Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Газета «Заветы Ленина» № 55(4862), от 6.05.1980. С.2.

Газета «Заветы Ленина» № 55(4862), от 6.05.1980. С.2. 

Рассказы о коммунистах

СЧАСТЬЕ ВЕТЕРАНА

    Я долго стоял на полевом стане в ожидании, когда интересовавший меня агрегат закончит загонку и приблизится к концу поля. По-летнему жарко грело солнце, суховей ласкал щеки. Поля были подернуты густым маревом, сквозь которое угадывались работающие на севе и культивации трактора, от колеблющей дымки похожие на небольшие корабли среди волн. Наконец, впереди обозначился приближающийся гусеничный трактор с тремя сеялками. Подъехав к краю поля, он остановился. И вот уже к полевой столовой скорым шагом торопились трое мужчин, оживленно о чем-то беседуя и жестикулируя.

     — Вон тот, что повыше, пожилой, и есть парторганизатор Николай Ермилович Карпов. Наш ветеран труда и войны, — откинув вперед руку, показал мне секретарь парткома колхоза имени Кирова Юрий Петрович Любушкин и не без ноток гордости в голосе добавил:

- Интересной судьбы человек. Какой-то безотказный, трудолюбивый. Впрочем, он вам сам лучше расскажет о себе...

    Я обратил внимание на то, что, несмотря на свои семьдесят лет, Николай Ермилович шагал по-молодому бодро. Даже и внешне он выглядел гораздо моложе своих лет: слегка запыленное лицо было слабо порезано морщинами, в остро смотревших из-под белесых бровей глазах горели огоньки доброжелательности.

    Наш разговор состоялся здесь же, на полевом стане, на лавочке возле пруда.

    ...Биография Николая Ермиловича Карпова похожа на многие другие. Родился и вырос в крестьянской семье села Шапкино. Отец, Ермил Карпович, участник гражданской войны так и не вернулся с поля боя. Поэтому с четырнадцати лет Николаю Ермиловичу пришлось познать нелегкий труд землепашца. Здесь он встретил верную подругу жизни — Любовь Васильевну, родился сын.

    Но над страной сгустились черные тучи войны. Невесты и жены со слезами на глазах провожали на фронт своих женихов и мужей, наказывали им защищать Родину мужественно и стойко. Проводила на фронт своего мужа и Любовь Васильевна, оставшись с сыном в ожидании писем с фронта. А фронтовая дорога забросила Николая Ермиловича под Смоленск, где шли в то время особенно тяжелые, оборонительные бои. Здесь, как говорится, он и получил первое боевое крещение. Затем бои непосредственно на подступах к Москве — под Нарофоминском, где его легко ранило в руку.

    После лечения в госпитале Николай Ермилович обучался на курсах снайперов и попал в 12-ю гвардейскую стрелковую дивизию в разведывательную роту. Так и определился его дальнейший путь разведчика, который он прошел почти все годы Великой Отечественной войны. Принимал участие в боевых операциях по освобождению Орла, Ленинграда, под Тулой, форсировал Днепр, бил фашистов в Белоруссии, в Прибалтике.

     — Разведчики всегда шли впереди войск, — рассказывает Николай Ермилович. — Поэтому нам было нелегко, как первопроходцам. Много требовалось смекалки, физической выносливости, быстроты.

    Говорит Н. Е. Карпов неторопливо, размеренно, обдумывая. И лицо его при этом делается сосредоточенным, строгим, словно тревожит в этот миг болезненно саднящие раны.

    Вспоминается боевой эпизод в Белоруссии. В одном из лесных местечек возле полусгоревшего дома лесника наступление наших войск сдерживали вражеские пулеметные точки, которые были укреплены в траншеях. Командир роты пригласил командира отделения разведчиков старшего сержанта Н. Е. Карпова и отдал ему приказание:

     — Бери солдат — и на подавление точек. Обходи их и бери с тыла.

     — Есть! — коротко ответил старший сержант, держа руку под козырек.

