Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Мое родное село. Краснояровка. 2005.06.22.КРАСНОЯРОВСКИЙ ТУПИК, ИЛИ КАК УМИРАЮТ РУССКИЕ ДЕРЕВНИ

 «Мучкапские новости» № 75 от 22.06.2005

КРАСНОЯРОВСКИЙ ТУПИК, ИЛИ КАК УМИРАЮТ РУССКИЕ ДЕРЕВНИ

Таких, как здесь, красивых мест в районе нет. Но это нисколько не спасает село от разрушения

Буквально пятнадцать-двадцать лет тому назад на живописном берегу реки Вороны жило крестьянскими заботами и радостями население деревни Краснояровка.

Для механизаторов, доярок и других работников сельского хозяйства был построен целый ряд коттеджей. Было где трудиться людям: свиноферма, птицеферма, конюшня на сотню лошадей, овцеферма, МТФ.

В селе работали магазин, почта, библиотека, было построено для детей хорошее здание школы. Председатель хозяйства силами колхозной бригады сделал в школе прекрасный ремонт. Там, где есть рабочие места и школа, - активный ритм жизни.

Перестройка нарушила этот ритм. Постепенно стало разрушаться хозяйство...

Заведующая отделением связи Нина Геннадьевна Остросаблина и бывшая передовая доярка Галина Андреевна Бабанина поделились со мной горькими мыслями:

- Колхоз начал разрушаться во времена Горбачева. Перестали платить зарплату. Люди стали разъезжаться в поисках заработка. Недостаток рабочих рук привел к сокращению поголовья скота, фермы перестали существовать...

Далее из рассказа сельчан следовало, что из-за нехватки финансовых средств на содержание учреждений начальную школу и библиотеку объединили в одном здании с Домом культуры. Но в 1999 году перестала существовать и школа. Детей стали возить в Шапкино. Сейчас в селе действуют ФАП, отделение связи и библиотека, осталось лишь около тридцати пяти домовладений, в 10 раз меньше, чем в 1980 году. Летом приезжают отпускники.

Бывшим работникам ферм больно видеть заросшие бурьяном, разрушенные фундаменты на том месте, где когда-то кипела работа.

Сколько молока отправляли сельчане в райцентр! Сколько мяса поступало из деревни на мясокомбинат для переработки! Кормили краснояровцы горожан своей продукцией. И были они тогда очень нужны государству. Не их вина, что трудовая биография оборвалась у всех так резко. До сих пор руки тоскуют по крестьянскому труду. Только не осталось сил даже для своего домашнего хозяйства.

Сейчас эти труженики не нужны никому. А потому и деревня Краснояровка превратилась в тупик, куда нет нужды заглядывать представителям власти. И все свои проблемы, видимо, сельчане должны решать собственными силами и средствами, которых, как уже было упомянуто, у них нет.

Заботы краснояровцев сугубо насущные - о воде и хлебе. Магазина нет, автолавка приезжает 1-2 раза в неделю. Так что хлеб сельчане запасают надолго. А зимой даже запасти его нельзя, автолавка не ездит совсем - дорогу от села Шапкино до Краснояровки не чистят. Такое же плачевное состояние с водой. К примеру, сейчас, в 30-градусную жару, в колонках нет воды - сломалась водонапорная башня. Люди вынуждены брать воду и для скота, и для приготовления пищи из реки.

- Так было у нас, помню, с детства, в 50-60-х годах. Колхоз только “на ноги вставал...” . Колонок еще не было - вот и носили воду из Вороны. Зимой из проруби... Теперь вновь, как в те годы, - печально поведала Галина Андреевна.

В колхозе трудиться она начала с 14 лет. С 1965 работала дояркой до самой пенсии. Г. А. Бабанина имеет Почетные грамоты, орден Трудового Красного Знамени, занимала вторые и третьи места в конкурсах операторов машинного доения.

О работе в колхозе Галина Андреевна рассказала так:

- Бывало, не уйдешь с фермы, если не прибрано. Кормушки, корпуса побелены, в корытах всегда лежала соль. Фураж запаривали, силос носили тазами. Да, трудно приходилось, но весело было. И главное, жили с надеждой.

От той фермы, где трудилась Галина Андреевна Бабанина, остались лишь битые кирпичи...

Невольно приходит на ум мысль: может, действительно, история движется по спирали? Пока это только для умирающих сел, таких, как Краснояровка...

Выхода из тупика у села нет, а вот людям надо обязательно помочь достойно прожить оставшиеся годы.

А. СТРУКОВА.