Село Шапкино

 

 

                                                 Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

 

Мое родное село. Шапкино. 2007.07.06.У ШКОЛЫ ЕСТЬ БУДУЩЕЕ

Материал газеты «Мучкапские новости» № 28 от 06.07.2007 

У школы есть будущее 

Коллективу Шапкинской средней, общеобразовательной школы есть чем гордиться. Например, в конкурсе «Модели оптимизации сети общеобразовательных учреждений Тамбовской области» школа выиграла солидный денежный приз - 2 миллиона 400 тысяч рублей. Эти средства планируется потратить на ремонт зданий школы, столовой, пищеблока, на учебно-лабораторное оборудование, на другие соответствующие цели. Решено также поменять окна на пластиковые (целых 30 штук). Исходя из этого, можно предположить, что столь внушительная сумма будет потрачена на то, что действительно нуждается в реконструкции и обновлении. А делать это все будут исключительно ради детей, для того, чтобы образовательный процесс не был омрачен никакими недостатками.

  Педагог Л. А. Манаенкова рассказала автору этих строк о том, что с сентября этого года учебный и воспитательный процесс будет строиться по программе «Наследие». Целью ее является воспитание учащихся на традициях народной культуры. Конечно, и ранее в школе уделяли большое внимание этой тематике, но с нового учебного года все качественно изменится. За последние несколько лет собран богатейший материал о прошлом села и его жителей. На основе этого и планируют создать музей истории и быта Шапкино. И, думаю, эта прекрасная идея воплотится в жизнь. Ведь подтверждают это не только слова педагогов," но и та экскурсия, которую совершила я по школе, увидев все воочию.

  Помещение для будущего музея уже выделено, требует лишь ремонта. В пока еще пустой комнате светло, потолок побелен, в углу - настоящая печь. Сразу представляется деревенская изба с кроватью, убранной домотканым покрывалом, на котором возвышаются пышные подушки с вышивкой, а на полу - половики... По словам Л. А. Манаенковой, главного куратора и создателя будущего музея, обстановка здесь будет именно такая -старинная. И, что удивительно, все для этого уже есть. Дело в том, что и педагоги, и учащиеся, и их родители внесли неоценимый вклад: искали, собирали, записывали. И теперь все исторические находки хранятся в ожидании своего часа в одном из классов. И чего только там нет: глиняные горшки (крынки), угольные утюги, вышитые рушники, фотографии времен гражданской войны и не только. И все это пожертвовали сельчане для того, чтобы подрастающее поколение знало прошлое своих предков. В собрании музея есть вещи конца XIX века. Прикосновение к истории села настолько осязаемо, ощутимо, что явственно чувствуешь: вот она - связь времен и народов. Поистине бесценны эти находки, которые хранят в школе как реликвии...

  Но не только это развивает в детях любовь к родному краю. Они часто становятся участниками интересных, познавательных общешкольных мероприятий, в которых задействованы и работники детской библиотеки, и местного Дома культуры. В процессе этого они в легкой, доступной, бывает, игровой форме узнают много нового об истории села.

  Немаловажную роль в обучении ребят в Шапкинской СОШ играет и то, что учителя здесь работают замечательные. Здесь нет многопредметности, каждый педагог ведет именно свой предмет: биолог - биологию, историк - историю и тому подобное. Коллектив состоит из 22 специалистов, 11 из которых имеют первую квалификационную категорию, 5 - вторую, 1 - высшую. Учителя принимают участие в районных и областных конкурсах, становятся обладателями Почетных грамот, Благодарственных писем за творческое отношение к работе. Поиск инноваций в образовании, стремление к самосовершенствованию, плодотворный труд - все это можно с уверенностью отнести к каждому члену педагогического коллектива. Например, учитель физической культуры В. Н. Швецов воспитал немало спортсменов, а еще 15 его воспитанников пошли по его стопам - стали учителями физкультуры. Чем не результат успешной работы! А ведь это лишь один пример среди большого количества ему аналогичных. Вот здесь, думаю, будет уместно назвать тех учащихся, которыми их наставники могут гордиться. Это спортсмены школы Е. Потрисаев, А. Черников, В. Наумов, А. Цюсьмак, победители предметных олимпиад М. Манаенкова, М. Горелова и многие другие девчонки и мальчишки. Растут и развиваются они в условиях гармонии и комфорта: участвуют в мероприятиях, побеждают в конкурсах, занимаются в кружках, а летом - отдыхают и трудятся в школьном лагере. Об этом также скажу несколько слов.

  С 5 июня в Шапкинской СОШ функционируют лагерь дневного пребывания, который посещают 26 детей с 1 по 5 классы, и лагерь труда и отдыха, где делом заняты 10 ребят. Режим дня расписан по минутам, скучать детям не приходится: походы в библиотеку, Дом культуры, всевозможные игры, викторины. Начальник лагеря, заместитель директора по воспитательной работе Е. В. Фролова, умело контролирует весь процесс отдыха, где есть место и развлечениям, и полезным занятиям. А старшеклассники в это время проходят обязательную трудовую практику на пришкольном участке, а также вносят свой вклад в благоустройство села...

  К сожалению, обо всем и обо всех рассказать невозможно. Поэтому необходимо завершать свой рассказ. И, подводя итог всему увиденному и услышанному мной в Шапкинской СОШ, хочу отметить, что коллектив там работает сильный, творческий. А то, что возглавляет его человек деятельный, ответственный и эрудированный -А. И. Манаенков, не оставляет места сомнениям по поводу будущего школы. Наверняка, несмотря на все реформы и нововведения, школа будет жить полноценной жизнью, где проблемы будут решаться, а планы - осуществляться. Ведь главное качество руководителя - уметь грамотно и объективно оценивать собственную работу и труд своего коллектива, присуще А. И. Манаенкову. И благодаря этому, а также другим слагаемым успешной педагогической деятельности, Шапкинская средняя общеобразовательная школа является ярким примером учебного заведения со своей индивидуальной структурой, создаваемой людьми, для которых работа была и остается любимой, необходимой в жизни. И, поверьте, это очень важно. Вкладывая всю душу, силы, знания в любимое дело, человек реализовывается как личность, отдает окружающим частицу себя.

  Учитель - звучало и звучит сейчас гордо, несмотря на то, что многое поменялось в мире. Но ведь иначе быть не должно!

  Ю. ФРОЛОВА.