Решающая роль танков в бою
Н.К. БРОНЕВОЙ
Решающая роль танков в бою
По опыту применения бронетанковой техники в операциях Великой Отечественной войны
(отрывок)
<...>
Большую роль сыграли танковые войска в битве под Москвой осенью и зимой 1941 г, хотя по количеству в них мы испытывали большой недостаток. Например, с переходом фашистских войск в наступление они имели превосходство в танках около 2,2:1. Наши войска имели всего 780 танков (в том числе только 140 тяжелых и средних). Имелось: 11 танковых бригад, одна танковая дивизия, 4 отдельных танковых батальона, а также 101-я и 107-я мотострелковые дивизии.
Танковые воинские части на этапе отражения ударов наступающих войск противника применялись для борьбы с прорывающимися вперед группировками противника во встречных столкновениях с ними, для нанесения контратак, а также и для удержания важных позиций и рубежей. В ходе этих боев в октябре состав танковых войск под Москвой пополнился еще девятью танковыми бригадами (17, 18, 19, 20, 5, 22, 24, 25 и 28-я бригады).
Активными действиями танковых бригад продвижение немецко-фашистских дивизий было на всех направлениях в течение октября - ноября приостановлено.
Отметим действия некоторых бригад. Так, 8-я бригада полковника П. А. Ротмистрова, имея около 60 танков, совершив 240-километровый марш за полтора суток по бездорожью, 15 октября атаковала во взаимодействии с 934-м стрелковым полком противника в Калинине. Три дня танкисты вели ожесточенные бои с передовыми воинскими частями 41-го моторизованного корпуса. Бригада уничтожила 22 танка, 10 орудий, несколько минометных батарей. Бой за Калинин вела также 21-я танковая бригада. Врагу был нанесен большой урон, продвижение было задержано, однако город Калинин этим бригадам освободить не удалось. Но они сорвали план дальнейшего развития наступления гитлеровских войск на калининском направлении.
Ожесточенными осенью 1941 г. были бои танковых воинских частей на орловско-тульском направлении. Здесь наступала Южная группировка немецких войск в составе 2-й танковой группы и 2-й армии. Их действия создали реальную угрозу захвата Тулы и обхода Москвы с юга.
Ставка Верховного Главнокомандования спешно сосредоточила в районе Мценска резервы и сформировала из них 1-й гвардейский корпус под командованием генерала Д. Д. Лелюшенко. В корпус из танковых войск вошли 4-я и 11-я танковые бригады под командованием толковника М. Е. Катукова и подполковника В. А. Бондарева. Сопротивление советских войск на этом направлении явилось для фашистского командования полной неожиданностью. Героизм и стойкость советских воинов, особенно танкистов, сочетались с высоким воинским мастерством. Примером служат умелые действия 4-й танковой бригады. 4 октября под Орлом ее подразделения в течение нескольких дней сдерживали продвижение двух танковых дивизий. Бригада умело применяла танковые засады, устраивала их на выгодных позициях. В этом отношении особенно характерен бой 6 октября. Рано утром до 100 вражеских танков с мотопехотой и артиллерией вышли к оборонительным позициям бригады и, развернувшись в боевой порядок, атаковали ее подразделения.
У села Первый Воин (южнее Мценска) разгорелся ожесточенный бой, который продолжался 12 часов. Не продвинувшись в течение дня ни на шаг, противник потерял 43 танка, 16 противотанковых орудий, до 500 солдат и офицеров. 4-я танковая бригада потеряла 6 танков, из которых 2 сгорели на поле боя, а 4 были эвакуированы в тыл и отремонтированы. Враг намеревался танковым тараном пробить себе путь на Мценск, но его намерения были сорваны стойкой и мужественной обороной 4-й и 11-й танковых бригад, действовавших в тесном взаимодействии с соединениями и воинскими частями 1-го гвардейского стрелкового корпуса. При отражении ударов врага в районе села Первый Воин особенно отличился командир танка 4-й танковой бригады старший сержант И. Т. Любушкин. Он лично уничтожил 9 танков и до роты пехоты противника. За героизм и высокое воинское мастерство старшему сержанту И. Т. Любушкину было присвоено звание Героя Советского Союза.
Столь же отважно дрались в этих боях танкисты 11-й танковой бригады. Особенно отличились воины батальона тяжелых танков, которым командовал капитан А. А. Рафтопулло. В районе 5 км северо-восточнее Первого Воина батальон 8 часов стойко отражал сильные атаки вражеских танков. Противник потерял 43 танка, десятки противотанковых орудий и до двух рот пехоты. Капитан Рафтопулло, мужественный и храбрый офицер, воодушевлял боевых друзей. Будучи раненным, с ожогами лица и рук, он продолжал управлять подразделениями. За героизм, проявленный в октябрьских боях под Орлом, ему было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
В этих же боях отличился экипаж из 4-й танковой бригады лейтенанта Д. Ф. Лавриненко, который в течение четырех дней уничтожил 16 вражеских танков. Д. Ф. Лавриненко участвовал в 28 боях. Только в 1941 г. на его счету уже было 52 уничтоженных вражеских танка.
