Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

КРАЕВЕДЕНИЕ.2004.Крестьянство и крестьянское землевладение Борисоглебского уезда Тамбовской ...

 
 Прихоперье и Саратовский край в панораме веков:
Материалы ХШ историко-краеведческой конференции 21 ноября 2003 года/
Отв. ред. В.В. Назаров - Балашов:
Изд-во "Николаев", 2004. -160 с.

С.В. Ласкина

Крестьянство и крестьянское землевладение Борисоглебского уезда Тамбовской губернии в конце ХIХ-начале XX вв.

Судьба России всегда зависела от положения дел в деревне. По данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, в Борисоглебском уезде проживало 288586 крестьян, что составляло 94 % от всего населения уезда1.

Крестьянские хозяйства Борисоглебского уезда, несмотря на экономическую слабость, ориентацию на внутреннее потребление, все же к началу XX века неотвратимо втягивались в русло товарно-капиталистического развития.

В пореформенный период уезд вступил на путь масштабных и динамических перемен. К концу XIX столетия ускорилось развитие местной промышленности, особенно это было связано со строи­тельством железной дороги Грязи - Борисоглебск и Борисоглебск -Царицын. Таким образом, уезд был включен в железнодорожную систему страны и получил связи с другими регионами, выход к внешним рынкам сбыта сельскохозяйственной продукции. Меня­лась сословная структура уезда. Однако в экономике страны сложи­лась тяжелая диспропорция, опасная грозными социально-полити­ческими последствиями. Поэтому крестьянство оказалось в крайне тяжелом положении.

Изучая архивные документы по состоянию крестьянского хо­зяйства уезда, можно выявить основные причины обеднения борисоглебской деревни. Прежде всего, необходимо отметить просчеты в проведении крестьянской реформы 19 февраля 1861 года. Получив по условиям реформы так называемые отрезки от крестьянских на­делов и сузив примерно на 11 % базу крестьянского землепользова­ния, помещики

1 Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Тамбовская гу­берния / Под ред. Н. А. Троицкого. М, 1904. Т. 42. 

продолжали эксплуатировать крестьян. Крестьяне продолжали «отрабатывать» на помещичьих землях, но эти отработ­ки, в которых крестьянин не был заинтересован и которые вел сво­им убогим инвентарем, предопределяли низкую доходность поме­щичьих хозяйств, их слабую конкурентоспособность. Это вело к разрушению дворянских гнезд и быстрому сокращению помещичь­его землевладения с 1877 г. до 1905 г. на 13128 дес. или на 13 %2.

Материальные возможности освобождаемых помещичьих крестьян не были приведены в соответствие с сохранившимися и вновь возникаемыми повинностями сельского населения. Следствием этого явилось возраставшая недоимочность бывшей помещичьей деревни. Так, число недоимок к 1 января 1899 г. составляло 118 5840 рублей. Это на 346685 рублей выше, чем в 1891 г., то есть рост за восемь лет составил 29 %3.                         

Наиболее наглядно сужение материальных возможностей выра­зилось в сохранении размеров крестьянского землевладения. Поэто­му многие крестьяне считали, что малоземелье - основная причина их нужды.

Однако, как показывают архивные документы и материалы ста­тистики, малоземелье не являлось единственной причиной кресть­янского обеднения. Борисоглебский уезд не отличался помещичьим засильем. Бывших помещичьих крестьян было всего лишь 23 % от общего числа крестьян. В начале XX в. от общего числа дворов только 23 % являлись бывшими помещичьими, а 77 % дворов были бывшими государственными, и отрезков земли в пореформенную эпоху у них не производилось. В результате естественного прирос­та населения, в среднем за год - 2,1 %, душевой земельный надел в уезде сократился. Если в 1877 г. на один крестьянский двор в сред­нем приходилось 12,8 дес, то в 1905 г. - 8,1 дес.4 Всего же в крес­тьянской собственности находилось 342708 дес., что в четыре с по­ловиной раза больше, чем частновладельческих дворянских земель, 

2 Статистика землевладения 1905 г. Тамбовская губерния. Вып. 20. СПб., 1906. С. 27.

3 Шпилев С. А. Краткий очерк экономического положения крестьянских обществ Тамбовской губернии. Тамбов, 1899. С. 36.

4 Статистика землевладения 1905 г. Тамбовская губерния. Вып. 20. СПб., С. 36. 

число которых составляло 86836 дес. Необходимо отметить, что по европейским меркам большинство борисоглебских крестьян имело вполне достаточное земельное обеспечение. Тем не менее, положе­ние крестьянства было бедственным. Отсутствие свободного остат­ка в бюджете порождало застой в хозяйстве, что вело к оскудению деревни. Деревня не могла располагать достаточными ресурсами для нормального воспроизводства.

Таким образом, основные причины обострения аграрного во­проса в уезде коренились не во взаимоотношениях между помещи­ками и их бывшими крепостными и не в пресловутом «малоземе­лье», а в глубоких перекосах и общей разбалансированности эконо­мической политики правительства.

Всемерно содействуя развитию промышленности, российское самодержавие потребительски относилось к сельскому хозяйству. Правительство выкачивало огромные ресурсы из крестьянства и почти не производило никаких капиталовложений в сельскую эко­номику.

Таким образом, крестьянское землевладение в уезде к началу XX в. оставалось примитивным. Общая продуктивность земледелия борисоглебских крестьян составляла от 8 до 13 центнеров5 зерновых с гектара. Причем эти показатели были выше показателей урожай­ности по Тамбовской губернии. Однако при отсталых формах про­стые прирезки земли к крестьянским наделам не могли привести к существенным сдвигам в хозяйственном положении крестьян.

Необходимо было менять все стороны жизни крестьянства: эко­номическую, социальную, политическую, культурную, нравствен-ную и т. д. Только тогда возможно было избежать соблазна большо-го передела - революции и социализации земли. Рассмотрев состо­яние крестьянских хозяйств уезда к началу XX в., необходимо сде­лать следующий вывод - модернизацию страны невозможно совер­шить за счет крестьянства. 

5 Урожай хлебов, трав и прочее в Тамбовской губернии за пятнадцатилетие 1896-1910 гг.Тамбов, 1913. С. 62.