    Подойти к вражеским пулеметным точкам, конечно, представляло большую трудность. Во-первых, все подступы к ним хорошо были видны и обстреливались. Во-вторых, везде заграждения из колючей проволоки. Решили обойти кругом и приблизиться с тыла. Незаметно подползли к колючей проволоке, перерезали ее, сделав проход, и начали приближаться к намеченной цели. Неожиданно поблизости взлетела сигнальная ракета.

     — Во что бы то ни стало снять немца! — приказал старший сержант солдатам. — Иначе нас обнаружат и откроют огонь.

    Правда, все обошлось благополучно. Немца, пустившего сигнальную ракету, сняли быстро и без шума. Затем разведчики, рассредоточившись цепочкой, поползли вдоль траншеи, приближаясь к пулеметным точкам, где прочно окопались немцы.

- Приблизиться к ним осторожно, - говорил накануне солдатам их командир. –

Если представится возможность, брать их без выстрела.

    Через некоторое время солдаты отчетливо услышали чужую речь и вот уже их фигуры замелькали внизу, в траншее, которая оказалась глубокой и обрывистой. И все же решили не стрелять, а, приблизившись к ним вплотную, застигнуть их врасплох.

     — И откуда только у солдата берется смекалка, — с серьезной улыбкой на лице оживляется Николай Ермилович. — Не успел я и глазом, как говорится, моргнуть, а моих ребят как ветром сдуло. Смотрю только, как мой товарищ Сарьин сидит буквально верхом на немецком пулеметчике, который оказался физически крепким и начал оказывать ему отчаянное сопротивление. Я, недолго думая, спрыгнул в траншею и бросился ему на помощь. А потом раздались выстрелы. Мы потеряли трех своих товарищей. Меня же тяжело ранили в ногу. Помню, как ребята спустили в траншею шинель и вытащили из нее меня. Но задание мы выполнили. Уложили более десятка немцев. Подавили вражеские пулеметные точки, тем самым открыли путь нашим войскам для наступления. И таких боевых эпизодов у Н. Е. Карпова немало.

    После войны Н. Е. Карпов работал председателем колхоза «Красная заря», а уже длительное время возглавляет в колхозе имени Кирова овощеводческую бригаду. Вместе с ним на выращивании овощей трудится и его жена — Л. В. Карпова.

    А в страдные весенние дни Н. Е. Карпов по велению своего сердца приходит как коммунист в партком и говорит:

     — Считайте меня участником сева.

    Не просит легкой работы, а идет на самый трудный и ответственный участок производства — обслуживать сеялки. Таков его характер — ветерана войны. И относится к своим обязанностям добросовестно. Как парторганизатор, очень много усилий прилагает к тому, чтобы коллектив, понимая стоящие задачи, работал с полной отдачей, слаженно и вел сев качественно.

    Ветеран войны и труда снова в строю.

В. МИХАЙЛОВ.


ОТКЛИКНУЛИСЬ ВСЕ 

     Горячий отклик у тружеников полей колхоза имени Мичурина вызвало обращение обкома КПСС, облисполкома, облсовпрофа и обкома ВЛКСМ к колхозникам, рабочим совхозов, механизаторам, специалистам, ко всем труженикам сельского хозяйства области, коллективам шефствующих над селом предприятий и учреждений. В праздничные дни на наших полях работало буквально все трудоспособное население.

    По велению своих сердец пришли на помощь колхозу ветераны войны и труда коммунист Виктор Григорьевич Коннов, а также Анатолий Филиппович Тюрин, Николай Николаевич Андрюшкевич, которые изъявили желание поработать на заправке сеялок лучшего агрегата хозяйства, возглавляемого коммунистом Анатолием Никитовичем Башкатовым. Они сеяли горох, ячмень, теперь приступили к севу поздних технических культур.

    Вышли в поле и работают на сеялках: коммунисты заместитель главного бухгалтера колхоза Валентина Михайловна Чеботарева, кассир Любовь Николаевна Рыжкова и бухгалтер по учету тракторного парка Галина Васильевна Кованева. Бесперебойно доставлял в поле семенное зерно шофер комсомолец Владимир Васильевич Ерохин.

