Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Решающая роль танков в бою

Журнал "Армейский сборник",  февраль 2011

Н.К. БРОНЕВОЙ

Решающая роль танков в бою 

По опыту применения бронетанковой техники в операциях Великой Отечественной войны

 (отрывок)

 <...>

    Большую роль сыграли тан­ковые войска в битве под Мо­сквой осенью и зимой 1941 г, хотя по количеству в них мы испытывали большой недостаток. Например, с перехо­дом фашистских войск в наступление они имели превосход­ство в танках около 2,2:1. Наши войска имели всего 780 танков (в том числе только 140 тяжелых и средних). Имелось: 11 танко­вых бригад, одна танковая дивизия, 4 отдельных танковых бата­льона, а также 101-я и 107-я мотострелковые дивизии.

    Танковые воинские части на этапе отражения ударов насту­пающих войск противника применялись для борьбы с прорыва­ющимися вперед группировками противника во встречных стол­кновениях с ними, для нанесения контратак, а также и для удер­жания важных позиций и рубежей. В ходе этих боев в октябре со­став танковых войск под Москвой пополнился еще девятью тан­ковыми бригадами (17, 18, 19, 20, 5, 22, 24, 25 и 28-я бригады).

    Активными действиями танковых бригад продвижение немецко-фашистских дивизий было на всех направлениях в те­чение октября - ноября приостановлено.

    Отметим действия некоторых бригад. Так, 8-я бригада пол­ковника П. А. Ротмистрова, имея около 60 танков, совершив 240-километровый марш за полтора суток по бездорожью, 15 октября атаковала во взаимодействии с 934-м стрелковым полком противника в Калинине. Три дня танкисты вели оже­сточенные бои с передовыми воинскими частями 41-го мото­ризованного корпуса. Бригада уничтожила 22 танка, 10 ору­дий, несколько минометных батарей. Бой за Калинин вела так­же 21-я танковая бригада. Врагу был нанесен большой урон, продвижение было задержано, однако город Калинин этим бригадам освободить не удалось. Но они сорвали план даль­нейшего развития наступления гитлеровских войск на кали­нинском направлении.

    Ожесточенными осенью 1941 г. были бои танковых воин­ских частей на орловско-тульском направлении. Здесь насту­пала Южная группировка немецких войск в составе 2-й танко­вой группы и 2-й армии. Их действия создали реальную угрозу захвата Тулы и обхода Москвы с юга.

    Ставка Верховного Главнокомандования спешно сосредо­точила в районе Мценска резервы и сформировала из них 1-й гвардейский корпус под командованием генерала Д. Д. Лелюшенко. В корпус из танковых войск вошли 4-я и 11-я танковые бригады под командованием толковника М. Е. Катукова и под­полковника В. А. Бондарева. Сопротивление советских войск на этом направлении явилось для фашистского командования полной неожиданностью. Героизм и стойкость советских вои­нов, особенно танкистов, сочетались с высоким воинским ма­стерством. Примером служат умелые действия 4-й танковой бригады. 4 октября под Орлом ее подразделения в течение нескольких дней сдерживали продвижение двух танковых ди­визий. Бригада умело применяла танковые засады, устра­ивала их на выгодных позициях. В этом отношении осо­бенно характерен бой 6 октября. Рано утром до 100 вра­жеских танков с мотопехотой и артиллерией вышли к оборонительным позициям бригады и, развернувшись в боевой порядок, атаковали ее подразделения.

    У села Первый Воин (южнее Мценска) разгорелся оже­сточенный бой, который продолжался 12 часов. Не про­двинувшись в течение дня ни на шаг, противник поте­рял 43 танка, 16 противотанковых орудий, до 500 сол­дат и офицеров. 4-я танковая бригада потеряла 6 танков, из которых 2 сгорели на поле боя, а 4 были эвакуирова­ны в тыл и отремонтированы. Враг намеревался танковым тараном пробить себе путь на Мценск, но его намерения были сорваны стойкой и мужественной обороной 4-й и 11-й танко­вых бригад, действовавших в тесном взаимодействии с соеди­нениями и воинскими частями 1-го гвардейского стрелково­го корпуса. При отражении ударов врага в районе села Пер­вый Воин особенно отличился командир танка 4-й танковой бригады старший сержант И. Т. Любушкин. Он лично уничто­жил 9 танков и до роты пехоты противника. За героизм и высо­кое воинское мастерство старшему сержанту И. Т. Любушкину было присвоено звание Героя Советского Союза.

    Столь же отважно дрались в этих боях танкисты 11-й тан­ковой бригады. Особенно отличились воины батальона тя­желых танков, которым командовал капитан А. А. Рафтопулло. В районе 5 км северо-восточнее Первого Воина бата­льон 8 часов стойко отражал сильные атаки вражеских тан­ков. Противник потерял 43 танка, десятки противотанко­вых орудий и до двух рот пехоты. Капитан Рафтопулло, му­жественный и храбрый офицер, воодушевлял боевых дру­зей. Будучи раненным, с ожогами лица и рук, он продол­жал управлять подразделениями. За героизм, проявленный в октябрьских боях под Орлом, ему было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

    В этих же боях отличился экипаж из 4-й танковой бригады лейтенанта Д. Ф. Лавриненко, который в течение четырех дней уничтожил 16 вражеских танков. Д. Ф. Лавриненко участвовал в 28 боях. Только в 1941 г. на его счету уже было 52 уничтожен­ных вражеских танка.

