С.Н. Захарцев. Борьба с преступностью органов милиции и уголовного розыска Тамбовской губернии в 1921-1928 гг.
С.Н. Захарцев
БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ ОРГАНОВ МИЛИЦИИ И УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1921-1928 гг.
– Санкт-Петербург: Нестор, 2005. – 101
(отрывок, стр. 83-85)
5. ПОТЕРИ ЛИЧНОГО СОСТАВА МИЛИЦИИ И УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА ГУБЕРНИИ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ИМИ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИНЫМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ
В период гражданской войны одной из основных задач недавно созданной милиции стал обеспечение тыла Красной Армии. Однако война обусловила непосредственную необходимость участия милицейских частей, подразделений и групп в основных операциях на фронте и в прифронтовой полосе.
Крестьянская война в 1920-1921 гг. на территории Тамбовской губернии потребовала привлечения для борьбы с мятежом, помимо армейских частей, для вспомогательных целей часть личного состава милиции губернии. Сотрудников губернского и уездных отделов и управлений милиции отправляли в различные волости и села, охваченные восстанием для разведки, связи и с другими заданиями1.
Можно долго спорить о исторической правоте сторон в период антоновского мятежа. Но милиционеры, которых посылали на борьбу с «бандитизмом» выполняли свой долг, оставаясь верными присяге, и, готовы были пожертвовать жизнью за идею, в которую они верили. Период 1920-1921 гг. весьма слабо отражен в архивном материале в связи с порчей, потерей и утратой большого количества первичных документов, в связи с их умышленным уничтожением, в особенности в уездах в наибольшей степени охваченных мятежом, с целью недопущения попадания его в руки противника2.
Небольшие отряды милиции, посылаемые как для борьбы с отдельными группами мятежников, так и с различными заданиями в охваченные восстанием села и волости губернии, были практически заранее обречены на гибель, уступая антоновцам как в численности, так и в вооружении.
При этом многие из сотрудников спокойно шли на верную гибель будучи убежденными в том, что в случае их смерти их семьи не останутся без средств к существованию, и новое,
--------------------------------------------
1 ГАТО. Ф.Р -395. Оп. 1 Д. 151. Л. 47.
2 Там же.
83
«справедливое» советское государство не забудет их подвига и материально поддержит их ближайших родственников. Так, наверное, думал т. Морозов, сформировавший конный отряд милиции из 80 человек, с каковым и был послан против групп восставших, оперировавших на участке между Козловым и Тамбовом. Он погиб в сабельном бою у станции Никифоровка в 1921 г. При попытке в период нэпа восстановить материалы о т. Морозове в Губархиве сведений о нем не оказалось. И лишь благодаря личному свидетельству бывшего командующего вооруженными силами губернии, а впоследствии начальника милиции губернии т. Редзько, остались данные, хоть и скупые об одном из сотрудников милиции1.
Отсутствие документальной и достоверной информации о гибели сотрудников не позволяло их семьям надеяться на обеспечением их государством каким-либо пособием. Так произошло с семьей младшего милиционера 2 района Борисоглебской уездной милиции т. Молодцовым. При подъеме всех имевшихся документов по поводу его гибели оказалось, что имеются лишь сведения о том, что он был командирован в разные села уезда с заданиями в дни «свирепствования в уезде бандитизма», а «для какой именно цели и в какое село был командирован т. Молодцов последний раз установить точно нет возможности за давностью времени, так как это было в начале 1921 г.» (выяснение происходило в августе 1924 г. - авт.)2. Свет на обстоятельства гибели слегка проливала выписка из приказа Борисоглебской Умилиции от 11 февраля 1921 г.: «милиционера 2 района умилиции Молодцова, Редкозубова и Любавина, убитых бандитами при разведке в селе Шапкино исключить из списков денежного довольствия с 9 февраля сего года, а продовольственного с 15 февраля»3 . Семье же не была оказана материальная помощь сразу после гибели кормильца. Причину этого чиновники нашли по их мнению достаточно убедительную - «в уезде свирепствовал очень сильно бандитизм» и «вопроса о пособии возбуждено …
--------------------------------------------
1 ГАТО. Ф.Р - 395. Оп. 1 Д. 151. Л. 116.
2 Там же. Л. 47.
3 Там же.
84
не было»1. Семья же бывшего помощника начальника 1 района милиции Борисоглебского уезда Сушкова Д.А., погибшего в 1921 г. при исполнении служебных обязанностей, только в 1926 г. смогла добиться возбуждения ходатайства о персональной пенсии. Все это время его жена с детьми, проживавшие в селе Березовка Уваровской волости сильно нуждались2.
...
--------------------------------------------
1 ГАТО. Ф.Р - 395. Оп. 1 Д. 151. Л. 47.
2 Там же. Д. 415. Л. 1.
85
В раздел Гражданская война