Газета «Тамбовская правда» от 01.01.1967.
ГОРЕНИЕ
ЕГО кипучей, неуемной энергии можно только позавидовать. Всегда он куда-то спешит, торопится. Вечно с кем-нибудь спорит, кого-то убеждает. Сколько я его помню, у него всегда, что называется, через край выплескиваются интересные «задумки», планы, мысли. То он с головой уходит в подготовку тематического вечера, то пишет статью в редакцию, то показывает диафильмы на десятидворке, то запросто беседует вечерком с кем-либо из односельчан... А уж о ребятишках и говорить не приходится. Души не чают они в своем учителе Владимире Дмитриевиче Поповкине.
Когда я размышляю об этом неутомимом энтузиасте, целеустремленном просветителе, отличнике народного просвещения, я вспоминаю другого педагога - заслуженного учителя школы РСФСР Константина Васильевича Селиванова. Ну, до чего же они схожи характерами, своим страстным желанием оставить глубокий след на земле, своей любовью к жизни, к людям!
Было это в марте шестьдесят третьего. В Волгограде проходило совещание идеологических работников. Ораторы сменяли один другого. Обменивались опытом, долились мыслями, вносили предложения. Но вот на трибуну поднялся седой уже мужчина. И столько было в его речи страстности, глубокой заинтересованности в том, о чем он говорил, что слушали его на едином, как говорится, дыхании. Это и был учитель одного из сел Ульяновской области К. В. Селиванов. А потом выступил другой учитель, уже из тамбовского села Шапкино Владимир Дмитриевич Поповкин. Он рассказывал о лекторской группе, которой руководит, о работе сельских атеистов, о вечерах и лекциях, о планах шапкинской интеллигенции по улучшению коммунистического воспитания сельских тружеников. Рассказывал увлеченно, так, что чувствовалось: человек все это выстрадал сердцем своим.
А потом два педагога встретились в кулуарах совещания и долго, задушевно беседовали. Из их выступлений, из беседы я записал тогда в свой блокнот высказанную ими интересную и глубокую мысль: у каждого интеллигента внутри должно быть горение, беспокойство, потребность общественной работы.
КАК-ТО на заседании бюро райкома комсомола довелось мне встретиться с одной молоденькой учительницей, комсомолкой. Пригласили ее сюда отнюдь не для того, чтобы объявить благодарность. Проработав всего несколько месяцев в средней сельской школе, учительница эта собралась уезжать. Причина? В селе (кстати, большом и красивом, с лесом и рекой) ей стало скучно. И напрасно напоминали ей о долге, о детях, которые останутся без педагога. Девушка так и уехала. С выговором, конечно.
Таких, Владимир Дмитриевич, называет потребителями культуры. Очень меткое и емкое определение.
- По-моему, так, - говорит Поповкин. - Приехал на работу в село, видишь, скучно живут люди - сделай все, чтобы жизнь эту изменить, помочь сельчанам приобщиться к книгам, к искусству, к знаниям.
Кстати, это не просто слова. Этому принципу Владимир Дмитриевич следует всю свою жизнь, правильность и необходимость его он доказал тридцатилетней деятельностью в Шапкине.
- Что представляло собой село, когда я приехал сюда двадцатидвухлетним парнем,- вспоминает Поповкин,- Работало здесь всего-то два человека с высшим образованием. Но скучать некогда было. Да и скучают, по-моему, только скучные люди. Помню, четыре автомобиля тогда было в селе, с десяток зерновых комбайнов да чуть побольше тракторов во всех многочисленных и мелких тогда колхозах. Вот называли мы недавно эти цифры на тематическом вечере «Пятилетка нашего села» - молодежь улыбается: мол, не верится как - то. Сейчас, конечно, жизнь другая. В селе нашем теперь 22 телевизора, 500 радиоприемников, две средние школы. Плюс к этому восьмилетняя и начальная. В библиотеке 32 тысячи томов различной литературы. Выросли, окрепли колхозы. Их два в Шапкине - «Ленинский путь» и имени Кирова. Так вот, только в первом из них в настоящее время 37 тракторов и 17 комбайнов. Автомашин в селе теперь 60. В общем, всюду специалисты требуются. У нас теперь в Шапкине 87 человек с высшим образованием работают ...
НЕТ, не случайно помнит Владимир Дмитриевич эти цифры. В селе прожил целых три десятилетия. Оно стало для него своим, родным. Поповкин принадлежит к тем людям, которым до всего есть дело. Вот начался сев, наступила горячая пора для механизаторов. Не менее напряженная она и у Поповкина: конец учебного года приближается. Но, тем не менее, Владимир Дмитриевич приходит к председателю сельского Совета Марии Федоровне Маслиновой и как депутат предлагает:
- Надо бы депутатский рейд по проверке качества сева провести. Да и с бытовыми условиями механизаторов на полевых станах не мешает познакомиться.
На другой день такой рейд проводится. Итоги его обсуждаются на заседаниях правлений колхозов.
Поповкин - бессменный руководитель сельской лекторской группы, одной из лучших в области, член лекторской группы райкома партии, в которой возглавляет секцию лекторов-атеистов. Это по его инициативе в селе был создан и работает на общественных началах кабинет политического просвещения. Владимир Дмитриевич консультирует здесь пропагандистов по вопросам научного атеизма. Глубокий след оставили проведенные по его инициативе: собрание верующих, диспуты с местными «проповедниками» С. Логуновым и М. Юшковой, антирелигиозные вечера. На собрании и диспутах победили атеисты. Они показали, что местные «проповедники» некто иные, как отъявленные тунеядцы, пекущиеся не о ближних своих, а о собственном кармане. Многие после этого публично раскаялись в своих заблуждениях и перестали верить в бога. Длительное время вел Поповкин беседы с престарелым жителем Шапкина Т. X. Уколовым, бывшим служителем церкви. Но спорить с Поповкиным даже самым искушенным в вопросах религии трудно. Не раз перечитал он библию и евангелие, назубок знает Ветхий и Новый заветы, ну и, конечно же, труды видных атеистов, классиков марксизма-ленинизма. Короче говоря, Уколов через некоторое время публично порвал с религией.
* * *
Владимир Дмитриевич часто получает письма от своих бывших учеников. Вот одно из них: «Мне очень приятно читать строки о человеке, который всю свою жизнь посвящает людям,- пишет В. И. Пронин, прочитавший в «Учительской газете» корреспонденцию о В. Д. Поповкине. - Я всегда Вас вижу таким, каким Вы казались мне в школе, - ищущим, принципиальным, волевым. Для меня Вы всегда учитель, а я для вас ученик и сейчас».
... Вечер. В затейливых узорах оконные стекла. На улице спят под снеговыми шапками деревья. А в комнате светло и уютно. На столе кипы газет, журналов, книг.
«... Счастья не ждут, счастье находят
Лишь те, что всегда в пути», - доносятся из радиоприемника слова песни.
Да, сельский учитель Владимир Дмитриевич Поповкин принадлежит к тем, кто «всегда в пути», кто отдает людям весь жар своего беспокойного сердца.
Е. ГОЛОШУМОВ.
(Наш соб. корр.).
Ещё статьи...
Поповкин Владимир Дмитриевич (Село и жители/О наших земляках)
Газета «Заря коммунизма» № 55(161) от 04.05.1963.Стр. 3. (Читальня/Материалы газеты "Заря коммунизма" 1963 г.)
Газета «За коммунизм» № 22(813) от 24.05.1949 Из Указа Президиума Верховного Совета СССР (Читальня/Материалы газеты "За коммунизм" 1949 г.)