Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Газета «Тамбовская правда» от 01.01.1967.

ГОРЕНИЕ

  ЕГО кипучей, неуемной энергии можно только позавидовать. Всегда он куда-то спешит, торопится. Вечно с кем-нибудь спорит, кого-то убеждает. Сколько я его помню, у него всегда, что называется, через край выплески­ваются интересные «задумки», планы, мысли. То он с головой уходит в подготовку тематического вечера, то пишет статью в редакцию, то показыва­ет диафильмы на десятидворке, то за­просто беседует вечерком с кем-либо из односельчан... А уж о ребятишках и говорить не приходится. Души не ча­ют они в своем учителе Владимире Дмитриевиче Поповкине.

  Когда я размышляю об этом неуто­мимом энтузиасте, целеустремленном просветителе, отличнике народного про­свещения, я вспоминаю другого педа­гога - заслуженного учителя школы РСФСР Константина Васильевича Селиванова. Ну, до чего же они схожи характерами, своим страстным желанием оставить глубокий след на земле, сво­ей любовью к жизни, к людям!

  Было это в марте шестьдесят треть­его. В Волгограде проходило совеща­ние идеологических работников. Ора­торы сменяли один другого. Обмени­вались опытом, долились мыслями, вносили предложения. Но вот на три­буну поднялся седой уже мужчина. И столько было  в  его  речи страстности, глубокой заинтересованности в том, о чем он говорил, что слушали его на едином, как говорится, дыхании. Это и был учитель одного из   сел Ульяновской области К. В. Селиванов. А потом выступил другой учитель, уже из там­бовского села Шапкино Владимир Дмитриевич Поповкин. Он рассказывал о лекторской группе,  которой руководит, о работе сельских атеистов, о вечерах и лекциях, о планах шапкинской интеллигенции по улучшению коммунистического воспитания сельских тружеников.  Рассказывал  увлеченно, так, что чувствовалось: человек все это выстрадал сердцем своим.

  А потом два педагога встретились в кулуарах совещания и долго, заду­шевно беседовали. Из их выступлений, из беседы я записал тогда в свой блок­нот высказанную ими интересную и глубокую мысль: у каждого интеллиген­та внутри должно быть горение, бес­покойство,  потребность общественной работы.

  КАК-ТО на заседании бюро райкома комсомола довелось мне встретиться с одной молоденькой учительницей, комсомолкой. Пригласили ее сюда от­нюдь не для того, чтобы объявить благодарность. Проработав всего не­сколько месяцев в средней сельской школе, учительница эта собралась уезжать. Причина? В селе (кстати, боль­шом и красивом, с лесом и рекой) ей стало скучно. И напрасно напоминали ей о долге, о детях, которые останут­ся без педагога.  Девушка так и уехала. С выговором, конечно.

  Таких, Владимир Дмитриевич, называет потребителями культуры. Очень меткое и емкое определение.

  - По-моему, так, - говорит Поповкин. - Приехал на работу в село, ви­дишь, скучно живут люди - сделай все, чтобы жизнь эту изменить, помочь сель­чанам приобщиться к книгам, к искусству, к знаниям.

  Кстати, это не просто слова. Этому принципу Владимир Дмитриевич следу­ет всю свою жизнь, правильность и не­обходимость его он доказал тридцати­летней  деятельностью  в Шапкине.

  - Что представляло собой село, ког­да я приехал сюда двадцатидвухлетним парнем,- вспоминает Поповкин,- Работало здесь всего-то два человека с высшим образованием. Но скучать некогда было. Да и скучают, по-моему, только скучные люди. Помню, четыре автомобиля тогда было в селе, с десяток зерновых комбай­нов да чуть побольше тракторов во всех мно­гочисленных    и мелких тогда колхозах. Вот называли мы недавно эти цифры на тематическом вечере «Пятилетка нашего села» - молодежь улыбается: мол, не верится как - то. Сейчас, конечно, жизнь другая. В селе нашем теперь 22 телевизора, 500 радиоприемников, две средние  школы.    Плюс  к этому восьмилетняя и начальная. В библиотеке 32 тысячи томов различной ли­тературы. Выросли, окрепли колхозы. Их два в Шапкине - «Ленинский путь» и имени Кирова. Так вот, только в пер­вом из них в настоящее время 37 трак­торов и 17 комбайнов. Автомашин в се­ле теперь 60. В общем, всюду специа­листы требуются. У нас теперь в Шап­кине 87 человек с высшим образовани­ем работают ...

