2010-01-29 ДОКЛАД о состоянии гражданского общества в Тамбовской области 2009 год.
ДОКЛАД
о состоянии гражданского общества в Тамбовской области 2009 год
Рекомендован к рассмотрению на пленарном заседании Общественной палаты Тамбовской области. Постановление совета Общественной палаты Тамбовской области от 29.01.2010 года, протокол № 1.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………5
Раздел I. Состояние гражданского общества в Тамбовской области.
2009 год……………………………….……………………….……………………….……………………….……………………………..……………..7
Раздел II. Повышение роли Общественной палаты Тамбовской области в формировании регионального гражданского общества. Основные направления ее деятельности в 2009 году………..…………………………………30
Раздел III. Прогнозная оценка развития регионального гражданского общества…….…………………………..101
Заключение………………..…………………………………………………………………………………………………………………………………110
Приложение 1. Состав совета Общественной палаты Тамбовской области.112
Приложение 2. Список групп Общественной палаты Тамбовской области.113
Раздел III. Прогнозная оценка развития регионального гражданского общества
В частности, одним из важнейших элементов гражданской активности в Тамбовской области в среднесрочной перспективе, на наш взгляд, должна стать самоорганизация граждан на локальном уровне. Речь идет о самоорганизации жителей в рамках территориальных общественных самоуправлений (ТОС). В нашем регионе такая самоорганизация имеет определенные традиции (уличкомы, домкомы, жилищные товарищества и др.).
Почему, на наш взгляд, имеется перспектива самоорганизации граждан на локальном уровне? Во-первых, потому, что все более актуальной в муниципальных образованиях – городских и сельских округах – становится проблема «защиты своей территории» (протестные акции, направленные против размещения на «своей» территории нежелательных строений, прокладки дорог, реконструкции микрорайонов, разрушающих сложившиеся в них уклады жизни).
Во-вторых, более насущной становится проблема улучшения своей жилой среды – население выступает за благоустройство и озеленение территории, улучшение освещения как условия повышения безопасности, сохранение среды обитания при реконструкциях и др.
В-третьих, жители обеспокоены проблемой развития социальных услуг, которые имеют тенденцию к сокращению, ухудшению качества, росту стоимости.
В-четвертых, обострение проблемы досуга различных категорий населения, в первую очередь молодежи и пожилых людей (закрытие или отсутствие объектов культуры и спорта, исчезновение государственных молодежных клубов, бесплатных секций и кружков и др.).
В-пятых, постоянно обостряется блок проблем, связанных в последнее время с сокращением муниципальных инвестиций в содержание жилого фонда, ухудшением качества жилищно-коммунальных услуг и принятием нового Жилищного кодекса.
В настоящее время процесс оформления локальных организаций жителей в регионе идет медленно (домкомы, комитета (советы) самоуправления микрорайонов, уличные комитеты, советы общественности сельских поселений и т.д.). Однако данные опросов свидетельствуют, что население в целом позитивно относится к их формированию, рассматривая в этих формах организации ТОС единственную возможность отстаивания своих интересов.
Во многих случаях ключевыми вопросами в деятельности ТОС становятся жилищные вопросы. Особенности современного этапа развития ЖКХ требуют:
– активизации участия в этих вопросах жителей;
– включения жителей в обсуждение и разработку проектов и программ развития их домов, микрорайонов, муниципалитетов;
– усиления влияния граждан на принятие властных решений и на контроль за их исполнением, а также самоуправления на низовом уровне.
Очевидно, что сегодня жители должны не только своей собственностью владеть, но и нести за нее ответственность. Современное жилищное законодательство диктует гражданам обязанность объединяться, проводить собрания, принимать решения о том, кто должен управлять их собственностью. Иначе говоря, самоорганизация граждан на локальном уровне становится не только их правом, но и обязанностью, необходимостью
Судя по мнению экспертов, органам региональной власти для достижения «идеального» состояния гражданского общества необходимо предпринять действия по демократизации политической системы и либерализации политического процесса. И, наоборот, действия, связанные с дальнейшим усилением госконтроля и государственной активности в публичной (общественной) политике рассматриваются как не способствующие и даже препятствующие развитию гражданского общества в регионе. В определенной степени здесь сказывается противоречивость экспертного сознания: с одной стороны, очевиден запрос гражданских и некоммерческих организаций на государственную поддержку, с другой – не менее очевиден противоположный запрос на автономизацию гражданского сектора.
