Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Газета "Заветы Ленина", 12 июля 1988 г., 3 стр.

Газета "Заветы Ленина", 12 июля 1988 г., 3 стр.

ОЧЕРК

И. А. КАРУНА

ВИТЬКА

(Окончание. Начало в № 77, № 80).

     11. НЕМНОГО ПОЛЕМИКИ.

     Как часто, наслаждаясь благоухающим соцветием, мы полной грудью вдыхаем его аромат... да все настойчивей стремимся вдохнуть побольше, вдыхать подольше.

     Как часто наслаждаем свой непомерно жадный вкус прекрасными плодами, нисколько не задумываясь (мы ж не ботаники профессионалы) над тем, на чем же выросло и держится это красивое соцветие, какие корни из земли питали ствол и ветви, какие листья, луч света уловив, помогли ему вдруг пышно вырасти, развиться в положенное время отцвести и уж потом дать людям насладиться вкуснейшими плодами...

     Нечто похожее с диалектической закономерностью проистекает и в жизни общества, которое порой мы просто не замечаем.

     Скажите, не так ли поступают в переоценке ценностей нашей перестройки даже маститые профессионалы, нередко пропускают корневое прошлое, вполне серьезно заявляя:

     — Такая-то?.. Такой-то (имярек), так это ж наш бывший выпускник, мы его в наших лабораториях прекрасно воспитали. У нас он вырос как специалист.

     Снимите, уважаемый, очки... Перед вами древо, выросшее на питательных соках прежде всего семилетней, потом восьмилетней и средней школы. Именно там зародились и даже закрепились основные профессиональные стремления и твердые мечты. Вот примеры.

     Все трое: Сашка, Витька, Васька,— явившись только что на свет, прошли в условиях войны нелегкие азы первоначального семейного воспитания и улицы тех лет, когда любому малышу одна заманчивей другой открывались перипетии окружающего мира и нельзя пытаться предать забвению, умолчать, не замечать ни титанического труда первого учителя военных лет, полуголодного учителя-предметника, отдавшего всего себя любознательным детишкам.

     Конечно же и тогда, как и теперь, не всякому учителю-предметнику не всякий школьник бесценно доверял свою измученную, порой испорченную душу. За чистую душу выпускников надо было настойчиво бороться. И этим кропотливо занимался прежде всего учитель.

     Помнится, с какой настороженностью первого сентября 1945 года встретили меня все трое. На лицах их в то время легко было прочесть: он ведь военный, он офицер, и «старший лейтенант», и командир роты, ему только командовать, какой же он учитель, тем более преподаватель русского языка и литературы. Пришлось делом доказывать, что этот офицер в простреленной шинели был в прошлом учитель-профессионал.

     А как входила в свою служебную роль учитель физики, недавняя студентка Александра Алексеевна Шаповалова, которой одной удалось свершить, что было не под силу, казалось, всему учительскому коллективу?..

     Ведь именно в школе, в тех специфических условиях, будто случайно, исподволь родились обычные, на первый взгляд, детские забавы, возросшие потом в прямые увлеченья, которым суждено было в профессиональные склонности развиться.

     Здесь, и только здесь, родилась их дружба, прошедшая проверку временем.

     Именно здесь, в семьях тружеников и в Кировской семилетней школе на благодатной почве взошло, прекрасно выросло, окрепло и пышно расцвело могущественное то древо, плоды которого так бескорыстно были отданы народу.

     Кто, как не учитель, в труднейших условиях разрухи и невежества неграмотного народа блестяще осуществил культурную революцию, заложил прочнейшую основу знаний во всех областях для дальнейшего развития и расцвета науки, культуры экономики, могущественной техники, которыми до времени восхищался весь цивилизованный мир. И не учитель виноват в образовавшемся застое, поставившем страну на грань почти что катастрофы.

      12. МЕЧТЫ СБЫЛИСЬ

     Вот, кажется, и подошла пора закончить свое повествование, пора оставить в прошлом, позади так долго употребляемые автором имена-клички: Сашка, Васька, Витька,—присвоенные им неизвестно кем в далеком детстве, и пора назвать своих героев их собственными именами.

     Александр Коростелев осуществил-таки свою мечту влюбленного в небо человека. Он окончил училище авиационных штурманов, точно и расчетливо водил военные воздушные корабли, охранявшие голубое небо нашей Родины на указанных командованием расстояниях и высотах.

     Закономерно быстро он рос по службе и в званиях, и в должностях, находясь в летном составе Вооруженных Сил страны до тех пор, пока позволило его здоровье. Закончил он службу в должности командира полка, с гордостью носил серую каракулевую папаху.

     Сейчас Александр Степанович Коростелев, находясь в отставке, продолжает трудиться, помогает престарелым родителям, частенько навещая их, и, не забывая прошлого, шлет поименно оставшимся в живых его учителям... свои благодарственные приветы.

     Василий Хмыров, воспитавший Витьке и его младшим братьям преданного Дружка, а затем серьезно увлекшийся авиамоделизмом, получив «Свидетельство об окончании Кировской семилетней школы», успешно поступил и с серебреной медалью закончил Липецкую авиаспецшколу, открывшей ему возможность без экзаменов поступить в Московскую авиационную академию имени Жуковского.

     В 1955 году с отличием ее закончил и счел возможным, как это было в годы учебы в школе, навестить меня на дому.

     В новенькой авиационной форме, в звании военного авиаинженера с соответствующими знаками отличия он, не скрывая, гордился тем, чего достиг, к чему настойчиво стремился. Уезжая по академическому распределению к первому в своей жизни месту службы, он с большой надеждой уже строил новые большие планы.

     В знак этой встречи и искреннего уважения он подарил мне (для дочери, которую помнил он еще малышкой и которая только что поступила на факультет прикладной математики Воронежского университета) на память собственную логарифмическую линейку и руководство о правилах пользования ей.

     Эта приятная встреча, к сожалению, оказалась последней. С его отъездом внезапно и навсегда с ним оборвалась всякая связь, мои попытки ее восстановить, не привели к успеху.

     Куда сложнее оказалась вся жизнь и сам ее финал правдоискателя Виктора Найденова.

     Следуя упомянутым уже советам, он успешно окончил Мучкапскую среднюю школу с сформировавшейся еще в семилетке твердою мечтою, затем окончил Московский юридический институт и стал квалифицированным юристом Виктором Васильевичем Найденовым.

     В невиданно короткий срок он с самой нижней юридической ступеньки, преодолевая каждую последующую, жадно впитывал на практике богатейший опыт прокурорской практики.

     Вот этапы этой лестницы: следователь, районный прокурор, зам. прокурора области, прокурор Ульяновской области, ответственный работник административного отдела ЦК КПСС, заместитель Генерального прокурора СССР, Главный Государственный Арбитр страны.

     В своей практической работе В. В. Найденов не запятнал звания советского юриста-коммуниста. В пылу обывательских атак и годы застоя он сохранил добропорядочность и благородство, хоть и умер на посту, оставшись верным истине: «Прокурор подчиняется только закону!»

     Вот обо всем об этом читайте очерк Аркадия Ваксберга в «Литературной газете» «Судьба прокурора», перепечатанный в районной газете «Заветы Ленина».

     Мне же сама совесть повелела, основываясь на известных мне фактах его послевоенной жизни и учебы, к которой в известной мере и сам я был причастен, ответить на вопрос, почему В. В. Найденов избрал для жизни специальность правдоискателя и прокурором стал, о чем не написал Аркадий Ваксберг.

     А как я справился, судить, конечно же, не мне...


Начало в Газета "Заветы Ленина" № 77, 2 июля 1988 г., 3 стр.