Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Плешивцев Алексей Гаврилович

«Мучкапские новости» №84 от 13.07.2005

Pleshivcev

ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ - 60! 

ОТ СТАЛИНГРАДА ДО БЕРЛИНА

Память о земляке

Биография Алексея Гавриловича Плешивцева похожа на биографии сотен тысяч советских парней. Родился он в 1913 году в селе Шапкино, в бедной крестьянской семье. Родители погибли в годы Гражданской войны. Жил Алексей вместе с родной сестрой у тетки. Семья была большая, материально жилось очень трудно. Работали в поле от зари до зари. 

 

... Мобилизация на фронт в селе Шапкино началась в первый же день Великой Отечественной войны. Но не все сразу ушли в армию, нужно было еще собрать выращенный урожай. Между прочим, многие тогда думали, что война продлится не более 1-2 месяца. Поэтому Алексей Плешивцев и его товарищи работали до седьмого пота в поле, стремясь быстрее убрать хлеб и поскорее уйти на фронт. 

В начале 1942 года он наконец-то получил повестку из райвоенкомата. После недолгого обучения Алексея направили во 2-ю дивизию, состоящую из сибиряков. Вместе с ней, еще не обстрелянным бойцом, он и попал в самое пекло войны – под Сталинград. В то время окраины будущего города-героя были ареной кровавых схваток. Вскоре полем сражения стал и центр Сталинграда, а опорными пунктами – каждый дом. Часто первый этаж здания был занят немцами, а второй и последующие находились в руках советских бойцов. Или наоборот. Советские воины в таких случаях пробивали полы, бреши в стенах и стремились уничтожать фашистов, не давая им ни минуты покоя. Сами же засыпали буквально на ходу в редкие минуты забытья. Все силы были напряжены до крайности. 

Дивизии, в которой служил наш земляк, была поставлена задача стоять насмерть перед руинами завода. За спиной темная, холодная Волга. Отступать некуда. Ночью саперы взламывали асфальт и в каменистой почве выдалбливали кирками окопы. В мощных стенах цехов завода прорубали боевые амбразуры, в подвалах устраивали убежища. Через заводской поселок шла глубокая балка – «логовом смерти» называли ее бойцы. Всю свою огневую мощь обрушили немцы на эту часть города. 

Фашисты полагали, что человеческая порода не в состоянии выдержать такого напряжения. Нет таких нервов, которые бы не порвались в диком, огненном аду. Повсюду взрывались мины, похожие с виду на безобидные зеленые и красные мячики. Ночью было светло от пожаров и ракет. Днем, наоборот, было темно от дыма горящих зданий и дымовых шашек. 

Несколько раз наши бойцы поднимались в атаку. Ветер бил в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они? Да, к сожалению, они были смертны. 

Полк прошел километр, занял новые позиции, закрепился на них. Только сами бойцы знали, что такое километр атаки в Сталинграде. Да, они были простыми воинами и мало кто уцелел из них. Но они сделали свое дело. 

В известной песне есть такие слова: «Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят...» Из ста сорока ребят, поднявшихся тогда в атаку, осталось всего двадцать четыре. Убитых хоронили там же, где их настигла смерть: на огородах и в садах или прямо на берегу реки. И не всегда ставили хоть какой-нибудь памятный знак. В суматохе боя некогда было думать о том, что эти скорбные места последнего пристанища станут потом бесконечно дороги для каждого, в ком бьется сердце. 

За бои на Волге А. Г. Плешивцев был награжден медалями «За отвагу» и «За оборону Сталинграда». 

Pleshivcev(2)

Особенно Алексею Гавриловичу запомнились бои за Малые Прудки. Противник рядом, за околицей. Он день и ночь бьет по селу из пушек и минометов, простреливает улицы. Наши артиллеристы сражаются хорошо, однако пехота успеха не имеет. От рощи, где засели фашисты, до села – метров семьсот хорошо просматриваемой местности. Немцы давали пройти небольшое расстояние, а потом открывали артиллерийский огонь. Снаряды рвались повсюду. А укрытия никакого, кругом только бесчисленное множество больших и малых воронок, заполненных водой. 

Но помогла наша авиация. Эскадрилья за эскадрильей шли Илы, охраняемые истребителями. И земля задрожала от разрывов. Трудно передать чувство, которое охватывало всех: не дожидаясь окончания бомбардировки, бойцы пошли в бой. Противник огрызался, но под напором наших бойцов откатывался все дальше и дальше. За этот бой наш земляк получил медаль «За отвагу». 

В сентябре 1943 года наши войска вышли к Днепру. Правый, западный берег реки выше и круче левого, что давало немцам преимущество при обороне. Был приказ командования как можно быстрее форсировать реку и освободить столицу Украины – город Киев. При наступлении потери были очень велики. Полку, в котором служил Плешивцев, было присвоено почетное звание «Днепровский», а на груди Алексея Гавриловича засверкал орден Красной Звезды. 

По разбитым дорогам его полк упорно стремился на запад. Уже далеко позади остались Волга и Днепр, где еще совсем недавно сражались бойцы, и земля, где наступали наши войска, была завалена обломками танков, орудий, трупами гитлеровских вояк. И так, оглядываясь на пройденный путь и поклонившись Волге и Днепру, А. Г. Плешивцев дошел до Берлина. Он был удостоен медалей «За освобождение Варшавы» и «За освобождение Берлина». 

Домой солдат вернулся в 1945 году. Бывший фронтовик вернулся к мирной жизни, вновь стал растить хлеб. Шло время, жизнь понемногу налаживалась. В 1946 году Алексей познакомился с Марией, а вскоре она стала его женой. К сожалению, супруги Плешивцевы не успели отметить золотой юбилей свадьбы, так как Алексей Гаврилович в 1994 году ушел в мир иной. 

Но память о нем осталась у жителей села Шапкино, особенно работавших ранее в колхозе имени Кирова (ныне СХПК «Заря»). Именно в этом хозяйстве более 40 лет трудился бригадиром А. Г. Плешивцев. Эта работа требовала к себе ответственного отношения, добросовестности. И Алексей Гаврилович относился к ней со свойственной ему аккуратностью и любовью. Неоднократно его труд отмечался благодарностями, Почетными грамотами, другими поощрениями. 

В. СКРИПЧУК, заведующая Шапкинской библиотекой.

На снимках: А. Г. Плешивцев; Алексей Гаврилович со своей женой Марией Васильевной.

Фото из семейного 

архива.