Газета "Правда" 01 апреля 1973 года № 91(19965).
ВЕЛИКИЙ МУЗЫКАНТ
К 100-летию со дня рождения С. В. Рахманинова
Все, кто любит большую музыку, отмечают столетие со дня рождения великого русского музыканта Сергея Васильевича Рахманинова. Для нас эта дата особенно значительна, ибо Рахманинов — один из тех, кто приумножил славу русского искусства в мировом масштабе.
С самых первых шагов в музыке Рахманинов заявил о себе как самобытный художник, развивающий в своем творчестве традиции Глинки, Чайковского, композиторов «могучей кучки». Еше в стенах Московской консерватории, воспитываясь в классах Танеева и Аревского. молодой музыкант был замечен Петром Ильичом Чайковским. Исключительно теплое, заинтересованное отношение признанного главы « московской школы» проявилось сразу же — Чайковский просит Сережу Рахманинова дать свое согласие, чтобы опера «Алеко (которой молодой композитор блистательно окончил курс композиции) шла в один вечер с «Иолантой» самого Петра Ильича. Известно, как Чайковский на одном из экзаменов, прослушав сочинения ученика Рахманинова, поставил против его фамилии «пятерку» с несколькими плюсами по обе стороны. Сергей Васильевич боготворил Чайковского и пронес это чувство к нему через всю свою жизнь. ремии.
Поверхностные «знатоки» музыки считали Рахманинова лишь эпигоном Чайковского. Они не хотели слышать того, что уже в ранних сочинениях молодой Рахманинов заговорил своим музыкальным языком. И в дальнейшем поклонники всяческих «измов» и «новаций» жестоко и несправедливо обрушивались на творчество Рахманинова. Но он был непреклонен в выборе своего художественного кредо и никогда и ни в чем не покривил душой, оставаясь верным великим реалистическим традициям.
Расцвет творчества Рахманинова пришелся на русский период его жизни. За эти годы им были созданы замечательные произведения, многие из которых вошли в золотой фонд музыкальной классики. Достаточно вспомнить Первую и Вторую симфонии, Второй и Третий фортепианные концерты, «Утес», «Элегическое трио» (памяти Чайковского), кантату «Весна», поэму «Колокола», виолончельную сонату, Прелюдии и «Этюды-картины» для фортепиано, оперы «Алеко», «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини», многие романсы. В этих произведениях Рахманинов раскрылся наиболее полно, обогатив ими оперную, симфоническую и камерную музыку.
Передовые люди русского общества того времени не могли не уловить в музыке Рахманинова тревоги и волнения, чаяния и надежды, предвестие великих перемен в судьбе народа. Как крупный художник, Рахманинов объективно отразил в своем творчестве дух времени. Недаром так тянулась к его искусству молодежь.
Довольно часто музыковеды характеризуют Рахманинова прежде всего как фортепианного композитора - лирика, не считая его симфонистом. Думается, такая точка зрения в корне неправильна. Подлинная симфоничность пронизывает творчество Рахманинова. Глубокие драматургические концепции легли в основу его крупных произведений. Сколько драматизма, конфликтности, динамики в его симфониях! Как раз эти качества роднят Рахманинова с другим крупнейшим симфонистом того времени — Скрябиным.
Товарищи по консерватории, Рахманинов и Скрябин не случайно были кумирами московской публики. Да и не только московской, ибо их музыка волновала в первую очередь тех, кому довелось решать судьбу своего народа, прокладывать новые пути в общественно-социальной жизни. И теперь нам, представителям великой музыкальной державы, ясно и отчетливо видно, что эти два художника внесли неоценимый вклад в искусство не только своей Родины, но и в сокровищницу мировой музыкальной культуры. За последние годы значительно повысился интерес к их творчеству во многих странах мира. Их музыка все чаще и чаще звучит на крупнейших концертных площадках в исполнении крупнейших музыкантов современности. Естественно, что в этом победном шествии музыки двух великих русских композиторов «львиная доля» успеха приходится на долю советских музыкантов-исполнителей.
Крупнейший композитор, величайший пианист века, несравненный дирижер-новатор, Рахманинов «жег свою свечу», как выразился один из критиков, «с трех концов». Его дирижерская работа в опере С. И. Мамонтова, в Большом театре по-новому осветила шедевры русской оперной классики. Хорошо знакомые и любимые оперы русских композиторов раскрылись как бы заново в исполнении Рахманинова-дирижера, который силой своего гения вернул их слушателям в первозданной чистоте в величии. Его интерпретации многих симфонических партитур положили основу исполнительским традициям, составляющим честь и славу советского дирижерского искусства, ныне завоевавшего приоритет во всем мире.