За героические действия 4-я танковая бригада М. Е. Катукова была преобразована в 1-ю гвардейскую танковую бригаду. В приказе народного комиссара обороны № 337 от 11 ноября 1941 г. сказано: «... в результате ожесточенных боев бригады с 3-й и 4-й танковыми дивизиями и мотодивизией противника фашисты потеряли: 133 танка, 49 орудий, 8 самолетов, 15 тягачей с боеприпасами, до полка пехоты, 6 минометов и другие средства вооружения. Потери 4-й танковой бригады исчисляются единицами».
Так на полях Подмосковья родилась танковая гвардия.
Бои наших танкистов с танковыми воинскими частями немцев были ожесточенными - враг имел огромное превосходство. В отражении ноябрьского наступления наш Западный фронт имел 2 танковые и 3 мотострелковые дивизии, 19 танковых бригад, один танковый батальон - всего 850 танков, но из них 650 были легкие. У противника было в 1,5 раза больше, а на главных направлениях преимущество было еще большим. Так, на клинском направлении против наших 56 танков, 210 орудий и минометов 30-й армии гитлеровцы имели до 300 танков, 910 орудий и минометов, на истринском - против 150 танков, 767 орудий и минометов 16-й армии фашисты сосредоточили 400 танков, 1030 орудий и минометов. На каширском направлении враг имел около 400 танков против 45 танков 50-й армии.
Особенно напряженными были бои на клинском направлении, в полосах 30-й армии генерала Лелющенко и 16-й армии генерала Рокоссовского.
30-я армия имела 21-ю и 8-ю танковые бригады (всего 56 танков). Обороняясь в первом эшелоне, эти бригады отражали удар 300 танков. Противник потерял в этих боях только за два дня (15 и 16 ноября) 65 танков.
В полосе 16-й армии было 6 танковых бригад (всего 218 танков, в т. ч. 172 легкие).
Командование Западного фронта, учитывая численное превосходство противника в танках, решило сосредоточить главные усилия танковых бригад на обороне Волоколамского шоссе. С этой целью восточнее Волоколамска шоссе было прикрыто системой эшелонированных в глубину засад танковых бригад. Первый эшелон составляли 1-я гвардейская и 27-я танковая бригады. Во втором эшелоне находились 23-я и 28-я танковые бригады. Третий эшелон засад был создан силами 33-й танковой бригады. Все эшелоны засад имели связь между собой, а также со стрелковыми дивизиями, на участках которых они действовали. Наличие такой глубоко эшелонированной в противотанковом отношении обороны сыграло большую роль при отражении вражеских атак в полосе обороны войск 16-й армии.
Прикрытие стыка 30-й и 16-й армий командование фронта возложило на 58-ю танковую и две кавалерийские дивизии.
Только ценой больших потерь противнику удалось потеснить войска этих армий. К концу ноября враг был остановлен.
В результате упорных боев активными действиями, в первую очередь, из засад, контратаками и контрударами наших танковых воинских частей к концу ноября было остановлено наступление 2-й танковой армии генерала Гудериана и под Тулой, и на каширском направлении. Здесь проявили себя танкисты 1-й гвардейской мотострелковой дивизии, 112-й и 108-й танковых дивизий, 11, 31, 5, 9 и 20-й танковых бригад и пяти отдельных танковых батальонов.
5 декабря 1941 г. под Москвой советские войска нанесли контрудар по немецко-фашистским войскам и перешли в решительное наступление. В войсках трех фронтов было 670 танков (205 тяжелых и средних).
В первые же дни наши войска продвинулись на десятки километров. Особенно успешно действовали танковые бригады. К концу декабря наши войска нанесли тяжелое поражение 3-й и 4-й танковым группам противника, отбросив их на 90 - 100 км. В этих боях танкисты на всех участках проявляли высокое мужество, отвагу и воинское мастерство. В бою под Волоколамском экипаж тяжелого танка лейтенанта П. Д. Гудзя вступил в бой с 18 вражескими танками и уничтожил 10 из них, а также 4 противотанковых орудия. Танк при этом получил 29 вмятин от вражеских снарядов. Танк остался в строю и продолжал вести бой в составе 89-го танкового полка в бригаде генерала Катукова. За этот подвиг лейтенант П. Д. Гудзь был награжден орденом Ленина.
В этих же боях смелость и отвагу проявили танкисты старшего лейтенанта Г Т. Завизиона. На рассвете 20 декабря они первыми ворвались в город Волоколамск. Раненый Г. Т. Завизион не оставил поля боя в завязавшемся упорном бою. За храбрость и умелые действия он был награжден орденом Красного Знамени.
В итоге в Московской битве было нанесено поражение 38 гитлеровским дивизиям. Враг был отброшен от Москвы на 100 - 250 км. Танковые войска в этом сражении использовались в основном как танки НПП, в засадах и контратаках, а в ходе наступления - в передовых отрядах, для обхода отступающих частей противника. Три танковые бригады - 4-я, 9-я и 8-я стали 1-й, 2-й и 3-й гвардейскими.
<...>