и веселиться юношам и девушкам в нём не довелось. Да и зерносклад долго не прослужил. Вскоре рухнула крыша, полопались и начали разваливаться стены. Здание разобрали, кирпич свезли в колхоз под свинарник. В народе говорили, что Господь Бог не допустил, чтобы молодёжь глумилась на святом месте - могилах предков.
Селяне вновь остались со стареньким тесным клубом. Основное время молодёжь проводила прямо на улице, рядом с очагом культуры организовывала танцы и пляски под гармошку.
Наступил 1955 год. В Чащино произошло большое событие - четыре местных колхоза объединились в один, который назвали "имени Жданова". Председателем стал присланный на село партией Фёдор Григорьевич Семёнов, так называемый, тридцатитысячник. Приехал он к нам на постоянное место жительства со своей семьей. Его сын Василий стал работать в колхозе трактористом, а дочь Тамара училась в школе в одном со мной классе.
Но жить Семёновым в Чащино долго не пришлось. В 1958 году вновь произошло укрупнение колхозов. Жители сёл Чащино, Коростелёво и Прудки объединились в один колхоз "Ленинское знамя". Его председателем был назначен житель села Мучкап, бывший офицер Василий Григорьевич Жалнин. Жизнь понемногу поворачивалась в лучшую сторону. В 1960 году Василия Григорьевича от нас забрали и направили поднимать отстающий колхоз. После этого колхоз "Ленинское знамя" год возглавлял Василий Петрович Матвеев, получивший кличку "Тушканчик". Руководил он бездарно и колхоз наш покинул с позором.
В 1961 году хозяйство возглавил Алексей Петрович Ракин. Это был грамотный руководитель, как говорится, человек с большой буквы. 10 лет возглавлял он наш колхоз. За это время Чащино буквально на глазах преобразилось в лучшую сторону. Колхоз пошёл в гору по всем показателям. Выполнялись планы по продаже государству сельхозпродукции, строились животноводческие фермы, были введены в строй свиноводческий комплекс на 15 тысяч голов, хорошая мастерская по ремонту сельскохозяйственной техники, гаражи для колхозного автотранспорта, большие зерносклады, столярная мастерская…
В селе быстрыми темпами велось строительство жилых домов для колхозников. Большое внимание уделялось строительству объектов соцкультбыта. Были введены в строй просторный клуб, правление колхоза, почта, здание сельского Совета, библиотека, ФАП, детский сад с большой столовой.
В 1970 году А.П. Ракина перевели в Мучкапский начальником райсельхозуправления. Для колхоза и села это была большая потеря, чуть ли не трагедия. После него председатели колхоза менялись часто и по разной причине. Но всё-таки жизнь в колхозе двигалась уже по накатанной колее. Были построены и введены в строй молочный комплекс на 900 голов, много домов для специалистов сельского хозяйства, работающих в колхозе.
В начале 80-х годов 20-го века в Чащино была построена новая двухэтажная средняя школа с подвальными помещениями.
Селяне, я бы сказал, жили неплохо. Все были трудоустроены, получали хорошую зарплату, имели огороды, личные подсобные хозяйства, стали покупать легковые автомобили.
Но, вот, наступили лихие 90-е… Жизнь круто повернула не в лучшую сторону. Наступил практически беспредел. Колхоз был порушен, животноводство ликвидировано под корень. Народ остался без средств. Первое время молодёжь начала заниматься разведением скота в личных подсобных хозяйствах, но перекупщики быстро отбили охоту, ценя очень дешево тяжёлый крестьянский труд.
И поехали селяне, у кого на это были силы и здоровье, в Москву и другие города за заработком, в поисках лучшей доли. Поехали, конечно, не от хорошей жизни. Некоторые покинули село навсегда, другие приезжают на отдых к оставшимся здесь семьям, родственникам, третьи - как на дачу.
Земли бывшего колхоза скупил или взял в аренду богатый инвестор, который возделывает только те культуры, которые выгодны ему и приносят хороший доход. Работают у него около 20 механизаторов из числа жителей села. Остальным трудиться негде. Селянам обидно, что нет ни одной животноводческой фермы, где бы они могли трудиться круглогодично. А кормов хватает. Можно было бы производить и зерно, и маслосемена, и сахарную свеклу, и мясо, и молоко. Но кому это нужно?
Правда, в последнее время органы местного самоуправления стремятся возродить на селе животноводство, но прицел взят только на частный сектор. А в нём остались практически одни старики, у которых сил и здоровья на многое не хватает. Да и ни один частник не сможет заложить в домашних условиях ни силос, ни сенаж, ему негде приобрести жом и сено из многолетних бобовых трав… А без всего этого мяса и молока много не получишь.
Но жизнь движется вперед. Надеемся, задумки местных властных структур о развитии частного животноводства принесут весомые положительные результаты. Дай Бог достичь этого!
А история села Чащино с её зигзагами пишется дальше…
Автор:
Н. Попов