В целях повышения эффективности взаимодействия организованной общественности, населения и органов власти целесообразно широко использовать такую практику их прямого диалога, как проведение дней Общественной палаты в муниципальных образованиях области.
Что касается совершенствования работы Общественной палаты Тамбовской области, то речь следует вести прежде всего о насущных проблемах развития региона и его территории, волнующих людей. В этих условиях значительно возрастает роль профильных комиссий, задача которых – выявить проблему, показать, почему общественность озабочена этой проблемой, довести эту озабоченность до власти. Необходимо в связи с этим резко повысить значение текущей информации о работе Палаты, ее комиссий и рабочих групп, регулярно проводить пресс-конференции, посвященные злободневным вопросам жизни региона и его территорий, более целенаправленно использовать возможности печатных и электронных СМИ, журнала «Вестник Общественной палаты Тамбовской области», сайта Палаты в Интернете, сайтов Общественного совета ЦФО и Общественной палаты Российской Федерации.
Очевидно, что важнейшей сферой взаимодействия органов региональной власти и общественности должна стать реализация схем электронного участия, позволяющих гражданам и организациям получить удобный и простой доступ к необходимой информации и государственным услугам, стать эффективным способом их участия в принятии важных для области решений. Необходимо создавать механизмы обратной связи на сайтах органов исполнительной власти и местного самоуправления, что позволит обеспечить готовность властных структур к оперативному реагированию на запросы граждан, бизнеса и НКО. Хорошо организованные механизмы обратной связи создают предпосылки для гражданского контроля за деятельностью учреждений и ведомств и в целом могут позитивно влиять на развитие гражданского общества в Тамбовской области. Особо следует обратить внимание на такие механизмы электронного участия, как комментарии и мнения граждан, проведение опросов населения, общественная он-лайн экспертиза различных проектов и др.
В этой связи Общественная палата Тамбовской области разрабатывает подходы к определению оценки влияния некоммерческих организаций в таких сферах, как культура, образование, социальная защита и здравоохранение, определяет основные виды общественной деятельности в этих сферах, а также изучает степень влияния и направленность развития неформальной социальной активности граждан, выявляет уровень поддержки органами власти институтов регионального гражданского общества.
Приоритетом деятельности организованной общественности является оперативное восприятие сигналов гражданского общества, рассмотрение тех проблем, которые на самом деле тревожат население, его различные социальные и профессиональные группы. В этой связи важно, чтобы Общественная палата активно воспринимала те НКО, которые готовы работать на благо гражданского общества в регионе. Между тем, совет Палаты и ее комиссии не владеют в полной мере информацией о том, чем занимаются региональные и местные общественные объединения. Поэтому становится очевидной потребность в проведении информационно-обучающих семинаров для представителей НКО определенного профиля, что позволит Палате поднять свою координирующую роль, сделать деятельность некоммерческих организаций открытой и прозрачной, обеспечить взаимодействие НКО друг с другом, сформировать их альянсы и ассоциации, организованные по тематическому принципу, для решения общих проблем.
