- Категория: Материалы журнала «Советские Профсоюзы»
Журнал «Советские профсоюзы» № 7, 1955 г. С. 51-53
Письма и корреспонденции
Профсоюзная организация учителей
В селах нашего района насчитывается около 300 членов профсоюза работников начальной и средней школы. 205 человек из них учителя. Это большая культурная сила. Свой благородный труд по воспитанию детей многие педагоги совмещают с активной общественной деятельностью.
Сельская интеллигенция быстро откликается на все решения Коммунистической партии и Советского правительства и настойчиво пропагандирует их в массах. В феврале этого года, например, после собрания актива нашего профсоюза, посвященного январскому Пленуму ЦК КПСС, учителя пошли в бригады, на фермы, в дома колхозников для того, чтобы разъяснить труженикам села исторические решения партии. Силами профактива было проведено свыше 200 бесед.
Учителя тт. Бородачев, Александров, Лобачев, Салтыков, Канищева и другие выступили в колхозных и сельских клубах. В своих докладах они широко использовали материалы совещания передовиков сельского хозяйства областей Юго-Востока, а также конкретные факты из жизни передовых и отстающих колхозов района.
Агитационная и пропагандистская работа среди населения проводится нами систематически. Этому помогают созданные при школах агитколлективы и лекторские группы. Только в минувшем году учителя прочитали для сельского населения 513 лекций и докладов на такие темы: «СССР — оплот мира во всем мире», «Забота Коммунистической партии и правительства об удовлетворении материальных и культурных потребностей советского народа», «Марксизм-ленинизм о религии», «Моральный облик советского человека» и другие.
Большой интерес проявляют колхозники района к лекциям и докладам об опытах колхозного ученого Мальцева, о Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, о новейших достижениях науки и техники, о происхождении религиозных праздников и их реакционной сущности. Регулярно выступают с лекциями и докладами на эти темы работники просвещения тт. Попов, Кулаева, Томильченко, Тютюнцев. Их лекции всегда насыщены богатым идейно-политическим содержанием и конкретными фактами из местной жизни.
Местком профсоюза и созданные при нем комиссии оказывают конкретную помощь профбюро и профсоюзным группам школ в их деятельности. Многие учителя постоянно стремятся к повышению своих политических и теоретических знаний, к совершенствованию педагогического мастерства. Мы всячески стремимся помочь им в этом. Для самостоятельно изучающих основы марксизма-ленинизма подобрано 17 консультантов. При Шапкинской и Чащинской средних школах по инициативе культкомиссии месткома и ее председателя т. Кобзевой созданы кружки по изучению диалектического и исторического материализма. Семинар по изучению политической экономии организован в Кулябовской средней школе. Еженедельно во всех школах проводятся политинформации для обслуживающего персонала.
В жизни нашей сельской профорганизации важное место занимают «дни учителя». Местком проводит, их три-четыре раза в год. На «день учителя» за десятки километров охотно приезжает большинство педагогов. Они знают, что получат здесь не только много полезного для своей практической работы, но и неплохо отдохнут. На одной из таких встреч учителей района после доклада секретаря райкома КПСС о решениях партии и правительства по вопросам сельского хозяйства выступил главный агроном Шапкинской МТС. Он рассказал учителям о квадратно-гнездовой посадке картофеля и других культур, ответил на многие интересовавшие их вопросы. Затем механизаторы МТС продемонстрировали новый метод посадки картофеля. Учителя просмотрели кинофильм «Новости сельского хозяйства», побывали на концерте художественной самодеятельности. Не менее содержательно прошел другой «день учителя». Собравшиеся с большим интересом прослушали лекцию о международном положении. Живой обмен мнениями вызвал доклад «О задачах научно-атеистического воспитания в школе». Преподаватели и классные руководители тт. Реморова, Стюхин, Ледовских и другие поделились своим опытом воспитания детей в духе атеизма, рассказали о том, как они борются против религиозных суеверий среди школьников. В заключение «дня учителя» была показана пьеса, подготовленная самодеятельным драматическим кружком работников Шапкинской средней и семилетней школ.
В борьбе за повышение качества учебно-воспитательной работы и внедрение в практику передового педагогического опыта важную роль играют производственные совещания. Чтобы помочь профбюро лучше организовать эту работу, комиссия по производственно-массовой работе месткома (председатель инспектор РОНО т. Неудахина) проводит инструктаж актива, направляет в профорганизации членов своей комиссий. Сейчас производственные совещания в большинстве школ созываются регулярно. Повестка дня и дата их проведения предусматриваются в планах работы профорганизации и администрации школы. На совещаниях обсуждаются доклады об улучшении преподавания отдельных дисциплин, анализируется практика работы классных руководителей, популяризируется опыт лучших учителей.
Вот один пример, свидетельствующий о важной роли производственных совещаний в коллективе школы. Преподаватель математики Чащинской средней школы т. Матвеев добился высокой успеваемости учащихся. В то же время у других педагогов, работающих в параллельных классах, дела обстояли неудовлетворительно. По предложению председателя профбюро т. Черновой руководители школы обстоятельно изучили методы преподавательской работы т. Матвеева. Затем они обсуждались на производственном совещании. Многие учителя активно подхватили опыт работы т. Матвеева, и это положительно сказалось на работе школы в целом. Успеваемость учащихся по математике во всех классах по сравнению с прошлым годом резко возросла.
На производственных совещаниях вносятся нередко ценные предложения по вопросам улучшения учебного процесса, повышения квалификации учителей, распространения опыта. Осуществление этих предложений берется под строгий контроль. Реализуя, например, пожелания участников производственных совещаний, местком совместно с РОНО провел совещание учителей начальных классов по обмену опытом их работы. Мы организовали экскурсию учителей физики на межколхозную Прудковскую гидроэлектростанцию. Учителя познакомились с работой агрегатов ГЭС, методом передачи электроэнергии на расстояние, автоматическими механизмами по управлению работой станции. Эта экскурсия принесла преподавателям большую пользу. Некоторые из них проявили инициативу в организации подобных экскурсий для старшеклассников. С целью обогащения педагогов знаниями о родном крае местком провел в один из каникулярных периодов десятидневный поход учителей от села Шапкино до города Борисоглебска по пойме реки Вороны. В походе участвовало 30 преподавателей биологии и географии. Во время похода было собрано много экспонатов растений и минералов, которые используются сейчас в качестве наглядных пособий.
Все эти положительные факты в нашей работе не означают, однако, что у нас все обстоит хорошо. Одним из наших недостатков является то, что в районе до сих пор неудовлетворительно развернута педагогическая пропаганда.
Наша профсоюзная организация нуждается в конкретной помощи со стороны ЦК профсоюза. Между тем Центральный комитет еще плохо связан с первичными организациями, не знает их нужд. Его представители редко бывают не только в районе, но и в областном центре. Желательно, чтобы ЦК профсоюза проводил хотя бы в областных центрах инструктивные совещания председателей месткомов, ставил на них обобщающие доклады об опыте работы лучших профорганизаций начальных и средних школ.
В. ПОПОВКИН,
председатель месткома профсоюза работников начальной и средней школы Шапкинского района, Балашовской области