Село Шапкино

 

 

                                                 Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

 

"Московская правда" № 096, 2002-05-28

Анатолий Бичуков: Что отложено - то потеряно.

Автор: Алла Шугайкина

У скульпторов, как, впрочем, и у зодчих, нередко такая судьба: хорошо знаем и любим их лучшие работы, а вот назвать автора... Кто создал памятник Минину и Пожарскому? "Ой, сейчас вспомню..." Да Иван Мартос его имя! А кто такой Чичагов? Не знаете? Ну тогда подойдите к зданию старой Московской Думы, почитайте табличку...

Выразительная трехфигурная композиция, установленная стараниями Правительства Москвы на Поклонной горе, очень точно символизирует идею преемственности доблести защитников Отечества: воплощенные в бронзе, плечом к плечу стоят русские воины - ратник Куликовской битвы, участник Бородинского сражения, солдат Великой Отечественной... Немногие из нас не по телевизору, а въявь видели Большой Кремлевский дворец после реставрации: пока здесь работает Правительство страны, и только избранным довелось полюбоваться установленными в Овальном зале скульптурными портретами самых знаменитых российских императоров. Зато памятник Сергею Есенину на Тверском бульваре смело можно назвать народным: у его подножия всегда цветы, играют рядом дети, повторяют знакомые строки почитатели певца Руси.

Автор всех этих работ, а также десятков других, в том числе установленных во многих городах и музеях России, ближнего и дальнего зарубежья, - Анатолий Андреевич Бичуков, народный художник России, вице-президент Российской Академии художеств, академик. И вот уже год - ректор Московского государственного академического художественного института имени В.И.Сурикова - знаменитой "Суриковки", подарившей отечественной культуре немало талантливых имен. Выпускник 1964 года, А.А.Бичуков пришел в стены "альма матер" с собственной четкой гражданской позицией.

- Сказать по правде, новое назначение заметно осложнило мою жизнь. Последние годы, как известно, для учебных заведений, да и для культуры в целом, были очень нелегкими. Суриковский институт не стал исключением. Помещения находились в запущенном состоянии, кругом расплодились какие-то арендаторы, которые, кстати, и аренду-то не платили... Начал с того, что возродил Совет студентов.

- Как восприняло современное поколение молодых это возвращение хорошо забытого старого?

- Да у нас замечательная молодежь, умная, целеустремленная. А студсовет - это ведь самый естественный и прочный мостик между учащимися и педагогами, администрацией, помогающий возродить ощущение общего дома, взаимопонимания, без чего не воспитать настоящего художника. А ведь это очень ответственная и важная для общества профессия.

- Однако возрождение творческой атмосферы в стенах вуза Вы начали с вещей самых бытовых - затеяли капитальный ремонт.

- А одно от другого неотделимо. Нельзя говорить, что любишь и гордишься своим домом, и не заботиться о нем. У нас же мастерские в дождь заливало, работы гибли! Сегодня бюджет института прозрачен, вместе со студсоветом решаем, на что потратить средства. В общежитиях порядок наводим, открыли буфет, где можно недорого перекусить. Ведем переговоры с одним подмосковным хозяйством, чтобы кормить студентов хорошими продуктами: свежим творогом, овощами и фруктами. У нас многие приехали из других городов, не все люди обеспеченные. За таких душа особенно болит.

- Любопытный поворот: в вузе за последний год столько новшеств, но для Вас, похоже, потолки и отопление не на последнем месте?

- Конечно. Долг старших перед молодым поколением - помочь стать на ноги. Без искренней духовной связи и реальной поддержки трудно сохранить традиции, воспитать людей, по-настоящему преданных идеалам искусства.

- В вузе сейчас открыты новые отделения: архитектуры, дизайна, реставрации, иконописи. И насколько я знаю, постичь тонкости русской православной художественной школы стремятся и вполне светские люди...

- В этом нет ничего удивительного. С гордостью могу сказать, что нашему институту в числе буквально двух-трех учебных заведений удалось сохранить и продолжить традиции поистине уникальной Российской императорской классической школы. Ведь как говорят? Век человека - мгновение, но человечество - вечно. Рублев, Тициан, Рубенс... Гиганты культуры всегда будут современны, потому что стремились отразить главные философские вопросы и мировоззренческие идеалы.

- А как же право на самовыражение, на изображение "черного квадрата"?

