Газета "Тамбовская жизнь" 26.02.2011 Еще веселимся или уже задумываемся?
Газета "Тамбовская жизнь" 26.02.2011
Еще веселимся или уже задумываемся?
Масленица в этом году начинается 28 февраля. Трудно сказать, важно ли это. Но если судить по тематике публикаций в таблоидах и женских журналах, то очень. Рецепты, традиции, опять рецепты и опять традиции. В этом информационном шуме никто не успевает задуматься о том, насколько важны эти традиции, потому что, и об этом не стоит забывать, не все они одинаково хороши.
Конечно, сами по себе блины не дурны и не хороши, если же они дают повод встретиться и провести время в приятной беседе, то это и вообще замечательно. Но кулинарные вопросы должны, как говорится, знать свое место.
Ну а если вести разговор с людьми, считающими себя православными, то, наверное, в первую очередь надо говорить все-таки не о Масленице, а о последней неделе перед Великим постом. В народе она называлась сырной неделей потому, что в этот период уже не употребляется мясо, но еще разрешаются молочные продукты (и рыба). Значит, фактически Масленица - подготовительная неделя перед Великим постом, а потому обычно сопутствующее ей веселье не должно превышать допустимых пределов, и само празднование не должно превращаться в злоупотребление, служить поводом ко греху.
- По большому счету, масленичное веселье диссонирует с тем предуготовлением к Великому посту, которое происходит в этот период. Безудержный разгул, пьянство - все эти «традиции» по зрелом размышлении вполне можно определить как «безумные», - говорит протоиерей Г. Неретин.
- Наесться до отвала и напиться допьяна - это грубая, простая, по большому счету не очень-то и человеческая радость. Такое примитивное бытие имеет мало общего с христианским отношением к действительности, - говорит священник.
И уж тем более мало общего с христианским мироощущением имеет следование языческим традициям вроде сжигания чучела Масленицы, прыжков через костер или хождения ряженых. Да, вполне возможно, что наши предки, далекие или не очень, предавались всем эти развлечениям. Но они, предки, были «младше» нас в духовном смысле, и потому сегодня невозможно следовать этим традициям. Особенно если иметь подспудную мысль «а потом схожу в церковь, от всех грехов очищусь».
- Это большое заблуждение - считать, что можно таким покаянием смыть грех участия в языческом праздновании. Человек, который грешит, рассчитывая потом покаяться, никогда не сможет искренне идти к покаянию. А именно искреннее покаяние является условием отпущения грехов в таинстве исповеди, - напоминает о. Георгий Неретин.
Так что блины блинами, но никак не стоит разрушать своего единства с Богом. Неделя перед Великим постом помогает верующему человеку настроиться на тот духовный труд, который ожидает его на протяжении всей Четыредесятницы. В это время в храмах начинают совершать великопостные службы, в среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва св. Ефрема Сирина, та самая, которая вдохновила Пушкина на его знаменитое «Мужи пустынники и девы непорочны...»
Именно в Великий пост человек имеет возможность наиболее ярко и остро почувствовать, чей он образ и подобие, и потому весь этот период, подготовкой к которому и является так называемая Масленица, может восприниматься как одно большое духовное упражнение, еще одна возможность вспомнить и применить к повседневной жизни правила, позволяющие пасти душу, выстроить непростую земную жизнь гармонично, так, чтобы в ней слышалась музыка небесных сфер.
- Молитва особенно в дни Великого поста помогает человеку вновь осмыслить полноту богочеловечества в истории. Понять, кто нас создал. И соответственно по образу кого мы должны строить свою жизнь, - напоминает о. Георгий. - ...Это время, когда живые и умершие как бы объединяются, когда особо ощущается вселенское единство всех христиан.
Поэтому незадолго до начала Великого поста происходит и первое в течение года поминовение всех усопших.
Ну а вступить в этот особый период с чистым сердцем, примирившись со всеми, помогает Прощеное воскресенье, традиция которого напрямую связана с особым чином прощения, совершаемым после вечернего богослужения в храме. Этот чин напоминает о раннехристианской традиции принародного покаяния - как первые христиане каялись в своих грехах прилюдно и в полный голос, как тогда просили прощения у всей общины, так и сейчас в преддверии начала Великого поста прощения просят все, начиная от иерархов Церкви.
Именно этим, а не сожжением чучела заканчивается Масленица. А человек вступает в Великий пост с просветленным внутренним взором, миром в душе и настроем на большой труд, который предстоит ему в течение сорока дней Великого поста и будет увенчан радостью искреннего и полного переживания Воскресения Христова.
Ольга НОВАК.