Большая и плодотворная дружба связывала Рахманинова с Шаляпиным, столетний юбилей которого недавно отмечала наша общественность. Это содружество двух замечательных русских артистов взаимно обогатило их творчество, создало условия, в которых рождались непревзойденные исполнительские шедевры, положившие начало новому отношению к вопросам русской театрально - вокальной традиции. Характерны связи Рахманинова с Московским Художественным театром, с его гениальным создателем Станиславским. Можно смело сказать, что Художественный театр был родным домом для Рахманинова, благоговейно относившегося к творчеству Чехова, Горького и многих других писателей, на произведениях которых вырос МХАТ. Идейно-творческие, эстетические позиции Рахманинова сблизили его с целым кругом передовых художников, писателей, артистов того времени. Их объединяла неизменная верность русской реалистической художественной традиции.
По-новому освещают гражданские позиции Рахманинова факты его решительного и стойкого поведения, связанного с событиями 1905 года. Он был одним из тех, кто подобно Римскому-Корсакову твердо встал на защиту интересов передового студенчества, выступившего в поддержку революционных действий рабочего класса, против царского самодержавия. Имя Рахманинова — композитора и исполнителя стало всемирно известным еще в те времена. Он много выступает за рубежом, его стремятся «заполучить» крупнейшие концертные организации, импресарио, музыкальные общества. И где бы ни выступал Рахманинов, его концерты неизменно превращались в триумф отечественного музыкального искусства.
В 1917 году, получив приглашение выступить в Скандинавии, Рахманинов выехал на гастроли. Он не вернулся на родную землю. Произошло непоправимое. Он совершил роковую ошибку. Красноречивее всего об этом говорит сам Рахманинов: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается желания творить, не остается иных утешений, кроме нерушимого безмолвия нетревожимых воспоминаний».
Для Рахманинова наступили тяжкие времена. Приходилось начинать жизнь сначала, в чуждых для всего мироощущения композитора условиях. Ему приходится готовить большие программы совершенно заново. Он понял, что только как постоянно концертирующий пианист он сможет создать для себя и своей семьи относительно сносные условия жизни. Контракты следуют за контрактами — и так до последних дней жизни музыканта. Это была кабала! Душевный кризис композитора обошелся ему слишком дорого. В течение десяти лет он не пишет ни ноты!
С большим трудом он заставляет себя войти в творческую колею, начинает работать над новыми сочинениями. Прежде всего это Четвертый фортепианный концерт, задуманный и начатый еще в России. Затем — как стимул для собственной творческой фантазии — обращение к музыке старинных мастеров. Так появились Рапсодия на тему Паганини и Вариации на тему Корелли. В «Трех русских песнях» для хора и оркестра проявились вся любовь Рахманинова к родине, тоска по ней, постоянные думы о своем народе. Две вершины венчают « последнее великое восхождение» (Асафьев) композитора. Это — гениальная Третья симфония и «Симфонические танцы».
Рахманинов всегда оставался истинно русским человеком. Это ему принадлежат слова: «Я глубоко убежден, что музыкальное будущее России безгранично...»
Широко известно, как во время тяжелых испытаний, выпавших на долю советского народа в дни Великой Отечественной войны, Рахманинов предпринял ряд акций, свидетельствующих о его глубоких патриотических настроениях. Он передал значительные суммы в фонд помощи СССР. Чуждый всяческим внешним проявлениям чувств, скромный и строгий в своем человеческом облике, Рахманинов пишет на одном из даров, переданных Всесоюзному обществу культурной связи с заграницей: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу!» Ему не суждено было дожить до нашей великой победы. Рахманинов скончался за три дня до своего семидесятилетия. Он не прочел и телеграмму, присланную советскими музыкантами, готовившимися отметить юбилей композитора...
Для нас Рахманинов всегда будет великим русским музыкантом, нашей гордостью, композитором, чьи лучшие сочинения вошли в сокровищницу русской музыкальной классики.
Евгений СВЕТЛАНОВ. Народный артист СССР,
лауреат Ленинской премии.