Газета "Дело Деревни" № 34. - Среда, 8 ноября 1917 года. Стр. 1.
В Учредительное Собрание партия Социалистов-Революционеров идет совместно с Тамбовскими Губернским Советом Крестьянских Депутатов по списку № 1
Голосуйте за список № 1!
Товарищи! Спешите отчислить однодневный заработок в фонд избирательной борьбы в Учредительное Собрание. Деньги пересылайте Губернскому Комитету партии с.-р.
ВОЛЯ
Почему Росси нельзя мириться с победой Германии
Россия как государство в мирное время не могла обходиться без сношения с другими государствами. Россия до войны была страной сельского хозяйственного производства. Продукты сельского хозяйства: хлеб в виде ржи, пшеницы, ячменя, сырых кож, мяса, яиц, и тому подобное отправлялись Россией за границу, а оттуда получались взамен всего этого готовые продукты обрабатывающей промышленности: железные и стальные изделия, готовые кожи, машины, инструменты, химические и аптекарские товары и т.д. и т.д.
Слабое развитие своего промышленного капитала заставляло население Российского государства покупать те товары, которые привозились к нам из заграницы и продавались здесь как через иностранные фирмы, так и через русских купцов.
Само собой разумеется, что ввоз к нам товаров мог происходить только потому, что Россия могла расплачиваться, а расплачивалась она продуктами сельского хозяйства, преимущественно хлебом.
Страной, с которой Русское государство вело оживленные торговые сношения была, прежде всего, Германия. Объясняется это близостью друг к другу. Ведь Россия и Германия – соседки. Легкость доступа из одной страны в другую и заставила, прежде всего, завязать торговые сношения, с течением времени эти сношения упрочились и перед войной можно было найти в каждом русском городе и даже в каждом более или менее крупном селе немецких агентов, немецкие фирмы. Промышленники, купцы, фабриканты Германии очень были заинтересованы в сбыте своих товаров в России, а потому сеть их агентов с каждым годом все более и более увеличивалась.
Товары из одной страны в другую перевозились по железным дорогам и по морю. Те станции и те порты, которые стояли на границе двух государств, были приспособлены под таможни. На таможнях государственные чиновники смотрели за тем, какие товары проходят из одного государства в другое, в каком количестве, и облагали эти товары особым сбором таможенными налогами или пошлинами. Русские чиновники такие сборы вели в пользу русского государства, собирая их с немецких ввозных товаров, немецкие чиновники брали сборы с наших товаров.
Размеры этих сборов определялись теми торговыми договорами, которые заключались правительствами России и Германии на несколько лет вперед.
Так, последние договоры с Германией нами, вернее нашим старым царским правительством, были заключены в 1894 году на 10 лет и в 1904 году тоже на 10 лет вперед. Эти торговые договоры, были написаны Германией и Россией не как свободными государствами, равными, а так, как пишутся договоры между сильным и слабым.
Германия всегда хвасталась своей военной мощью, она всегда бряцала оружием и вот в то время, когда надо было писать указанные договоры, по России усиленно распускался слух, что скоро будет война с немцем. Этим слухом запугивалось наше правительство, оно ведь всегда боялось войны с Германией и в силу боязни подписывались также договоры, которые шли на руку только Германии. Как только с договорами было покончено, сейчас же слухи о войне с немцем сами собой прекращались.
Вот при каких обстоятельствах происходили соглашения между немцами и русскими, вот почему немцам предоставлены были в России большие права и большая свобода. Ни одна страна не пользовалась в России такими льготами и преимуществами как Германия.
Английские товары прочнее, лучше германских, но они были у нас не в ходу, потому что цены на них были выше, а цена поднималась благодаря таможенным сборам. Английский велосипед облагался скажем русской таможней в 50 руб., а немецкий в 30 руб., само собой разумеется, что цена на английскую машину стояла выше, чем на немецкую и так во всех товарах.
Германия же, устанавливая таможенные ставки на наши вывозные товары, преследовала свои только интересы, ей не было никакого дела до России, на Россию она смотрела, как на колонию, т.е. страну, где можно сбывать свои товары и откуда можно по дешевке добывать то, что нужно немцам.
Что это так, можно например, судить по ставкам на рожь пшеницу. Немцы, как известно, народ богатый. Они привыкли кушать белый пшеничный хлеб. Ржаную муку они употребляли до войны на корм скоту, и вот, чтобы достать из России побольше пшеницы и пшеничной муки, они установили на пшеницу ставки ниже, чем на рожь, в силу этого русским купцам интереснее и прибыльнее было сбывать немцам пшеницу, а не рожь.
Получая, таким образом, белый хлеб из России по дешевке, забирая и рожь почти за бесценок, немцы сократили у себя посевы ржи и начали производить больше пшеницу: поддержку же цен на наши продукты на низком уровне они ведут при помощи ввоза хлеба из Америки. Удачный урожай хлебов Америки понижает на наши хлеба цены, и мы тем самым является выгодными поставщиками хлеба, особенно пшеницы. Вот в коротких словах набросок того, почему Россия являлась кормилицей Германии.
Теперь мы ведем отчаянную войну. Сделана ставка «быть или не быть». И русскому крестьянству надо подумать о том, как кончить войну.
Если мы выразим согласие на мир по воле победителя, то избегнув в лучшем случае войны с союзниками, Россия попадет в такое положение, при котором она принуждена, будет продукты сельского хозяйства сбывать в Германию по самым низким ценам. Поставлять хлеб в другие страны России не позволят союзники, установив высокие таможенные ставки, пользуясь при этом хлебом Америки, которая поистине может называться новой житницей Европы...