Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Газета "Тамбовская жизнь" 04.09.2013 Неутомимый искатель

"Тамбовская жизнь",  04.09.2013

Неутомимый искатель

Всё началось с марок. Самых обычных, простеньких — «Советский спорт» и «Космос». Школьник Саша Тарасов, являвшийся тогда активным участником общества юных филателистов при областном Доме пионеров, собирал их с особым чувством, ведь благодаря этим маленьким квадратикам с резными краями можно было проследить историю родной страны. И он, стремясь во что бы то ни стало пополнить свою коллекцию, с присущим детям азартом отслеживал появление каждой новой марки и покупал её на деньги, сэкономленные на школьных завтраках.

Вектор его интересов резко изменился, когда на одну из встреч в общество филателистов пришёл молодой парнишка. Александр Тарасов не помнит ни его имени, ни фамилии, но именно он сделал для юного собирателя открытие: «Марки — это так, игрушки, значки — совсем другое дело». Тот самый значок с изображением герба Тамбова, заложивший основу всей сегодняшней богатейшей коллекции Тарасова, был тут же выменян им на пятьдесят марок.

— При виде значка что-то кольнуло в груди, сердце застучало быстро-быстро, а на душе ни с того ни с сего стало радостно, поэтому я без сожаления отдал за него все марки, которые у меня были. И потом ни разу не пожалел об этом, — вспоминает мой собеседник.

Спустя почти полвека, прошедшие с той поры, Тарасов уверен: парнишка был послан ему судьбой. Как чуть позже — знаменитый местный коллекционер Николай Алексеевич Никифоров, отворивший ему дверь в полный тайн и открытий мир тамбовской старины.

— Впервые мы встретились в школе № 21, где я тогда учился. Никифорова пригласили на «классный час», и он с упоением рассказывал школьникам о том, как и где находит экспонаты для своей коллекции. Я слушал буквально разинув рот: так было интересно. А потом осмелился пригласить Николая Алексеевича к себе домой, чтобы показать свою коллекцию значков.

И тот, и другой встречей остались довольны. Общение с учителем, как называет коллекционера Тарасов, было нечастым, но продуктивным. Его иногда заменяли книги «Поиски и находки» и «Поиски продолжаются», которые Никифоров с дарственной надписью и автографом как-то ему вручил.

...А коллекция значков тем временем разрасталась не по дням, а по часам. Особое место в конце шестидесятых годов в ней заняла серия с гербами городов, входивших в Тамбовскую губернию. Также было и с книгами по краеведению. Первым, ставшим цементирующим звеном будущей коллекции, в доме Тарасова появился учебник «География Тамбовской области».

— Мы по нему как раз учились в школе. Смотрю — третье издание, дополненное и переработанное. Значит, было второе, первое. Решил, как бы ни было трудно, достать их. Одно подарили друзья родителей, у которых в гостях я и увидел его в книжном шкафу. Увидел и не мог глаз отвести. Другое приобрёл много позже, — рассказывает коллекционер.

В начале семидесятых годов вышло четвёртое издание, в середине восьмидесятых — пятое. Все они заняли своё место на книжных полках в квартире Тарасова. После продолжительных поисков коллекционеру удалось разыскать одного из авторов учебника — М. Снытко, долгое время преподававшего в тамбовском пединституте, и получить его автограф, украсивший форзац этих книг.

 

Автограф на коллекционных издательских находках обязателен — такое условие поставил Тарасов себе в юности и за сорок шесть лет, что собирает краеведческий материал, не изменил ему ни разу. В погоне за ним он преодолевал сотни, а иногда и тысячи километров, часы напролёт мёрз зимой на улице, ища встречи с авторами книжных новинок. Но оставался непреклонен — книга без автографа для него была мертва.

— Издания по краеведению, а собираю я не только посвящённые областному центру, но и городам Тамбовщины, его сёлам, сейчас найти сложно, — сокрушается коллекционер. — Раньше можно было приобрести их в книжных магазинах, сейчас нет. Помогают друзья, знакомые, знающие о моём увлечении, сам много читаю, в том числе и газет. Вот «Тамбовская жизнь» много о краеведении пишет, часто именно из неё о выходе той или иной книги узнаю.

Любая полученная информация тут же обрабатывается, и Александр Владимирович, наметив план действий, отправляется на поиски «единички» — так любовно он называет коллекционные экземпляры. Чтобы получить её, Тарасов не жалеет ни сил, ни времени, ни денег. А иногда, тут уж руководители предприятий и главы территорий, к которым коллекционер обращался с просьбой отдать экспонат для коллекции, не дадут соврать, брал измором.

— Бывало, изо дня в день к такому человеку ходил, глаза мозолил. Так ему надоедал в конце концов, что он книгу или значок отдавал с радостью даже, только бы я уже отстал, — не скрывая, с улыбкой рассказывает об одной из черт своего характера тамбовский коллекционер.

Да, настойчивости, а в некоторых случаях и упёртости Тарасову не занимать. А ещё, побывав у него в гостях, где под коллекцию отведена целая комната, и то она уже становится мала, не перестаёшь удивляться его терпению, скрупулёзности и трудолюбию. Без них, помоему, невозможно столько лет изо дня в день по крупицам собирать историю Тамбовщины.