  НЕТ, не случайно помнит Владимир Дмитриевич эти цифры. В селе про­жил целых три десятилетия. Оно стало для него своим, родным. Поповкин принадлежит к тем людям, которым до всего есть дело. Вот начался сев, наступила горячая пора для механизато­ров. Не менее напряженная она и у Поповкина: конец учебного года при­ближается. Но, тем не менее, Владимир Дмитриевич приходит к председателю сельского Совета Марии Федоровне Маслиновой и как депутат предлагает:

   - Надо бы депутатский рейд по проверке качества сева провести. Да и с бытовыми условиями механизаторов на полевых станах не мешает познакомиться.

  На другой день такой рейд прово­дится. Итоги его обсуждаются на засе­даниях правлений колхозов.

  Поповкин - бессменный руководитель сельской лекторской группы, одной из лучших в области, член лекторской группы райкома партии, в которой воз­главляет секцию лекторов-атеистов. Это по его инициативе в селе был со­здан и работает на общественных на­чалах   кабинет  политического просвещения. Владимир Дмитриевич консуль­тирует здесь пропагандистов по во­просам научного атеизма. Глубокий след оставили проведенные по его инициативе: собрание верующих, дис­путы с местными «проповедниками» С. Логуновым и М. Юшковой, антирелигиозные вечера. На собрании и дис­путах победили атеисты. Они показали, что местные «проповедники» некто иные, как отъявленные тунеядцы, пе­кущиеся не о ближних своих, а о собст­венном кармане. Многие после этого публично раскаялись в своих заблуж­дениях и перестали верить в бога. Длительное время вел Поповкин бесе­ды с престарелым жителем Шапкина Т. X. Уколовым, бывшим служителем церкви. Но спорить с Поповкиным да­же самым искушенным в вопросах ре­лигии трудно. Не раз перечитал он библию и евангелие, назубок знает Ветхий и Новый заветы, ну и, конечно же, труды видных атеистов, классиков марксизма-ленинизма. Короче говоря, Уколов через некоторое время пуб­лично порвал с религией.

* * *

  Владимир Дмитриевич часто получа­ет письма от своих бывших учеников. Вот одно из них: «Мне очень приятно читать строки о человеке, который всю свою жизнь посвящает людям,- пишет В. И. Пронин, прочитавший в «Учительской газете» корреспонден­цию о В. Д. Поповкине. - Я всегда Вас вижу таким, каким Вы казались мне в школе, - ищущим, принципиальным, волевым. Для меня Вы всегда учитель, а я для вас ученик и сейчас».

  ... Вечер. В затейливых узорах окон­ные стекла. На улице спят под снеговы­ми шапками деревья. А в комнате светло и уютно. На столе кипы газет, журналов, книг.

  «... Счастья не ждут, счастье находят

  Лишь те, что всегда в пути», - доносятся из радиоприемника слова песни.

  Да, сельский учитель Владимир Дмит­риевич Поповкин принадлежит к тем, кто «всегда в пути», кто отдает людям весь жар своего беспокойного сердца.

Е. ГОЛОШУМОВ.

(Наш соб. корр.).


 Ещё статьи...

Поповкин Владимир Дмитриевич (Село и жители/О наших земляках)   

Газета «Заря коммунизма» № 55(161) от 04.05.1963.Стр. 3. (Читальня/Материалы газеты "Заря коммунизма" 1963 г.) 

Газета «За коммунизм» № 22(813) от 24.05.1949 Из Указа Президиума Верховного Совета СССР (Читальня/Материалы газеты "За коммунизм" 1949 г.)