Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Тамбовские губернские ведомости. - 1851, 9 июня ( № 23).

к № 23-му.

Тамбовских Губернских Ведомостей

Отдел второй.

ЧАСТЬ НЕОФФИЦИАЛЬНАЯ.

TGV-1851-06-09-23О развитии судоходства по р.р. Вороне и Хопру от г. Борисоглебска.

     Река Ворона берет свое начало в Чембарском уезде, Пензенской губернии, и прорезав Кирсановский и Борисоглебский уезды на протяжении оного 400 верст, разветвляется под г. Борисоглебском на два протока и ниже города в 3 или 4 верстах впадает в р. Хопер, а этот последний вливается в Дон, тихо несущий свои воды в Азовское море. В старину, когда было меньше по р. Вороне мельниц и дно не так было засорено,-барки и плоты сплавлялись из Чембарского и Кирсановского уездов; но теперь судоходство возможно только от г. Борисоглебска. Ширина р. Вороны не значительна от 30 до 50 аршин, а в иных местах немного шире; в разлив же полой воды ширина увеличивается в некоторых местах до 5 верст; глубина этой реки бывает в обыкновенное время от 1 до 5 и более аршин; омуты или глубокие места встречаются часто, песчаных отмелей или перевалов также довольно. Много лежит в реке-лесу, свалившегося с берегов; днище ее местами песчанисто, а местами иловато; грунт берегов состоит из черноземно-иловатого слоя, инде песчанистого и глинистого; правый берег крут, а левый большею частию отлог и песчан. По обеим сторонам р. Вороны произрастает лес, некогда огромный и густой, а ныне более низкий и  редкий.

     Во времена Петра Великого в здешнем крае строились морские суда (подобно Воронежу) из корабельной Теллермановской рощи, которая находится под самым городом (*) и сохраняется доныне довольно хорошо, состоя в заведывании Ученого Лесничего Морского Ведомства, при коем находятся топографы и лесная стража. -По разделению (нынешнему) губерний-лес этот считается в границах Новохоперского уезда, Воронежской губернии, хотя по своему положению ближе к г. Борисоглебску  (подле почти),

_________________

(*) По росписи губернии 1709 г. Борисоглебск состоял в Азовской губернии и означен был лежащим на р. Хопре;-тогда р. Ворона называлась Малою Вороною и в отличие от Большой Вороны (ныне р. Воронежа.)

 _________________      

     а часть Теллермановской рощи (в числе до 12,000 десятин), отделенная от корабельной большою дорогою из г. Борисоглебска в Тамбов,-подарена блаженной памяти Императором Павлом 1-м Адмиралу (ныне умершему) Графу Кушелеву,-заключается в пределах Борисоглебского уезда,-В Царствование Александра Благословенного (1801-1806 г.) в г. Борисоглебске находилась команда морских солдат и мастеровых под начальством Генерала Кусакова для постройки судов; а барки строились здесь в 1803 году, что видно из архивных дел уездных присутственных мест, но положительных о том сведений извлечь неоткуда, (по крайней мере в г. Борисоглебске);-с того же времени до 1840 г -отправки барок не было, а с этого года снова начали строить барки, правда их сперва было отправлено только две с лесом для бондарных изделий в Ростов-на-Дону, но в 1845 году выстроено и сплавлено вниз уже 12 барок, а в следующую весну (1846 г.) 17 барок, нагруженных овсом, льняным семенем, мукою и тростями, с обручами для бондарного дела,-на сумму до 100 тыс. руб. сер. в последний год. В 1847, 1848 и 1849 годах, число барок простиралось до 10 каждый раз, каковое уменьшение должно приписать неурожайным годом. В 1850 году отравлено в Нахичевань; Ростов-на-Дону и Таганрог до 30 барок, (*) нагруженных: льняным семенем (до 15 т. четвертей), пшеном (7 т. чет.) ржаною мукою (8 т. четв.), овсом (2 т. чет.), пшеницею 3 т. чет.), гречневою крупою (1 т. чет.) и лесом для бондарных изделий и дровами;- так что ценность всего груза простиралась

_________________

   (*)  В том числе одно килевое судно - тромбон выстроенное все из дубового леса. -

______________

     до 200 т. руб. серебром. А в настоящем году по причине неурожая прошлого года пойдет барок только 13 и одна останется за неимением клади; впрочем по дороговизне отправляемого хлеба ценность груза будет не менее 100 т. руб. сер., потому что будет отправлено 20 т. кулей ржаной муки, 2 т. кулей крупитчатой муки, 5 т. четвертей льняного семяни и 2 барки с лесом.-

     Величина барок неравномерна: от 40 до 50 аршин в длину и от 12 до 15 арш. в ширину и от 3 до 4 арш. в вышину; такие барки поднимают грузу от 15 до 20 т. пудов каждая. Материал для постройки барок сначала брали преимущественно из леса Гр. Кушелевых (близь города Борисоглебска в 5 верстах) проданного купцу Хренникову, где произрастает дуб и осина, но с 1849 года стали привозить сосновый лес из дачи С. Хреновой (Бобровского уезда), отстоящей от г. Борисоглебска в 130 верстах. По расчету торговцев, строящих барки, выгоднее барки делать из сосны, так как они прочнее, легче и скорее продаются в Ростове, нежели осиновые, кои нейдут ни куда кроме дров, а сосновые барочные доски употребляются на разные строения и огороды. С настоящего года нашли средство еще сходнее приобретать готовые барки из Саратова, куда на них привозят разную кладь из верхних пристаней и по выгрузке ее продаются не дорогою ценою; почему разобрав такую барку можно ее перевозить удобно и дешево на волах в г. Борисоглебск и здесь опять выстроить для нагрузки вновь, чрез что барка обходится почти вдвое дешевле, нежели осиновая из здешнего леса, а в продаже все-таки пойдет в Ростове дороже последней.-

     В продолжение всего время с открытия судоходства по р. Вороне, только в 1848 году четыре барки за мелководьем остановились на половину пути, а крушений и не было ни одного разу. Кроме местных выгод причиною увеличения сплава барок послужило еще то, что нагружаемые в г. Балашеве барки, идущие по р. Хопру почти мимо Борисоглебска (в 3 верстах) встречают выше соединения той реки с Вороною препятствия: большие мельничные плотины, на которых не один раз уже останавливались и повреждались барки; почему Балашевские купцы также признают за лучшее строить и нагружать барки в г. Борисоглебске.-Кроме здешних и Балашевских купцов приезжают  в  наш  город Армяне и Греки из Нахичевани и Таганрога для закупки туземных продуктов и сплава вниз к Ростову.-

     Вот беглый историко-статистический очерк судоходства по р.р. Вороне и Хопру от г. Борисоглебска. Из этих немногих данных можно уже составить заключение, что со временем наш город из захолустья и незначительного-станет на ряду с важными и замечательными городами России: торговля и промышленность вообще составляет могущественного двигателя, восстановляя города и селения из мрака неизвестности!-

X. Козлов.

Г. Борисоглебск. 1851 года.

______________________

Печатать дозволяется, Тамбов. 1851 г. Июня 6 дня. Цензор Неоффициальной части Тамбовских Губернских Ведомостей, Старший Учитель Гимназии Михаил Скиада.


Статьи:

Борисоглебск в старых газетах и журналах.  

 РЕКА ВОРОНА (ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЛИНЫ)

Тамбовские губернские ведомости. – 1851, № 28.