    От имени правления партийной организации колхоза хочется сказать им спасибо за бескорыстную помощь.

    Соревнование под девизом: «Хлеб — забота общая» позволяет успешно вести полевые работы. На всей площади закончен сев ранних зерновых, однолетних трав. Сегодня завершаем сев сахарной свеклы, приступили к севу подсолнечника, кукурузные плантации подкармливаем аммиачной водой. 

 И. МАТВЕЕВ, председатель колхоза.


Славные будни «Комсомолки»

ZL-1980-05-06-2

    МОСКВА. Одна из самых популярных молодежных газет страны — «Комсомольская правда», орган ЦК ВЛКСМ. На знамени газеты — орден Ленина №1, врученный 50 лет назад, ордена Октябрьской Революции, Отечественной войны первой степени и два ордена Трудового Красного Знамени.

    Напряжённы будни редакционного коллектива прославленной газеты. Здесь, на улице Правды, ежедневно рождается номер газеты, который расходится тиражом в 10 миллионов экземпляров.

    Много славных дел на счету «Комсомолки». Она воспитывает молодежь на славных революционных боевых и трудовых традициях КПСС, рабочего класса, выступает пропагандистом ее трудовых починов и достижений.

    НА СНИМКЕ: летучка в отделе рабочей молодежи, Слева направо — корреспондент В. Лим, собкор газеты по Ростовской области А. Соколов, редактор отдела, член редколлегии Ю. Савцов и собкор по Челябинской области С. Кожеуров.

Фото В. СОЗИНОВА

(ТАСС).


   Памятник газете

    Трехметровая каменная газетная страница. Черная гранитная доска на ней – как клише, с высеченными словами: «В рядах бесстрашных борцов против немецко-фашистских захватчиков в грозные годы Великой отечественной войны была газета «Червоний прапор» - орган ровенского подпольного обкома КП(б) Украины и областного штаба партизан Ровенщины.

    Памятник газете «Червоний прапор» («Красное знамя») воздвигнут среди густых полесских лесов, возле села Дибровск, где в годы войны размещался Ровенский подпольный обком Компартии Украины, областной штаб партизанского движения, подпольный обком комсомола. Дибровск держал связь с Большой землей, Дибровск принимал самолеты с вооружением и продовольствием, Дибровск был на оккупированной территории «островком», где постоянно развевался красный флаг, утверждая незыблемость Советской власти...

    Первый номер газеты вышел 21 апреля 1943 года.

    Бывший студент Харьковского института журналистики, политрук Митрофан Зубашев с помощью партизанского руководства устроил маленькую типографию, подготовил печатников. По решению подпольного обкома партии, учитывая, что газета выходит с 1939 года, нумерация «Червоного прапора» была продолжена. От довоенной партизанская газета отличалась меньшим форматом. И, конечно же, печаталась на любой бумаге, какую можно было достать в это трудное время. Бумага ценилась, как боеприпасы, как хлеб и соль. Партизаны и местные жители берегли каждый номер, передавали его из рук в руки. Тираж составлял всего 500 — 700 экземпляров. Выходила газета 3 — 4 раза в месяц.

    «Червоний прапор» продолжает свою деятельность,- писала газета в своей первой передовой.- ...Газета мобилизует народ на смертельную борьбу с гитлеровским фашизмом. Дорогие товарищи читатели, рабкоры и селькоры! Редакция обращается к вам с призывом продолжать свое участие в работе газеты, помогать Красной Армии в её священной борьбе с врагом».

    Трижды в день работники редакции включали радиоприемник и записывали обращения из Москвы. А местные материалы готовили партизанские корреспонденты. Газета имела около ста активистов. Потом редактор И. И. Бескромный и секретарь В. Д. Евсеева привезли из Москвы походную типографию. Редакционное хозяйство размещалось на одной повозке. А делалась газета и в хате, и в шалаше, и в лесу. Последние два номера подпольной партизанской газеты вышли в январе 1944 года. 

 (ТАСС).