— Это жизнь моя, — нежно поглаживая корешки книг и брошюр, любовно оглядывая полки со значками и буклетами, географическими картами и вымпелами, — тихо произносит Тарасов. Не представляю себя без этого. Если в коллекции появилась ещё одна «единичка», день прожит не зря.

Из скольких экспонатов состоит сейчас коллекция, Александр Владимирович не считал, говорит, в этом нет необходимости. Главное — что они есть, уже одно это — радость. А точное количество, если потребуется, можно уточнить в каталоге, который тамбовчанин ведёт на протяжении всех четырёх десятилетий. В двадцати разделах — по числу направлений коллекционирования — содержится информация обо всех книгах по краеведению, местных поэтов и писателей, открытках и карманных календарях, атласах, настольных медалях и многом другом, что отражает прошлое и настоящее Тамбовщины.

В последнее время объектом пристального внимания Тарасова стали значки, выпускаемые к юбилеям промышленных предприятий области, тем не менее поиски по другим тематическим направлениям он ведёт также активно, как и раньше. «Столько всего нужно ещё успеть!»


Масштабы уже сделанной работы из-за природной скромности коллекционер оценивать не берётся. Зато может говорить об экспонатах часами. О том, с каким трудом был добыт (именно так, а не иначе) «Путеводитель по Тамбову» А. Кулаковой, выпущенный в середине пятидесятых. Чтобы получить его, Тарасову на протяжении нескольких недель пришлось караулить её у дома. Бдительные соседи тогда вызвали милицию, опасаясь ограбления. Почти детективная история связана с появлением в коллекции ещё одного путеводителя, на сей раз государственного архива Тамбовской области, датированного концом сороковых годов. Но главное — вот он, на книжной полке... Можно прочитать, сделать выписки, чем, когда появляется свободная минутка, и занимается тамбовчанин.

— Книги, бывает, по пять и более раз перечитываю. Некоторые уже практически наизусть знаю. По прошествии времени я воспринимаю их по-новому, замечаю то, что раньше ускользало от внимания, — делится со мной Тарасов.

 

Эта неустанная тяга к старому новому, по сути, превратила его за четыре с лишним десятилетия коллекционирования в энциклопедиста и прекрасного оратора, в чём ежегодно убеждаются тысячи жителей области, приходящие в районные музеи и дома культуры на встречу с ним.

Александр Владимирович по собственной инициативе организует в городах и сёлах выставки из фондов своего домашнего «музея». Книги не возит — слишком объёмные и тяжёлые, в основном — значки, медали, буклеты, карты.

— Я всегда отдаю музейным работникам экспонаты для выставки с оговоркой: сколько надо, столько пусть и стоят в витринах — хоть три месяца, хоть полгода и больше. Лишь бы польза от них людям была, — поясняет коллекционер. — Я ведь не для себя всё это собираю, для людей! Тамбовчане должны знать историю своего края, интересоваться ею.

Выставки как раз способствуют этому. А ещё благодаря им жители региона начинают ценить семейные узы и ту незримую нить, что связывает их с предками. Даже тогда, когда этот предмет реален и осязаем, например, полуистлевший рушник, доставшийся от прабабушки и отправленный молодёжью на чердак, или настольная резная лампа, пылящаяся в сарае. Это тоже история Тамбовщины, о которой Тарасов одинаково эмоционального говорит и со школьниками, и со взрослой аудиторией.

Случается, что после таких встреч его коллекция прирастает новыми экспонатами. Он не отказывается от любой помощи в надежде собрать максимально полный и достоверный «путеводитель» по региону. Получается. Пока...

— Коллекционеры в Тамбове имеются, а вот тех, кто смог бы продолжить дело, начатое мной, нет, — с обидой, но не за себя, а за родной край, говорит Тарасов. — Коллекционеры помоложе не привыкли заниматься исследовательской работой, что-то искать, перепроверять. Они берут то, что лежит на поверхности, и довольны этим. Их нельзя упрекать в этом, так как нет у них огонька в душе, но, с другой стороны, и оправдывать нельзя.

Вместе с тем Тарасов всё-таки не одинок в своём стремлении популяризировать историю Тамбовщины среди её жителей. Его единомышленник — сотрудник ОАО «Завод подшипников скольжения» М. Борисов, собравший обширную коллекцию значков с местной символикой. Каждую субботу они встречаются в скверике рядом с областным краеведческим музеем, чтобы показать друг другу новые коллекционные экземпляры, поговорить по душам и наметить новые маршруты поисков. Без этого никуда...

— На днях узнал, что вышла книжечка о селе Бахарево Сампурского района. Уже связался с её автором, обещал подарить. В Мичуринский район скоро поеду, там издана книга по истории села Крюковка. Без неё коллекция будет неполной, — намечает план действий Тарасов. — Попадая в район или город, всегда получаю от местных жителей столько информации по будущим экспонатам, что хватает на три-четыре следующих поездки.

На прощанье не преминула спросить об экспонате-мечте, который Тарасову хотелось бы заполучить в коллекцию.

— Пока не знаю, какой он, но то, что в коллекции моей он будет, не сомневайтесь, — ответил, не задумываясь, Александр Владимирович.

Зная его неуёмный характер, не сомневаюсь. Я уверена в этом...

Елена МИЛОВАНОВА.