ТАМБОВСКИЙ КРАЙ.2000.Историко-геоэкологическое развитие Тамбовского региона в XVII-XX вв. ...
В.В. Канищев Ю.Л. Мизис
Историко-геоэкологическое развитие Тамбовского региона в XVII-XX вв. Современные методы изучения.
В последние годы тамбовские историки приступили к изучению развития сети сельских населенных пунктов региона, а затем и более широкого круга вопросов, связанных с историей воздействия населения на природную среду. Постановка принципиально новых вопросов потребовала и новых методов исследования, в частности создания электронных баз данных об административно-демографических, природно-географических, хозяйственных, экологических характеристиках населенных пунктов на конкретных отрезках истории в масштабах современных границ Тамбовской области. Компьютерные технологии позволяют обрабатывать эту информацию как на мезоуровне (губерния-область, уезд-район, волость-сельсовет), так и на микроуровне (отдельные населенные пункты).
К настоящему времени наиболее разработаны сюжеты, связанные с динамикой численности и плотности населения, людности населенных пунктов.
До первой четверти XX в. происходил рост сельского населения региона, или, говоря экологическим языком, «демографической нагрузки» на одну и ту же территорию. Падение численности сельских жителей началось с конца 1920-х гг. и к концу века стало более чем троекратным. С одной стороны, резкое сокращение говорит о депопуляции сельского населения региона, с другой, - о преодолении его аграрного перенаселения, наметившегося в конце XIX в., о снижении «демографической нагрузки» на природную среду.
Показателем «сброса» излишнего населения можно считать динамику плотности сельского населения Тамбовской области: за первые 200 лет плотность увеличилась более чем в 30 раз и во второй половине XIX -первой четверти XX в. достигла очень высокого значения (более 50 чел. на кв. км); к концу XX в. она сократилась вдвое, область стала типичным по плотности аграрно-индустриалъным регионом средней полосы России.
Важным показателем изменений «демографической нагрузки» на природную среду является динамика людности сельских населенных пунктов. Первоначально сельские населенные пункты региона были среднелюдными по меркам земледельческой полосы России. Резкий скачок людности произошел к началу XX в. и был связан с ограниченными возможностями в создании новых населенных пунктов на почти полностью освоенной территории края при «демографическом взрыве» пореформенного периода. Падение людности сельских поселений Тамбовщины, происходившее в послереволюционные 30-40 лет, прекратилось в 1950-е гг. К концу 80-х гг. она стабилизировалась на уровне около 300 чел. Предстоит выяснить, насколько она оптимальна для природных условий региона.
В формировании сети населенных пунктов региона изначально решающую роль играл зонально-природный фактор, преимущественно заселялись реки с прилегающими лесными массивами. Естественно, со временем это приводило к повышенной человеческой нагрузке на природные ресурсы. В первой половине XIX в. населению не стало хватать приречных пространств. Оно стало переселяться на межречные территории (плакоры). По данным 1862 г., 20 % населенных пунктов уже располагалось близ искусственных прудов и колодцев, а также оврагов. Однако поселения на плакорах оказались неустойчивыми. К настоящему времени зоны самой высокой плотности населения сохранились в приречных пространствах Цны и Лесного Воронежа, что подтверждает устойчивость первоначально сложившейся схемы сельского расселения, ее оптимальность с точки зрения взаимодействия с природной средой. Но при сохранении зонального фона расселения на первый план все больше выходят азональные факторы (городские промышленные ядра - Тамбов, Мичуринск и Уварово, коммуникации, животноводческие комплексы, птицефабрики, газо- и нефтепроводы и т.д.). Изучение динамики сельского населения в 1975-1989 гг. на уровне сельсоветов показало, что только в 24 из 244 население выросло. Почти все эти сельсоветы располагались вблизи промышленных центров или крупных хозяйственных объектов.
Хозяйственное освоение земель края завершилось в XVIII в. С этого времени начинают преобладать антропогенные ландшафты. Все больше площади занимала пашня: в 1797 г. под пашней находилось 43 % земли, в 1857 г. - 70 %, в 1917 г. - 78 %, сейчас пашня занимает около 60 % территории области. Уже в середине XIX в. большая распаханность земель при крайне низкой агротехнике, повсеместная распашка склонов привели к росту числа оврагов. Именно в этот период стали говорить об эрозийных процессах на территории Тамбовской равнины. Вероятно, до тех пор овраги не имели в губернии широкого распространения. Степень эрозийной опасности не осознана до настоящего времени. Во многих сельхозпредприятиях распахивается левый приречный склон долины Цны, что привело в ряде мест к полному смыву почв. Но интересно и то, что заметное сокращение распашки земли в 1990-е гг. ведет к восстановлению в некоторых районах области естественных для нее лесостепных ландшафтов.
Интересные результаты дает изучение динамики распашки земель на уровне отдельных населенных пунктов. Так, компьютерный сравнительный анализ материалов писцовых книг XVII в. и Экономических примечаний к Генеральному межеванию начала XIX в., проведенный пока по нескольким населенным пунктам (отобраны методом случайной выборки) показал, что во всех за полтора века увеличились размеры пашни на одну мужскую душу.
Но анализ показал и существенно различные подушные размеры пашни даже в близко расположенных населенных пунктов. Это лишний раз подчеркивает необходимость специального использования микросоциалыюго подхода (особенно состава населения конкретного села или деревни) и микроприродоведческого подхода (особенности местоположения населенного пункта).
Освоение территории края сопровождалось вырубкой лесов. По распространенным в географической литературе статистическим данным, до заселения края леса занимали более трети его современной площади. В XIX - первой половине XX в. происходило интенсивное сведение лесов. В 1948 г. леса области занимали около 10 % общей территории. Затем началась посадка лесов, были выделены водоохранные полосы, резко сокращен вывоз древесины. Однако данные об освобожденных от лесов сероземах говорят о незначительности их размеров, о постоянном, естественном зарастании лесных земель захваченных на время человеком. Историкам и географам еще предстоит, используя разнообразные современные методы исследования, уточнить реальную динамику лесов на территории Тамбовской области за все время ее истории.
Обобщая, отметим, что в историко-геоэкологическом развитии тамбовского региона можно выделить три периода: 1) XVII - середина XIX в.: постепенное, в целом умеренное, воздействие населения на природную среду; 2) середина XIX - первые десятилетия XX в.: экологический кризис (аграрное перенаселение, предельно широкая распашка земли, порубка лесов, нехватка водных ресурсов); 3) с середины XX в.: медленное и противоречивое, но восстановление природной среды.