Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Газета "Тамбовская жизнь" № 122 (25544) 27.08.2010 КАК НАЙТИ МИЛЛИОН ТУРИСТОВ?

Газета "Тамбовская жизнь" № 122 (25544) 27.08.2010

КАК НАЙТИ МИЛЛИОН ТУРИСТОВ?

Закон «О туризме в Тамбовской области» находится в стадии формирования. Разработана и обсуждается областная целевая программа развития туризма в Тамбовской области. Рассказать о приоритетных видах туризма, отраженных в этой программе, мы попросили начальника областного управления по физкультуре, спорту и туризму Михаила Белоусова.

— Программа развития туризма на Думу пока не выносилась. Она проходит стадию уточнения. Мы не спешим в этом вопросе, так как хотелось бы правильно разработать всю концепцию развития туризма в области. В программе рассматриваются различные виды туризма. Это и спортивный (на территории области можно совершать прекрасные велосипедные, пешие и байдарочные походы), паломнический, деловой туризм, сельский и рекреационный, то есть краеведческий, познавательный туризм. Наша главная задача — развить въездной туризм. В планы управления не входит стимулирование развития тех фирм, которые отправляют людей на отдых за пределы области или в другие страны. 

Конечно, у нас нет моря и гор, но и нам есть чем похвастаться. В первую очередь это музеи-усадьбы. В России 46 музеев-усадеб. Три в нашей области: Музей-усадьба Рахманинова «Ивановка», Музей-усадьба Герасимова в Мичуринске и там же Музей-усадьба Мичурина. Мы можем развивать это направление туризма. У нас есть интересные зоны, связанные с жизнью Вернадского, Верстовского. Сейчас ведем проработку развития зоны «Бугры» у рабочего поселка Сосновка. Для этого подключаем инвесторов из Москвы. Они будут создавать условия для спортивного туризма: летом — авиатуризма, в зимнее время — горнолыжного спорта. Там очень высокие холмы, с перепадом высот до сорока метров. Поэтому горнолыжную трассу длиною 400—500 метров вполне можно сделать. Вторую зону, которую мы разрабатываем, назвали «Юг». Она включает места близ реки Вороны в Кирсановском, Инжавинском, Уваровском и Мучкапском районах. На этом участке планируем развивать разнообразные спортивные виды походов: пешие, водные, конные. Здесь же возможно развитие познавательного туризма, связанного с именем композитора Рахманинова, и исторического, связанного с крестьянскими восстаниями. Ведь юга Тамбовщины коснулись восстания Болотникова, Разина, Пугачева, Антонова.

При всем этом мы должны не только донести эту информацию до людей, сказав, приезжайте к нам, смотрите, как интересно, но и предоставить туристический продукт. То есть достойно разместить туристов, накормить, обеспечить квалифицированными экскурсоводами. 

— В одиночку всех проблем не решить. С кем налажено сотрудничество?

— Развитие туризма, безусловно, немыслимо без взаимодействия с областным управлением культуры и архивного дела. Все виды детского краеведческого туризма невозможны без управления образования и науки. Активно помогает управление экологии, потому что посещение заповедных мест мы обязаны согласовывать с ним. 

Мы сотрудничаем с управлением сельского хозяйства, поскольку развитие сельского туризма начинает набирать обороты. За счет сельского туризма необходимо поддержать крестьянство. Например, селяне могут пригласить к себе в гости горожан. У людей, живущих в мегаполисах, большая потребность увидеть сельский быт своими глазами. Когда мы говорим о сохранении культурных традиций, то часто подразумеваем сохранение каких-то объектов недвижимости, но забываем о сохранении ремесел. Например, связанных с плетением половичков, лаптей, лозоплетением. Есть традиции и в кулинарии. В каждом селе оладьи и блины пекут по-своему, хлебный квас делают по-своему. Обо всем этом тоже можно рассказать туристам, испечь блины на глазах у них и дать попробовать... Я думаю, что такое развитие туризма в какой-то мере поддержит сельское население нашей области. 

— Расскажите подробнее о проектах «Бугры» и «Юг».

— На данный момент наиболее значимое историческое имя для Тамбовской области — Рахманинов. В любой стране мира не надо объяснять, кто это. Поэтому центром зоны «Юг» будет Ивановка. Недалеко от Инжавина, в Карандеевке, частная туристическая фирма «Санта» построила небольшой сельский домик с определенным набором услуг. Мы хотим, чтобы, пожив два дня в Ивановке, туристы могли бы переехать в это село, затем съездить в поселок Мучкапский. Там есть спортивный комплекс с бассейном, хорошими спортзалами, футбольным полем. Привлекательна и река Ворона. Затем из тех мест люди могут направиться в Кирсановский район, который славится уникальными уголками природы. Есть Воронинский заповедник, охотничьи хозяйства. 

— Последние музыкальные праздники в Ивановке вновь подняли вопросы, связанные с отсутствием гостиницы в усадьбе и навеса над сценой.

— Все это мы должны решить совместно с управлением культуры. Найден частный инвестор, который готов вложить свои средства в строительство гостиницы. Думаю, что необходимо сразу решать вопрос и с концертной площадкой. Средства на развитие Ивановки мы сейчас закладываем в областную целевую программу развития туризма на 2011—2015 годы.

Также необходима инициатива со стороны тамбовчан. Они могут предлагать свои туристические разработки. К примеру, недавно ко мне приехали ребята из Уварова. Они разработали туристический 75-километровый маршрут по Вороне, приобрели байдарки, палатки. Мы готовы таких людей поддерживать. 

— Будете использовать зарубежный опыт?

— Безусловно. Для знакомства со сферой сельского туризма я недавно побывал во Франции. Меня интересовали даже мелочи. Например, если в провинции оборудованные у дороги столик и лавочки сломали, кто восстанавливает? Французы сказали, что восстанавливают сами, потому что хотят привлечь в свой район туристов. Во французской провинции спокойно воспринимают тот факт, что человек сдает дом для туристов. Никто из соседей не испытывает зависти. Понравилось мне бережное отношение французов к природе, наследию предков. Каждый дом в поселке предлагает какой-нибудь музейчик. 

Развивая сельский туризм, будем придерживаться такого же принципа. Приходя в наши музеи, мы сразу же сталкиваемся с табличкой «Руками не трогать». По линии сельского туризма люди будут приезжать в сельские дома, где им предложат не только, к примеру, посмотреть старинный пресс, которым давили сок из яблок, но и дадут его покрутить. Мы забываем, что многие жители мегаполисов уже не знакомы с прялкой, коромыслом, косой, корытом и так далее. Для них это экзотика, древность. Им будет, к примеру, интересно самим покосить.

— Легко ли идут местные власти на сотрудничество в сфере туризма?

— Главы городов и районов нашей области относятся к этому с пониманием. Мне хотелось бы назвать одну цифру: в мировой практике до 10 процентов валового национального продукта приходится на туризм. Вокруг туристического объекта начинают развиваться отрасли, которые оказывают дополнительные услуги. К примеру, производство и продажа сувениров. Надо предложить их широкий выбор, чтобы туристы уехали довольные, взяв что-то на память о поездке. Если в Тамбове сейчас найти сувенир все-таки можно, то в Кирсанове, Уварове, Инжавине — затруднительно. Найти и продвинуть свои «изюминки» — это дело малого бизнеса и предпринимательства. 

Маргарита МАТЮШИНА