Тамбовский край.1999.Формирование местных государственных учреждений в XVIII в.(на примере Тамбов...
Екатерина Цыплакова
Формирование местных государственных учреждений в XVIII в. (на примере Тамбовского края)
Начало административно-территориального оформления Тамбовского края относится ко времени петровских реформ. Оно совершенствовалось и позже. "Согласно изданного императрицею Екатериною II 1775 года ноября 7-го учреждения для управления губерниями, по высочайшему указу графа Воронцова, в Тамбовское наместничество составлено из... уездов, а именно, Тамбовского, Щацкого, Кадомского, Темниковского, Козловского, Лебедянского, Усманского, Новохоперского, Спасского, Липецкого, Гвоздынского" [1]. В 1779 г. вместо Тамбовской провинции было создано наместничество, преобразованное в 1796 г. в губернию. Административно-территориальные реформы определяли деятельность тамбовских учреждений и состав их чиновников.
Высшим представителем административной власти в губернии в России в XVIII в. был губернатор, которому императором представлялись права обнародования законов, издания обязательных постановлений, надзора за вверенной губернией. Он являлся председателем в губернском правлении и раде учреждений (присутствий) административного и судебного xapaктepa. В обязанности губернатора входило также назначение должностных лиц по ведомству министерства внутренних дел и утверждение в выборных должностях. Его деятельность определялась правилами: "Строгое и точное взыскание чинить со всех подчиненных ему мест и людей о исполнении законов и определенного их звания и должностей, но без суда да не накажет никого" [2]. Губернатор должен был ежегодно отчитываться "всеподданнейшими" отчетами о состоянии губернии.
Тамбовский край в административном отношении одно время подчинялся губернатору Владимирской, позже - Рязанской губернии. Среди государственных чиновников на этом посту известно имя Романа Илларионовича Воронцова (1717-1783), управлявшего Тамбовским наместничеством в 1778-1783 гг. Он много сделал для хозяйственного развития Тамбовского края.
Постоянным представителем верховной власти в наместничестве, назначаемым императором, был наместник. В 1786-1788 гг. на этом посту в Тамбове пребывал поэт и государственный деятель Гаврила Романович Державин (1743-1816). Его деятельность способствовала процветанию края [3].
Наместник (губернатор) председательствовал в наместническом (губернском) правлении - центральном административно-полицейском учреждении вверенной ему территории. В XVIII в. в Тамбовском правлении действовало несколько административных отделений, а также врачебное и строительное. Правление руководило деятельностью местных учреждений и их должностными лицами; определяло служащих на должности [4], возводило в чин [5], увольняло [6], утверждало отчеты о деятельности учреждений [7], а также рассматривало спорные отношения между людьми (в основном земельного характера и нарушающие права граждан) [8].
Роль главного учреждения правление выполняло на основе императорских указов, тексты которых помещались в архив правления. Так, ценные сведения о реформе местных учреждений и распределении чиновников содержит "Указ ее Императорского величества самодержицы всероссийской, из Правительствующего сената Тамбовскому наместническому правлению каковы получены конфирмованные ее императорским величеством и при сенате напечатаны статы Вологодского наместничества о чинах правления и о воинских командах оных посылается при сем один экземпляр февраля 28 дня 1780 г." [9]. Указ устанавливал в правлении следующие должности: государев наместник (или генерал-губернатор) (жалование 1800 руб. в год), при котором два адъютанта, секретарь (XI класс по "Табели о рангах"), два советника (VI класс, по 600 руб.), землемер (400 руб.), архитектор (300 руб.), механик (машинный мастер) (200 руб.).
Указ также определял должности, количество чиновников, размер их жалования в других учреждениях, например, в палате уголовных дел: председатель (V класс, 840 руб.), два советника (VI класс, по 600 руб.), два асессора (VIII класс, по 300 руб.).
В 1779 г. в уездных городах Тамбовского края, где не было комендантов (VI класс, 600 руб.), осуществлявших полицейские функции, были введены должности городничих (VIII класс, 300 руб.), которые стали начальниками местной полиции и выполняли судебные функции по маловажным вопросам. С 1764 г. в провинции имелась должность прокурора (VI класс, 600 руб.), который осуществлял надзор за соблюдением законов.
В 1779 г. в губернии была открыта высшая судебная инстанция - палата гражданского суда, в которой, согласно императорскому указу, вводились следующие должности: председатель (V класс, 840 руб.), два асессора (VIII класс, по 300 руб.).