    За героические действия 4-я танковая бригада М. Е. Кату­кова была преобразована в 1-ю гвардейскую танковую брига­ду. В приказе народного комиссара обороны № 337 от 11 но­ября 1941 г. сказано: «... в результате ожесточенных боев бригады с 3-й и 4-й танковыми дивизиями и мотодиви­зией противника фашисты потеряли: 133 танка, 49 ору­дий, 8 самолетов, 15 тягачей с боеприпасами, до полка пехоты, 6 минометов и другие средства вооружения. По­тери 4-й танковой бригады исчисляются единицами».

    Так на полях Подмосковья родилась танковая гвардия.

    Бои наших танкистов с танковыми воинскими частями немцев были ожесточенными - враг имел огромное пре­восходство. В отражении ноябрьского наступления наш За­падный фронт имел 2 танковые и 3 мотострелковые дивизии, 19 танковых бригад, один танковый батальон - всего 850 тан­ков, но из них 650 были легкие. У противника было в 1,5 раза больше, а на главных направлениях преимущество было еще большим. Так, на клинском направлении против наших 56 тан­ков, 210 орудий и минометов 30-й армии гитлеровцы имели до 300 танков, 910 орудий и минометов, на истринском - про­тив 150 танков, 767 орудий и минометов 16-й армии фашисты сосредоточили 400 танков, 1030 орудий и минометов. На ка­ширском направлении враг имел около 400 танков против 45 танков 50-й армии.

    Особенно напряженными были бои на клинском направ­лении, в полосах 30-й армии генерала Лелющенко и 16-й ар­мии генерала Рокоссовского.

    30-я армия имела 21-ю и 8-ю танковые бригады (всего 56 танков). Обороняясь в первом эшелоне, эти бригады отра­жали удар 300 танков. Противник потерял в этих боях только за два дня (15 и 16 ноября) 65 танков.

    В полосе 16-й армии было 6 танковых бригад (всего 218 тан­ков, в т. ч. 172 легкие).

    Командование Западного фронта, учитывая численное превосходство противника в танках, решило сосредоточить главные усилия танковых бригад на обороне Волоколамско­го шоссе. С этой целью восточнее Волоколамска шоссе было прикрыто системой эшелонированных в глубину засад танковых бригад. Первый эшелон составляли 1-я гвардейская и 27-я танковая бригады. Во втором эше­лоне находились 23-я и 28-я танковые бригады. Третий эшелон засад был создан силами 33-й танковой брига­ды. Все эшелоны засад имели связь между собой, а так­же со стрелковыми дивизиями, на участках которых они действовали. Наличие такой глубоко эшелонирован­ной в противотанковом отношении обороны сыграло боль­шую роль при отражении вражеских атак в полосе обороны войск 16-й армии.

    Прикрытие стыка 30-й и 16-й армий командование фронта возложило на 58-ю танковую и две кавалерийские дивизии.

    Только ценой больших потерь противнику удалось потес­нить войска этих армий. К концу ноября враг был остановлен.

        В результате упорных боев активными действиями, в пер­вую очередь, из засад, контратаками и контрударами наших тан­ковых воинских частей к концу ноября было остановлено на­ступление 2-й танковой армии генерала Гудериана и под Тулой, и на каширском направлении. Здесь проявили себя танкисты 1-й гвардейской мотострелковой дивизии, 112-й и 108-й танко­вых дивизий, 11, 31, 5, 9 и 20-й танковых бригад и пяти отдельных танковых батальонов.

        5 декабря 1941 г. под Москвой советские войска нанесли контрудар по немецко-фашистским войскам и перешли в реши­тельное наступление. В войсках трех фронтов было 670 танков (205 тяжелых и средних).

    В первые же дни наши войска продвинулись на десятки километров. Особенно успешно действовали танковые бри­гады. К концу декабря наши войска нанесли тяжелое пора­жение 3-й и 4-й танковым группам противника, отбросив их на 90 - 100 км. В этих боях танкисты на всех участках проявляли высокое мужество, отвагу и воинское мастерство. В бою под Во­локоламском экипаж тяжелого танка лейтенанта П. Д. Гудзя всту­пил в бой с 18 вражескими танками и уничтожил 10 из них, а так­же 4 противотанковых орудия. Танк при этом получил 29 вмятин от вражеских снарядов. Танк остался в строю и продолжал ве­сти бой в составе 89-го танкового полка в бригаде генерала Ка­тукова. За этот подвиг лейтенант П. Д. Гудзь был награжден ор­деном Ленина.

    В этих же боях смелость и отвагу проявили танки­сты старшего лейтенанта Г Т. Завизиона. На рассвете 20 де­кабря они первыми ворвались в город Волоколамск. Ране­ный Г. Т. Завизион не оставил поля боя в завязавшемся упор­ном бою. За храбрость и умелые действия он был награжден орденом Красного Знамени.

    В итоге в Московской битве было нанесено поражение 38 гитлеровским дивизиям. Враг был отброшен от Москвы на 100 - 250 км. Танковые войска в этом сражении исполь­зовались в основном как танки НПП, в засадах и контратаках, а в ходе наступления - в передовых отрядах, для обхода от­ступающих частей противника. Три танковые бригады - 4-я, 9-я и 8-я стали 1-й, 2-й и 3-й гвардейскими.

 <...>