- Да никто не отнимает ни у кого права рисовать хоть черные квадраты, хоть красные шары... Но мне доводилось бывать в самых разных странах - от Америки до Китая - и коллеги просят помочь наладить у них классическое образование. Дело в том, что сегодня масса людей создает картины и скульптуры, не владея ни техникой рисунка, ни пониманием композиции и пространства. А без такой базы никакой поиск, надежда сказать свое, действительно новое слово в искусстве, невозможны.

Я горд, что знаком с одним из образованнейших людей нашего времени, Патриархом Алексием II. Он прекрасно понимает значение культуры, художников в возрождении духовности нашего народа, в подъеме России. Недавно узнал, что утверждены 10 патриарших стипендий для нашего вуза. Это честь, которая обязывает ко многому.

- Я знаю, что уже появились и первые благотворители, готовые помочь институту в строительстве часовни?

- Да, потребность прийти в храм всегда рождается в душе словно по наитию... Я почувствовал это, когда работал над часовней на месте снесенной церкви Во имя Иконы Казанской Божией Матери на Житной улице. Когда, надеюсь, появится рядом со зданием Суриковского института часовня во имя святых покровителей мастеровых Флора и Лавра, сюда сможет зайти любой человек. И это благо.

- Анатолий Андреевич, как у Вас на все хватает времени? И на педагогическую деятельность, и на работу в Академии художеств, и на руководство студией имени Верещагина, и на собственное творчество?

- Вот времени как раз и не хватает. Но, знаете, есть такая поговорка: не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. Мой учитель, известный скульптор Матвей Генрихович Манизер, уточнял: что отложено - то потеряно. Стараюсь не откладывать...

- Я беседую с Вами в Вашей творческой мастерской, давайте расскажем читателям о работах, которые здесь выставлены.

- Пушкинская тема - одна из моих любимых. По моделям, которые здесь хранятся, уже стоят скульптуры в Сантьяго, Мехико. Довелось изваять портреты многих знаменитых соотечественников, ученых, артистов, героев войны и труда.

- Несколько лет назад я видела в вашей мастерской многофигурную композицию, посвященную памяти бойцов внутренних войск, погибших в горячих точках. Какова ее судьба?

- Вообще монументы создаются годами... Для этой работы уже отведена территория в районе Лефортова, ведутся переговоры об отливке, так что, полагаю, ждать теперь не так долго.

- А кто этот элегантный господин с державным символом в руке? Судя по костюму, современник Грибоедова?

- Действительно, и его современник, и самый знаменитый после Пушкина лицеист - князь Александр Михайлович Горчаков, один из самых блестящих дипломатов в истории России, министр иностранных дел. Эта скульптура выполнена по заказу Министерства культуры, и дело теперь тоже за переводом в бронзу. Планируется установить ее в сквере напротив МИДа.

- И, наконец, о самой, как я знаю, любимой на сегодняшний день Вашей работе. Так и хочется назвать ее - "Россия молодая".

- Так мы действительно молодой народ, отсюда, может, и многие наши проблемы. Например, считаю, мы оказались в большом долгу перед маленьким человеком - так я называю детей, подростков. Сегодня очень важно защитить, выучить, отдать им душевное тепло. Кто умеет сделать это лучше всего? Конечно, мать. Вот поэтому мы и Родину называем матерью, и страну нашу искони ласково именовали матушкой Россией. В этой скульптуре я постарался воплотить главные черты, присущие нашему народу: его многонациональность, восхищение такими нравственными критериями, как целомудрие, спокойствие, осознание внутренней гармонии, готовность оберегать свой дом и своих детей, радушие и открытость для добра и правды.

- Лицо венециановской крестьянки. Но щит эта женщина, как княгиня Ольга, из рук не выпускает и державный скипетр несет, как хоругвь... Анатолий Андреевич, я слышала, что небольшая копия этой работы была вручена Президенту Путину и находится в его рабочих апартаментах. А также знаю и то, что не только Ваши коллеги, но и многие видевшие скульптуру высказывают мнение, что она являет собой тот объединяющий и примиряющий символ, который мог бы быть установлен на одной из лучших и неоднозначно знаменитых площадей столицы - Лубянской. Во всяком случае, на женскую солидарность Ваша работа может рассчитывать...

- Я действительно был бы счастлив увидеть мою "Россию" на достойном пьедестале, в достойном месте. Мы сейчас переживаем сложные времена смены ориентиров, вкусов... Многое из наносного уйдет, забудется. Но чувство любви к Родине мы обязаны хранить и передавать детям. Мы должны научить их гордиться своей страной, как гордились ею наши предки. На этом стоит любой народ.


 См. Газета "Заветы Ленина" № 87(6016) от 21 июля 1987 г. Застройка центральной площади