Актуальной повесткой дня для Общественной палаты в 2010 году станут:
– ее участие в мероприятиях по празднованию 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, в акциях по социальной поддержке ветеранов;
– усиление внимания Палаты к проблемам детства, защиты детей, что особенно важно в условиях формирующегося в регионе института по правам ребенка. Палата имеет реальные возможности для поддержки этого института, взаимодействуя с региональным уполномоченным по правам ребенка в вопросах обеспечения гарантий и законных интересов, прав и свобод детей, содействия восстановлению нарушенных прав ребенка, анализа состояния дел в этой сфере и подготовки предложений по совершенствованию регионального законодательства, правового просвещения и т.д.;
– обеспечение общественного контроля в вопросах модернизации образования. Тем более, что в 2010 году масштабная социально значимая проблема означена словом «учитель». В год учителя главные проблемы, стоящие перед обществом, перечислены президентом России Д.А.Медведевым в ежегодном послании Федеральному собранию:
• ключевая роль в школе принадлежит учителю;
• необходимо разработать новые принципы работы школы и образовательные стандарты нового поколения;
• здоровье учеников – одна из главных задач школы. Дети проводят в школах большую часть дня, а потому не только родители, но и школа должна заниматься здоровьем ребенка;
• общество имеет много вопросов к перегруженным (и несовершенным) школьным программам.
В апреле 2010 года в 19 регионах, в том числе и в Тамбовской области начинается эксперимент по преподаванию в школе «основ религиозных культур и светской этики». Палата не должна пройти мимо этого события – как будет проходить апробация комплексного учебного курса, как подготовлены к проведению эксперимента школы и учителя и др.
Год учителя ставит перед государством и обществом решение задач, связанных с оплатой труда и повышением квалификации учителей, с совершенствованием ЕГЭ, с социальной поддержкой молодежи и ветеранов педагогического труда и др.;
– вовлечение граждан в процессы экономической модернизации (малый и средний бизнес, обеспечение занятости населения в городе и сельской местности);
– проблемы безопасности граждан, осуществление общественного контроля за реформированием органов внутренних дел.
Наконец, Палата уверена в том, что в условиях формирующегося гражданского общества насущной потребностью становится выработка этики гражданской уверенности и гражданского участия в делах страны, региона, города, села, коллектива, семьи и др.
Приложение 1
Состав совета Общественной палаты Тамбовской области
Окатов Владимир Николаевич – председатель совета Общественной палаты Тамбовской области.
Пеньков Владимир Федорович – заместитель председателя совета Общественной палаты Тамбовской области.
Краснослободцева Марина Ивановна – секретарь Общественной палаты Тамбовской области.
Брончуков Михаил Трофимович – руководитель комиссии по осуществлению общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Деревягина Татьяна Георгиевна – руководитель комиссии по поддержке общественной самодеятельности и институтов гражданского общества.
Куличенко Раиса Михайловна – руководитель комиссии по развитию социальной сферы.
Пучнин Владимир Михайлович – руководитель комиссии по предпринимательству и экономическому развитию.
Чуканов Анатолий Дмитриевич – руководитель комиссии по развитию агропромышленного комплекса.
Николаев Игорь Алексеевич – руководитель комиссии по вопросам толерантности, межэтническому и межконфессиональному взаимодействию.
Смагина Валентина Викторовна – руководитель комиссии по науке, культуре, образованию и воспитанию.
Симонов Сергей Николаевич – руководитель комиссии по здравоохранению, демографической политике и экологической безопасности.
Чистяков Владимир Иванович – руководитель комиссии по информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации.
Казакова Татьяна Васильевна – руководитель комиссии по регламенту и этике.
Приложение 2
Список групп Общественной палаты Тамбовской области
Межкомиссионная группа по делам ветеранов (руководитель – Белов Михаил Иванович).
Межкомиссионная группа по подготовке к празднованию 65-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (руководитель – Николаев Игорь Алексеевич).
Рабочая группа по вопросам социально-трудовых отношений (руководитель – Казакова Татьяна Васильевна).
Рабочая группа по выработке предложений, направленных на сбережение культурно-исторического наследия региона (руководитель – Пеньков Владимир Федорович).
Рабочая группа по экологической безопасности и охране окружающей среды (руководитель – Уварова Наталия Николаевна).
Межведомственная группа по вопросам медико-социальной экспертизы (руководитель – Симонов Сергей Николаевич).
Экспертная группа по профилактике зависимого поведения и формированию здорового образа жизни молодежи (руководитель – Соборников Иван Николаевич).