Тамбовский край.1999. Растительные мотивы в тамбовской вышивке
Жанна Миронова
Растительные мотивы в тамбовской вышивке
В жизни русской деревни все, что окружало человека в быту, было заботливо украшено трудолюбивыми крестьянскими руками. В Фольклорном центре ТГУ им. Г.Р.Державина хранится более пятидесяти рушников с растительным орнаментом. В свое время они украшали крестьянские дома. Чаще встречается вышивка простым крестом (22 изделия), привлекает внимание вышивка сложным крестом (14 изделий), популярной в Тамбовской губернии была вышивка гладью (19 предметов разного назначения: полотенца, подзоры, салфетки, столешницы и др.) [1].
Особенно нарядными были женские праздничные одежды, отличавшиеся обилием украс и совершенством их исполнения. В год замужества и до рождения первенца узорочье было самым щедрым: расшитые рубахи и передники, сияющий золотом, серебром, жемчугом, цветными каменьями и стеклами кокошник.
Вышитыми были и предметы домашнего быта, которые выполняли не только хозяйственную функцию, но и составляли существенную часть местных празднеств и обрядов, например, входили в состав приданого: во время свадьбы их развешивали вдоль стен избы как особый показатель мастерства и прилежания невесты.
Тамбовская вышивка, своеобразная по художественному облику, еще в XIX в. обратила на себя внимание любителей и специалистов народного искусства. Выполненная цветными шелками с серебряной или золотой ниткой, она привлекала старинными мотивами орнамента, изысканностью сурового колорита, тонкостью техники. В быту (в частности, на полотенцах) применялся преимущественно черный и красный цвета ниток. Строгие и торжественные узоры из черного шелка перемежаются с многоцветными, более нарядными и кудрявыми, или ковровыми с просветами фона, узорами. Черной ниткой намечен лишь контур фрагмента, внутри же фигуры сплошь покрыты цветными шелками. Орнамент геометрической формы, строгая симметрия в большинстве случаев. Для полотенец чаще всего характернo изображение древа жизни, которое сильно разветвлено, с множеством листьев, иногда с цветами. Сопровождают его различные птицы; нередко встречаются знаки, говорящие о сюжете довольно раннего происхождения.
Женские головные уборы в Тамбовском крае исполнены исключительно золотой или серебряной нитью. Вышивалось все это высоким швом по веревочке или бересте, подложенной для придания рельефа. Вышивка золотом предполагала изображение предметов растительно-геометрического узора в виде побегов, звездчатых цветов, спиралей, лучистых кругов и стилизованного дерева. Растительный мир занимал основное место в орнаменте русской вышивки XVIII-XIX вв.
Вышивка была тесно связана с "полотняным фольклором": предание о чудесном дереве нашло свое отражение в сказках и загадках, песнях и заговорах, в которых говорится то о чудесной золотой сосне, где "птицы райские поют песни царские", то о яблоне с золотыми листьями и плодами, дающими молодость, то о чудном дубе, поднимающемся от земли до неба, а на вершине сидит птица-солнце... Поэтический образ дерева сулит счастье: "Во поле березонька / Не старится, / Все кружлявится... / Тому жить-быть богато, / Ходить хорошо".
Среди условных, а порой фантастических узоров вышивки встречаются полевые цветы средней полосы: василек, колокольчик, мак, незабудка (в значении "не забудь"), алые розы (любовь), ромашка (по которой гадали), анютины глазки и др.
Калина символизировала девичество. Калинкой называлась и пирушка, устраивавшаяся после брачной ночи. То же значение имела вишня. Сладкие плоды, ягоды - образы любви: рвать яблоки - любить, щипать вишню - сватать, брать замуж. Дерево, ягодник, ветки с ягодами - это символ довольства. Виноград символизировал "сладкую", счастливую жизнь.
Тамбовские узоры выполнялись двусторонним крестом - швом весьма редким в русской народной вышивке, а также счетной гладью и росписью. Ведущим является красный цвет, получаемый при крашении шелка-сырца корнем марены, которая дает самые различные оттенки: коричневатые, терракотовые, винно - красные, розовато - песочные. Известно, что сочетание цветов имеет определенную семантику. Красному цвету отдавали предпочтение многие народы, у некоторых из них он считается священным. Думается, неслучайно лицевые вышивки выполнялись, главным образом, красными нитками, в начале XIX в. создатели вышивок еще понимали смысловое значение украс, жив был и обряд чтения узоров. Когда девушки собирались на праздник в своих лучших нарядах, старые женщины, показывая парням вышитые девушками передники и подолы рубах, поясняли смысл узоров на них.
В орнаменте русской вышивки, связанной с растительным миром, нашли отражение земледельческий культ, поклонение женскому божеству земли, связь с сельскохозяйственной магией и т.д. Прослеживается связь узоров вышивки с весенне-летней календарной обрядностью. Вышивать узорочье начинали с наступлением долгих светлых дней, когда ожидали прилет птиц, которые, как верили, приносили "тепло летушко", а с ним и новый урожай - основу благополучия. И когда под лучами весеннего солнца женщина шила по серебристой холстине, она непременно верила в благотворную силу своих огненно-красных рисунков. В старой лирической песне поется: "Во руках она держит тонко-бело полотно о четырех углах / Первый угол вышивала: светел месяц со звездами, / Второй угол вышивала: красное солнце с маревами, / Третий угол вышивала-вышивала: крутые горы со лесами..."
Примечание
1. Основным материалом для анализа автору послужили предметы из коллекции Фольклорного центра ТГУ им. Г.Р.Державина.