В казенной палате - учреждении, ведавшем отчетностью по приходу и расходу сумм в госучреждениях, учетом налогов, - имелись должности: поручик правителя (или вице-губернатор) (V класс, 1200 руб.); экономии директор (VI класс, 1000 руб.); советники для таможенных дел и надзирания за оными (VI класс, по 800 руб.); советник (VI класс, 600 руб.); два асессора (VIII класс, по 300 руб.); четыре присяжных из отставных унтер-офицеров (по 80 руб.).
Императорский указ определял должности судов - совестного: судья (VI класс, 600 руб.), два дворянских заседателя (VII класс, по 360 руб.), два мещанских заседателя (X класс, по 200 руб.), два сельских заседателя (по 60 руб.); уездного: судья (VIII класс, 300 руб.), два заседателя (IХ класс, 250 руб.), секретарь (XIV класс, 200 руб.).
В уездном казначействе вводились такие должности: казначей (XI класс, 250 руб.), четыре присяжных из отставных гвардии унтер-офицеров (по 80 руб.).
В приказе общественного призрения определялась должность аптекаря (XI класс, 250 руб.).
В губернском магистрате (орган местного самоуправления) указ вводил следующие должности: первый и второй председатели (VII класс, по 360 руб.), заседатели (X класс, 200 руб.), прокурор (VIII класс, 300 руб.), два стряпчих (X класс, по 250 руб.), два секретаря (XII класс, по 250 руб.), публичный нотариус (150 руб.), в городском магистрате - такие чины: бургомистр (XII класс, 120 руб.), четыре ратмана (XII класс, по 100 руб.), два стряпчих (VII класс, по 360 руб.).
Указ определял должности чиновников в расправах - в верхней: первый и второй председатели (VII класс, по 360 руб.), десять председателей (по 60 руб.), прокурор (VIII класс, 300 руб.), два стряпчих (X класс, по 200 руб.), два секретаря (XII класс, по 250 руб.); в нижней: расправный судья (IX класс, 250 руб.), четыре заседателя (по 60 руб.), секретарь (XI класс, 200 руб.), уездный землемер (300 руб.), уездный стряпчий (XI класс, 150 руб.), доктор (300 руб.), лекарь (140 руб.), два подлекаря (по 60 руб.), два лекарских ученика (по 30 руб.).
При дворянской опеке определялась должность протоколиста (XIV класс, 100 руб.).
Отдельно в указе замечается, что "на канцелярских служащих, то есть протоколистов, регистраторов, архивариусов, сравниваемых в классах с состоящими ныне в коллегиях, и других для письменных дел, также переплетчиков, сторожей и прочих, коих всех определения числа и жалования по трудам слагается на распоряжение по наместническому правлению и палатам" [10].
Комментируемый указ императрицы содержал также обращенные к губернатору наставления об укреплении чиновного сословия в Тамбовском крае: "Наместнику государеву нужно поощрять, чтобы молодые дворяне по окончании наук употребляли себя изучению не меньше для них полезному, знать законы своей земли и образ судопроизводства, а для сего бы определялись в приказы, не вменяя отнюдь в предосуждение благородству приобретать от первых степеней канцелярских сведение и способности в делах, и в них столько изощряться, чтобы могли, поступая в чины высшие достойно и похвально исправлять свое звание к пользе общей" [11].
"Достойно и похвально исправлять свое звание" - это значило четко (не за страх, а за совесть) исполнять "Клятвенное обещание", своего рода присягу "на верность перед правителем", которую давал каждый при поступлении на государственную службу. В "Клятвенном обещании" содержались общие для всех чиновников требования: 1) "верно и велицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови"; 2) "власти принадлежащие права и прерогативы узаконенные по крайнему разумению, силе и возможности предостерегать и оборонять"; 3) "стараться способствовать все, что к верной службе и пользе государственной по всяких случаях касаться может"; 4) ущерб императорского "интереса вреда и убытков благовременно объявлять"; 5) "вверенную тайнопись крепко хранить"; 6), присяги не поступать"; 7) "поступать как доброму и верному императорскому величеству рабу и подданному благопристойно есть и надлежит" [12].
Подобные указы, циркуляры и предписания давались представителям местной администрации с целью дальнейшего укрепления сформированной еще Петром I бюрократической системы. позволявшей жестко контролировать разные сферы общественной жизни; прежде всего на местном уровне.
Примечания