Хреков А. А. Очерки истории Балашовского края
Очерки истории Балашовского края.
Российский исторический журнал. Вып.1 1997
Хреков Анатолий Анатольевич
Вопрос о происхождении и ранней истории славян является одним из самых сложных и спорных. Первые сообщения письменных источников о древних славянах относятся к I - II вв. н. э. Это краткие сообщения Плиния Старшего, Тацита и Птолемея. Славяне фигурируют в них под этнонимом - венеды. Интересные сведения содержатся и в сочинении готского епископа Иордана "Гетика", написанного в VI в. н. э. По Иордану, венеды суть славяне. Он сообщает, что "многолюдное племя венедов" в его время было известно под разными названиями: "...все же преимущественно они называются склавенами, антами или венедами".
На территории Восточной Европы ряд исследователей с венедами отождествляют зарубинецкую культуру, которая сложилась в смежных областях Верхнего и Среднего Поднепровья в последней трети III в. н. э. В середине третьей четверти I в. н. э. зарубинецкая культура переживает период распада, который сопровождается массовыми миграциями, охватившими огромные территории, включая и лесостепное Прихоперье. На Хопре и его притоках Карае и Вороне у сел Рассказань, Инясево, Подгорное, Шапкино в последние годы обнаружены поселения, могильники и святилища ранних славян, датируемых II - IV вв. н. э.
Огромный интерес представляет грунтовой могильник с сожжениями, исследованный у с. Инясево. Сожжения совершались на особых площадках, где устраивали костер и на него укладывали умершего. После того, как костер прогорал, остатки кремации вместе с золой и углем собирали и ссыпали в небольшие могильные ямки и засыпали землей. Погребальный инвентарь небогат и однообразен. Он включал: остатки глиняной посуды, украшения, ножи, топор, фрагмент кольчуги, пряслице, пряжки и даже обугленное зерно пшеницы. Подобный обряд сохранялся на Руси вплоть до принятия христианства. Арабский путешественник Ахмед ибн Фадлан, наблюдая в X веке похороны руса, поинтересовался, почему они сжигают умерших, и один из русов ответил: "Право же, вы, арабы, глупы. Действительно, вы берете самого любимого вами из людей и оставляете его в прахе и едят его насекомые и черви, а мы сжигаем его во мгновение ока, так, что он немедленно входит в рай". Следует отметить, что в религии славян огонь всегда занимал особое место. Он использовался при священнодействиях, следы его применения есть на всех святилищах. В индоевропейской традиции огонь служил посредником между людьми и богами, он пожирал жертвы и доставлял их богам. Огню, источнику тепла и жизни, придавалось значение очищающей силы, уничтожающей все вредное и злое на земле. Такой же магической силой обладали остатки костра, уголь и пепел.
Во время раскопок высокого холма в Рассказани было выявлено двадцать шесть ям, заполненных золой, обломками посуды, костями рыб и животных. В одной яме находился мельничный жернов, а под ним скелеты двух рыб. Все это напоминает языческое святилище, где в жертвенных ямах "кормили" огонь, бросая в него остатки пищи. Даже битье посуды имело магическое значение и практиковалось при всевозможных случаях жизни - на свадьбах, при рождении ребенка, на похоронах, в период посевных работ. Общий смысл этого обряда состоял в том, чтобы способствовать переходу в другое состояние, возрождению, защите от злых сил. Каким был этот культовый комплекс в древности мы пока не знаем. Возможно, идолы стояли на вершине холма, а вокруг располагались кострища и ямы для совершения жертв и обрядов.
Раннеславянские поселения в бассейне Хопра, как правило, приурочены к пойме и занимают небольшие площади. Жилища представляют собой квадратные полуземлянки с открытым очагом. Основой экономики, видимо, являлось земледелие, на что указывают находки обугленных зерен пшеницы и жернова. Остеологический материал (кости крупного и мелкого рогатого скота, свиней, лошадей) свидетельствуют о развитом животноводстве. Практиковались охота и рыболовство. Дальнейшее развитие получили железоделательное, бронзолитейное, ткацкое и гончарное ремесла.
До конца не ясным остается вопрос о судьбе раннеславянского населения Прихоперья. Отдельные факты говорят о его слиянии с местными финно-угорскими племенами и продвижении на восток - к берегам Волги.