Фузеев Иван Григорьевич
МАРЬИНСКИЙ ВЕСТНИК, 3 февраль 2009
ХОДИЛИ МЫ ПОХОДАМИ
Иван Григорьевич Фузеев -ветеран Великой Отечественной войны. Он родился в крестьянской семье в Тамбовской области в деревне Чащино в 1927 году. Здесь в лесах когда-то спасались остатки повстанческого войска Пугачева. А вот откуда в его фамилии Фузеев французские корни (от французского fusil - «огниво»), он не знает. Иван Григорьевич знает в своем генеалогическом дереве только одну ветвь - помнит своего деда Семена Петровича, который в 1914 году был унтер-офицером и погиб в самом начале 1 Мировой войны при форсировании реки Днепр.
Отец Ивана Григорьевича был бригадиром, а мама и четверо детей с восьми лет работали в поле. Еще мальчиком Иван тяжелой косой косил хлеба. Из того раннего детства помнится только трудная работа.
22 июня 1941 года был воскресный день. Ватага деревенских ребят от 14 до 16 лет отправилась в лес по ягоды. Смеялись, бегали, радовались погожему дню, а когда вернулись в село к 14 часам, испугались: громкий плач женщин, в каждом доме суета. Сообщение о нападении фашистской Германии на нашу страну дошло до селян не сразу и для всех оказалось громом среди ясного неба. Мужчины перед отправкой на фронт выполняли по возможности всю тяжелую работу, а женщины собирали их котомки и горько плакали.
Отца Ивана до середины сентября не призывали в армию - нужно было работать в колхозе. А потом он попал на Южный фронт, был ранен и контужен, но оставался в нестроевой части в г. Осипенко до конца войны. Вернувшись, прожил только несколько лет. Сильно болел и умер, когда ему был всего 51 год.
Ивану в начале войны шел 15 год. Многие его товарищи были того же возраста. Именно они приняли на себя все тяготы трудной сельской работы. Ведь в селе остались только старики, женщины и они - подростки. 1941 год был урожайным. Они вырастили большой урожай зерна, свезли на элеватор станции Мучкап, ждали, что выдадут на заработанные трудодни зерно. Но вышел приказ Сталина - колхозникам ни грамма зерна не выдавать, все - для фронта, все для победы. Год кое-как протянули на овощах со своих огородов.
Наши войска под руководством маршала Г. Жукова гнали немцев от Москвы.
А в 1942 году опять готовили поля к посевной. Снова вырастили урожай и сдали на нужды фронта, а сами просто бедствовали. Карточная система была отменена. На огородах все сгорело от стоящей жары, голодали ужасно. От голода пал скот и люди питались чем придется, даже съели всех собак в деревне... Ели лебеду, сдирали с березок свежую кору, перемалывали ее и пекли пышки, а когда сходил снег, срубали ивы и пока пни, напитанные влагой, были мягкими, жевали древесину. Когда наступало время рыбалки, не спали ночами, чтобы хоть что-то поймать.
1943 год оказался еще более тяжким. Иван много работал, но не бросал учебу, занимаясь ночами. Решил проситься на фронт, хотя ему еще не исполнилось 17 лет. В их места приехал комсомольский представитель Северного морского флота, который набирал в учебный отряд новобранцев. Так он оказался в учебном отряде Северного пароходства, корабли которого были включены впоследствии в состав боевого Краснознаменного Северного морского флота страны. Первый же выход в море на корабле «Рошаль» стал для Ивана морским крещением. Пронесся сильный ураган, создавший так называемую мертвую зыбь, при которой нельзя определить направление качки. Вестибулярный аппарат в такой ситуации становится неуправляемым, постоянно тошнит, глаза наливаются кровью и плохо видят, голова раскалывается. Выручил новичка боцман. Посоветовал взять ил с «лапы» якоря и сосать его, как леденец. Он так и сделал. Выдержав проверку на прочность, Иван осознал, что флот - это его жизнь. Через три месяца стал стажером рулевого, а вскоре и рулевым судна.
Боевой корабль «Рошаль» оберегал огромную территорию: от Мурманска через полуостров Канин, остров Канин нос, остров Калгуев, побережье Печерского моря, остров Вайгач и полуостров Югорский, акватория Новой Земли. Доставляли личный состав, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, продукты, обмундирование, забирали раненых. Потом возвращались в Мурманск.
В ноябре 1944 года корабль возвращался с боевого задания. В Печорском море недалеко от Карских ворот впередсмотрящий на баке дал сигнал - вижу перископ, торпедная атака по правому борту. После разгрузки судно было легким, поэтому Иван Григорьевич дал команду - поставить судно параллельно торпеде. С большим напряжением и усилиями, но судно ушло от торпеды! «Ура, Ура!» - кричали матросы и качали рулевого Фузеева. Правда, он быстро прекратил радостную эйфорию. Не меняя курса, увеличивая скорость до предела, догнали подводную лодку противника и уничтожили ее глубинными бомбами. Вот тогда была действительно необыкновенная радость, а рулевой И.Г. Фузеев за этот бой получил самую дорогую для него медаль адмирала Федора Ушакова.
Был случай: корабль «Рошаль» попал на мину. Пробило борт, корабль стал тонуть. Капитан В.И.Воронин скомандовал - немедленно завести пластырь (брезент). Сработали быстро, заложили пробоину кирпичами и бетоном (так называемый цементный ящик) и успешно дошли до порта. За все время войны на корабле не погиб ни один матрос.
Для всех война закончилась в мае 1945, а корабли Краснознаменного Северного морского флота продолжали вести бои в акватории Печорского моря. Карские ворота были самым страшным местом для наших судов - три подводные бродячие лодки фашистов, которые называли «шакалы Деница» (именно он командовал ими) долго еще наносили удары по нашим кораблям. Только к октябрю 1945 года они были уничтожены.
Судьба свела Ивана Григорьевича с писателем Валентином Пикулем, служившим юнгой на Северном флоте. Иван Григорьевич вспоминает прогулки вдоль пирса и частые беседы с будущей знаменитостью, отличавшейся философским складом ума и нестандартным образом мыслей.
Сам Иван Григорьевич закончил военное училище в 1946 году. Служил в Польше, Германии, Голландии, на Чукотке, Курильских островах, Камчатке. Только через 30 лет в звании подполковника завершил военную службу в Калининграде.
У Ивана Григорьевича множество наград - орден Отечественной войны II степени, ордена Красного Знамени за 15 и 20 лет безупречной службы. Есть весьма редкие награды, к примеру, медаль Петра Великого, которую в настоящее время имеют только 7 человек в Москве, а также медали участника конвойного плавания, адмирала Советского Союза Кузнецова, а также медали ветеранов Северного морского флота и ветеранов Российского флота.
Женился Иван Григорьевич в 1950 году, растил сына Владимира и дочь Ирину. Они получили хорошее образование - Ирина работает директором школы, сделал карьеру и Владимир. У Ивана Григорьевича две внучки. Таня - дочь Владимира и Юлия - дочь Ирины. Они тоже закончили институт, работают. С 1995 года Иван Григорьевич Фузеев живет в нашем районе. И хотя он переехал сюда с Кутузовского проспекта, в Марьине ему намного уютнее и удобнее жить, а родные его опекают и поддерживают. Работа в Совете ветеранов дает силы и бодрость.
Виолетта Колоколкина