Село Шапкино

 

 

                                                 Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

 

ТАМБОВСКИЙ КРАЙ.1999.Орнамент на обрядовых полотенцах и столешницах Тамбовской области.

Вестник ТГУ, выпуск 3,1999

Л.Ю. Евтихиева

ОРНАМЕНТ НА ОБРЯДОВЫХ  ПОЛОТЕНЦАХ И СТОЛЕШНИЦАХ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(отрывок)

                 Сведения об обрядовом характере того или иного орнамента относятся к разряду редких, экспедиционное этнолингвистическое обследование сел Тамбовской области этот тезис подтверждает. Живая историческая память информаторов не сохранила сколько-нибудь отчетливых представлений о семан­тике и функциональной характеристике ор­наментации на предметах быта, жилище, одежде, продуктах ткачества. Количество же самих орнаментальных мотивов с учетом ва­риантов, выявленное на основе экспедици­онных материалов и коллекций ТОКМ, Моршанского историко-художественного музея, Мичуринского краеведческого музея и других, довольно значительно - 311 единиц.

                 Тамбовская орнаментика не была пред­метом монографического исследования ни как историко-культурный источник, ни как явление декоративно-прикладного искусства. Отдельные ракурсы этой темы были представ­лены работами Н.Б. Бабайцевой, Е.И. Гринковой, Н.И. Лебедевой, Г.С. Масловой, И.П. Работновой, Г.П. Перепелкиной, М.Ф. Рыбиной [1-5]. Под руководством автора этой статьи подготовлено     дипломное исследование И.Ю. Дубышкиной, представляющее собой попытку обобщить и систематизировать экс­педиционный, а также фондовый материал по культуре орнамента Тамбовской области [6]. Однако тема остается в числе наименее изученных и наиболее актуальных. К сожа­лению, нельзя сказать, что методика выявле­ния, изучения и интерпретации орнамента отшлифована и освоена специалистами, за­нимающимися экспедиционными работами. Мы попытались взглянуть на тамбовский орнамент с точки зрения филолога, этнолингвиста. Для нас орнамент - род письменности, последовательность знаков, несущих инфор­мацию о культуре, их породившей. Посколь­ку в последнее десятилетие активизирова­лась работа по изучению обрядовой культу­ры области [7, 8], мы сочли орнаментацию обрядовых полотенец и скатертей наиболее удобным предметом исследования.

                 Все разнообразие орнаментальных форм, согласно   классификации   Г.С. Масловой, можно объединить в четыре группы мотивов: 1) геометрические; 2) растительные; 3) зоо­морфные, включающие орнитологические и терратологические;     4) антропоморфные [3, с. 145]. На известных нам этнографиче­ских реалиях, характеризующих тамбовскую традицию орнаментации, встречаются все перечисленные классификационные группы мотивов. Геометрические формы лучше со­хранились  на  керамике (археологическая коллекция), женской одежде, домотканных коврах, редко -полотенцах. Мы не распола­гаем сведениями, позволяющими раскрыть семантику того или иного мотива, исходя из опроса информаторов. Смыслоразличительными возможностями обладает предмет в целом. Например, наличие орнамента отли­чает праздничную, в том числе обрядовую одежду от повседневной; наличие узорного ткачества на столешнице, а также крестооб­разно вышитая кружевная прошва и вышивка по краю делают ее обрядовой: свадебной или поминальной. На поверхности семантическо­го пласта тамбовского орнамента обнаружи­вается его эстетическое значение, однако на­родный идеал красоты имеет рациональные корни, то есть за каждым мотивом мы вправе видеть сообщение о фрагменте действитель­ности, его породившей. Рациональная и ир­рациональная этимология орнамента взаимо­связаны. Так, на одежде орнамент располага­ется по краям или на месте сшива деталей, что можно объяснить либо как следствие практичности - укрепить, сделать менее мар­кими быстро снашивающиеся и пачкающиеся части, либо как следствие суеверия - защи­тить край от нечистой силы, подобно тому, как вешают «осметки» (лапти) на ворота, подкову на дверь и прочее. Сохранились также  некоторые  сведения, позволяющие увидеть смыслообразовательную роль орна­мента на полотенцах. Полотенца на икону, называемые «весовыми», отличаются от «хлебных» и бытовых «утирок»: первые имеют двухметровую длину, кружево по краям, богатый сложный «отшив», то есть орнамент; вторые, не превышая полутора метров, украшены скромными цветными по­лосами или несложными фигурами и имеют обмахренный край; третьи представляют простой прямоугольник холста без вышивки и кружев, либо украшенный узкой прошвой по краю.

                 В группе «весовых» полотенец крестьян­ская традиция выделяет еще подгруппы: «свадебные», «крестильные», «поминальные», «женские», «мужские», «праздничные». Ко­личество и качество выявленного нами на территории Тамбовской области материала по разновидностям «весовых» полотенец по­ка не позволяет связать эту классификацию с адекватными ей группами орнаментов, так как задача осложняется варьированием, не поддающимся унификации. Несомненным же является факт использования реалистиче­ских орнаментов растительных, зооморфных, орнитологических, антропоморфных) на сва­дебных полотенцах и столешницах (скатертях). Известно, что использование геометрических форм характеризует русскую традицию в от­личие от реалистических форм украинской, и белорусской орнаментики [9, с. 271-273]. Архаика же южнорусского узорного ткачест­ва и вышивки всегда связывалась исследова­телями именно с геометрическими формами, тогда как растительные рассматривались как позднейшие [1, с. 11]. Технология народного узорного ткачества предполагала только гео­метрию, следовательно, архаичные символы воспроизводились в условной, отвлеченной форме. Если учесть, что на смену тканым прошвам, цветному узорному ткачеству пришла вышивка, то можно предположить, что она дала возможность народным масте­рицам явить условное и отвлеченное в более реалистической форме. Насколько нам из­вестно, подобный взгляд на реалистическую орнаментацию как эволюционный этап гео­метрической формы еще не рассматривался. Наличие особых «свадебных» столешниц мы фиксируем в Тамбовской области повсеме­стно. В Мучкапском, Уваровском, Сампурском и других районах на «ладу» (ритуал вы­купа невесты) принято покрывать стол тремя столешницами, верхнюю столешницу, укра­шенную вышивкой, невеста тянет на себя, либо подруги делают то же, чтобы скорее выйти замуж. В селе Вишенка Пичаевского района «вытыкают» (ткут) особую «печаль­ную» столешницу, чтобы покрыть ею стол во время поминания усопшего; в Бондарском районе в скатерть заворачивают зубок - по­дарок роженице. Имеется ли в последнем случае орнамент, к сожалению, не известно. Чрезвычайно информативно емкую орнамен­тацию свадебной скатерти («посадная сто­лешница») мы обнаружили в селе Рудовка Пичаевского района (фото 1), она выполнена в черно-красной гамме, двусторонним кре­стом и украшена по низу кружевной про­швой, а также шелковыми лентами розового и голубого цветов. Известно, что розовый и голубой считают в Тамбовской области са­мыми подходящими цветами для свадебных «одиначек», то есть юбки и кофты из одной материи. Согласно славянской эстетике ро­зовое и голубое символизирует небеса, лю­бовь, истину. Раппорт орнамента репрезентуется трёхчастной композицией: в центре ан­тропоморфный мотив - женщина в южно­русском крестьянском костюме, справа от нее - черный петух, слева - красный, черная вышитая полоса в подножье - символ черно­зема, основного богатства нашего региона.

                 2010-08-20_1

             Фото 1. Свадебная скатерть (Пичаевский район, с. Рудовка).