Тамбовский край.1999.КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Н. Пирожкова.
Наталия Пирожкова
КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
"Неизвестный Тамбов" (Методическая разработка игротеки)
Конкурсная программа "Неизвестный Тамбов" [1] - набор игр, викторин, головоломок и др. по истории Тамбова - была задумана с целью подведения итогов целенаправленной краеведческой работы с учащимися профессионального лицея в год 360-летия Тамбова. Задания предлагались в определенной последовательности, которая способствует "погружению" начинающих краеведов в историю родного края.
Игротека составлена так, что она не только нацеливает на поиск правильного ответа в том или ином конкурсе, что задается игровой методикой [2], но способствует закреплению ранее изученного по краеведческой программе, помогает развивать логику, историческое мышление, дает новую историческую информацию, удовлетворяя познавательный интерес. В результате внеклассное мероприятие в игровом жанре, пронизанное духом соревновательности, становится продолжением учебного процесса.
Участники игротеки разбиваются на три команды (оптимальный вариант, меньшее количество команд снижает дух соревновательности, большее - затягивает время). Ее ведет преподаватель с помощью учащегося-ассистента. Условия оценки конкурсов объявляются в начале программы, поэтому необходимость жюри отпадает.
Каждый конкурс сопровождается краткой вводной репликой ведущего, что помогает плавно перейти от одного конкурса к другому.
K о н к у р с 1 . Настенное лото "Тамбовская старина"
Участникам игры, на каждую команду поровну, раздаются (как игральные карты) карточки с фрагментами (из исторических документов, научных: работ), раскрывающими историю Тамбова (XVII, XVIII, XIX вв.). В течение нескольких минут команды должны распределить карточки хронологически (по векам) и с помощью ведущего закрепить их на игровых полях настенного лото. Каждая правильно закрепленная карточка оценивается в один балл.
К о н к у р с 2. Упражнение с иллюстративным материалом "Храмы и монастыри Тамбова: прошлое и настоящее"
Команды получают иллюстрации храмов и монастырей Тамбова и должны определить их месторасположение, назвать те, которые были уничтожены в советское время, и те, которые сохранились, рассказать об их истории и современном состоянии. Высшая оценка - три балла.
К о н к у р с 3. Устная викторина
"Дела давно минувших дней,
преданья старины глубокой..."
("Тамбовский хронограф")
Командам поочередно зачитываются тексты исторических документов и вопросы по их содержанию. При правильном, но односложном ответе, участники получают два балла, при дополнении ответа поясняющими сведениями - еще один балл.
К о н к у р с 4. Головоломка "Тамбовская глубинка"
Команды получают одинаковые задания (по типу кроссворда) и работают на время. Первая правильно выполнившая задание команда получает семь баллов (по количеству зашифрованных слов), остальные - в зависимости от объема выполненного задания (по баллу за слово).
К о н к у р с 5. Соревнование чтецов
"Тамбов на карте генеральной..."
Начало поэмы М.Ю.Лермонтова "Тамбовская казначейша" читает ведущий, а потом участники игры (по одному от команды) получают равноценные по объему oтрывки из поэмы и читают их вслух после некоторой подготовки. Оценка конкурса - от одного до трех баллов.
К о н к у р с 6. Упражнение с видовым материалом "Где эта улица, где этот дом?"
Участники конкурса получают (с помощью рулетки) по два вида старого Тамбова и в течение двух минут должны подготовить ответы: что это за здания, где они были расположены (находятся в настоящее время)? Высшая оценка - два балла.
К о н к у р с 7. Лото-вертолина "Действующие лица"
Вокруг рулетки раскладываются карточки с вопросами, а под ними - карточки меньшего размера с ответами. Вопросы - о деятельности исторических личностей, связанных с Тамбовом. Это блиц-конкурс, поэтому на обдумывание ответа на указанный рулеткой и зачитанный ведущим вопрос дается 30 секунд. Правильный ответ оценивается в один балл.
К о н к у р с 8. Задание "Старая игротека",
или «Во что играли наши предки»
Команды должны рассказать об одной из старых игр Тамбовского края и смоделировать ее. Оценка - от одного до трех баллов.
К о н к у р с 9. Блиц-викторина-аукцион
"Улицы, площади, скверы"
Командам дается устное задание: назвать как можно больше старых улиц, площадей, скверов Тамбова. Победителем становится тот, кто сделает это последним. Оценивается (три балла) только команда-победительница.
К о н к у р с 10. Письменный аукцион "Кого помнят потомки?"
Командам предлагается назвать возможно большее количество памятников и памятных знаков в Тамбове. Участники конкурса записывают ответы на карточках и сдают ведущему. Побеждает та команда, которая назвала большее количество памятников. Каждый ответ - один балл.
Как и любой конкурс, программа "Неизвестный Тамбов" заканчивается подведением итогов и награждением победителей.
В целом же представленная форма внеклассной работы по краеведению способствует повышению интереса учащихся к прошлому родного края, а через него - к истории Отечества.
Примечания