ТРАДИЦИИ.1994. Благотворительностьв духовной традиции русского народа. В.Ф. Молчанов.
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В ДУХОВНОЙ ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА (ранние формы и влияние христианства)
Изучение истории благотворительности в России имеет важное научно-практическое значение. Вопрос о рациональном устройстве этой сферы человеческой деятельности принадлежит к числу наиболее сложных вопросов общественной жизни и социального управления. Длинный ряд законодательных предписаний и литературных памятников различных эпох красноречиво свидетельствует о тех усилиях, которые были направлены к отысканию лучших способов борьбы с материальной и духовной нищетой. Границы смыслового значения понятия благотворительность существенно расширились во второй половине XIX столетия в результате деятельности российских предпринимателей Третьяковых, Бахрушиных, И.Д. Сытина, К.Т. Солдатёнкова, Боткиных, Щукиных, Морозовых, СИ. Мамонтова и других. Не в последнюю очередь благодаря им, в это понятие стали помимо помощи бедным включать также меценатство и устройство пострадавших от стихии или иных несчастных случаев. Однако до середины XIX века благотворительность рассматривали, главным образом, как "систему мер, имеющую своей задачей организовать возможно лучшую помощь бедным при наличии данных общественных и экономических отношений"[1]. Простейшие формы благотворительности появились в самой глубокой древности. Яркий тому пример - кормление нищих, которым занимались, как свидетельствуют историки, многие "нищелюбы" еще в Киевской Руси. Все они находились под глубоким влиянием только что воспринятого христианства, охотно следовали заповедям, главнейшие из которых предписывали любить Бога и любить ближнего, как самого себя. Практически это означало накормить голодного, посетить заключенного в темнице и вообще так или иначе проявить свое милосердие. Благотворительность была, по утверждению многих исследователей (Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, Е.Д. Максимова, И.В. Мещанинова, А.Ф. Селиванова), не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья: она больше нужна была самому "нищелюбу", чем нищему. Древний русский благотворитель - "христолюбец" мало помышлял о том, чтобы добрым делом поднять уровень жизни. Нищий был для |
[1] Дерюжинский В.Ф. Заметки об общественном призрении. М., 1897. С. 5.
благотворителя лучший богомолец, молитвенный ходатай, душевный благодетель. "В рай входят святой милостыней", - говорили в старину. "Нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается"[2] - при таком отношении к благотворительности помощь бедным была делом лиц, проникнутых идеями христианской нравственности, а не государственной заботой. Так относились к ней князья, многие из которых отмечались летописцами за их добрые дела. Великий князь Владимир позволял "всякому нищему и убогому" приходить на княжеский двор, чтобы кормиться, а для больных, которые сами не могли приходить, отправляли повозки с продуктами[3]. Он же был инициатором учреждения первых больниц на Руси. Историки восхваляли за помощь нищим Ярослава Владимировича, его брата Мстислава, Изяслава Ярославича. Но больше других нищелюбием прославился Владимир Мономах, несомненным свидетельством чего служит его "Поучение": «Не забывайте бедных; кормите их, и мыслите, что всякое достояние есть Божие и поручено только на время. Не скрывайте богатства в недрах земли: сие противно Христианству»[4]. Сестра Вл. Мономаха Анна основала в Киеве училище для девиц, которых не только содержала на свой счет, но и учила грамоте и ремеслам. Александр Ярославич Невский тратил значительные средства на выкуп русских из татарского плена. Идеалом человеколюбия может служить поступок княгини Василисы, жены князя Андрея Константиновича, которая, раздав свое имущество бедным, постриглась в монахини и кормилась своим рукоделием. Исходя в своей благотворительности из нравственно-религиозных побуждений, князья склонны были поручать осуществление этого гуманного дела духовенству. Особой щедростью отличались иноки Киево-Печерского монастыря и среди них преподобные Антоний, Даминиан, Феодосии Печерский. Первые на Руси больницы, в которых бедные призревались (т. е. им оказывалось внимание) и пользовались бесплатным лечением, были учреждены переяславским епископом, впоследствии киевским митрополитом Ефремом в 1091 г. Во всех монастырях производилось кормление нищих и убогих, иногда устраивались особые помещения для их ночлега и содержания. Такая заботливость духовенства, помимо религиозных мотивов, обусловливалась соответствующими церковными постановлениями. Так, уже в церковном Уставе |
[2] Ключевский В.О. Добрые люди древней Руси // Богословский вестник. 1892. Янв. С. 79.
[3]Полное собрание русских летописей. СПБ., 1846. Т. 1: Лаврентьевская летопись. С. 54.
[4]Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1989. Т. 11. С. 95-96.
996 г. упоминается об обязанностях духовенства по надзору и попечению за призрением бедных. Но была еще стихийная, не поддающаяся учету, традиционная благотворительность. Например, во многих селениях жители выставляли пищу на улицу для проходящих бедняков, чтобы не вынуждать их унижаться, обращаясь за пропитанием. В российских селах общество содержало сирот. Иногда они жили в крестьянских домах по очереди, иногда общество нанимало избу и кухарку, а продовольствие для кормления сирот, стариков и немощных жители доставляли по установленной норме. В летнюю страду в сельской местности во многих губерниях открывались ясли для детей. Один из видных исследователей истории российской благотворительности Е.Д. Максимов считал, что "...никогда впоследствии, в течение всей остальной истории на дела благотворения не уделялось такой значительной части общих доходов, как в период княжеской власти. Этот век - по вниманию общества к делам благотворения и по жертвам на него - должен быть поставлен в тысячелетней жизни- государства на первое место"[5]. Отличительной чертой благотворительности этого периода была раздача милостыни, при которой отсутствовала какая-либо дифференциация нищих: расспросы их не только не производились, но и прямо воспрещались учениями святых отцов. Русский народ, следуя принципу "Просящему - дай!", не считал себя вправе заниматься выяснением судеб нищенствующих. Раздавались, главным образом, продукты питания, так как денежное обращение в это время было еще незначительно. Поэтому, несмотря на отсутствие всякого обследования нужд просящего, милостыня достигала своей изначальной, высоконравственной цели, а помощь соответствовала действительной нужде: постройке жилищ, выкупу пленных, спасению от голода, обучению ремеслам. Сложившиеся формы помощи не преследовали целей общественного благоустройства, но, несомненно, имели нравственно-воспитательное значение для общества. Необходимо вернуть из исторического небытия не только память об отдельных благотворителях, но и сам феномен отечественной благотворительности как особое социальное явление. Без этого ни возрождение меценатства, ни восстановление России, а теперь уже и само выживание человека, стабильное развитие общества невозможны. |
[5] Максимов Е.Д. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. СПБ., 1899. С. 6.