«Крестьянская газета» № 17(292) от 26.02.1929 14 тысяч гектаров заизвестковать можно
14 Тысяч гектаров заизвестковать можно
Одной ставки на заводские удобрения мало
В № 3 нашей газеты от 8 января с. г. помещена была статья «Почему Мозо срывает план известкования?». В ней было указано, что по плану Наркомзема Московская губерния должна была заизвестковать в этом году 14 тысяч га, а Мозо (Московский земельный отдел) по каким-то причинам решил заизвестковать только 4 тыс. гектаров.
Ответ Мозо напечатан нами выше. Этот ответ и все расчеты, приводимые Мозо в доказательство того, что заизвестковать можно только 4 тыс. га, нельзя считать правильными.
Основная ошибка Мозо заключается в неверном мнении, что известь надо развозить по местам только по санному пути. Развозка извести именно зимою является обязательной при далеких расстояниях. В Московской же губернии имеется густая сеть железных дорог, и оттого перевозка извести гужом значительно сокращается.При плане известкования в 14 тыс. га, каждая из проектируемых 25 размольных установок должна была бы обслужить только по 500-600 га. А это такая небольшая площадь, что известкованию можно было бы подвергнуть только самые ближайшие к месту размола поля. При пользовании же железными дорогами известковать можно было бы опять только земли, расположенные около железнодорожной линии.
А раз так, то можно было бы рассчитывать и на перевозку извести по летнему пути.
Да и с агротехнической стороны такая перевозка вполне возможна, так как известкование паров в Московской губернии допустимо вплоть до 1 августа.
По плану Наркомзема Мозо получает 17 машин в феврале, 5 - в марте и 3 - в апреле. Предположим, что эти машины будут входить в работу с 20-го числа каждого месяца. Тогда до 1 июля мы будем иметь 1.775 рабочих машинно-дней. При односменной работе они дадут извести на 7.100 га, а при двухсменной - на 14.200 га. Двухсменная же работа установок в самые длинные весенние и летние дни вполне возможна.
Недостаточно понятно и заявление Мозо о снабжении Московской губернии минеральными удобрениями.
Для Мозо, конечно, известно, что увеличить удобрение полей, возможно, не только за счет минеральных удобрений заводского происхождения. Мы располагаем другими удобрениями, которые, и сожалению, пока не используются.
И здесь вполне уместно задать Мозо следующие вопросы.
Известно ли Мозо:
1. Что в Москве находятся огромные запасы боенского навоза?
2. Что воинские части за отсутствием организованного сбыта сваливают часть конского навоза в ямы?
3. Что на промышленных предприятиях Москвы получается огромное количество беспощадно уничтожаемых отбросов, которые являются прекрасным удобрением? Это - остатки суперфосфата (дрожжевые заводы), жмыхи клюквенные, смородиновые, вишневые (Моссельпром), кожевенные пыль и обрезки, табачная пыль и проч. и проч.
4. Что на промышленных предприятиях имеются огромные запасы древесной золы?
5. Что огромные торфяные запасы в губернии ждут, когда к ним придут настоящие руки?
6. Что и постановление Совнаркома СССР от 25 сентября прошлого года, и 4-я сессия ЦИК и неоднократные постановления экономического совещания за последние два года об организации размола фосфоритов остаются до сих пор невыполненными?
Не говорит ли все это за то, что Мозо под руками имеет такие возможности, которых часто лишены другие губземуправления?