Газета "Борисоглебское эхо" № 7 от 10.12.1914. Стр. 2
Газета "Борисоглебское эхо" № 7 от 10.12.1914. Стр. 2
12 декабря в 11 часов утра в Сретенской церкви – в 9-й день кончины добровольца Константина Казимировича Вржоско, павшего на поле битвы, будет отслужена панихида, о чем товарищи покойного доводят до сведения всех желающих почтить его память. |
Маменькины сынки
(продолжение, начало на стр. 1.)
Белов.
На старую дорогу
Изместьев.
ТЕЛЕГРАММЫ
От Петроградского телегр. агентства.
ПАРИЖ, 8, XII. «Гавас» сообщает, что вчера в Бельгии не произошло ничего важного. Однако мы несколько продвинулись в районе Ломбарзеиде. У Сен-Жоржа к юго-востоку от постоялого двора Кортекера заняли несколько домов. Мы захватили лесок близ дороги, ведущей из Экснулет к Сушету, заняв, таким образом, всю первую линию германских траншей. Между этой дорогой и первыми домами деревни Нотр-дам-де-Лорет неприятель бомбардировал Аррас. Наша тяжелая артиллерия неоднократно приводила к молчанию неприятельскую артиллерию.
Наша артиллерия также имела явный перевес на эн-реймском секторе. В Шампани в районе Прон-Перт-Босежур также, как и в Аргонах, мы на всем фронте заметно продвинулись, в
(продолжение на 3 стр.)
ВОЙНА и «Ванькина литература»
Кто внимательно следит за событиями, разыгрывающимися в настоящее время на полях битв, и затем, как отражаются эти события на страницах некоторых газет и журналов, – тот не мог не обратить внимание на одно характерное явление.
В то время, как наша доблестная армия ведет упорную борьбу с сильным и хорошо вооруженным врагом, наши журнальные и газетные кликуши занимаются тем, что высмеивают этого врага, изображая его и слабым, и малодушным, и невежественным.
Мне не раз приходилось беседовать с вернувшимися в Москву ранеными офицерами и солдатами.
И все в один голос, говоря о том бодром духе, которым воодушевлена наша армия, свидетельствуют, что в то же время и к врагу своему она относится с большой серьезностью.
Почти никогда вы не услышите в словах вернувшихся бахвальства или озлобления.
Александра Львовна Толстая, работающая в настоящее время в качестве сестры милосердия, рассказывает, например, о таком любопытном случае.
В Белостоке, на перевязочном пункте, она была свидетельницей чрезвычайно трогательной сцены.
Перевязывали солдата. Вносят раненого немца. Солдат взглянул на него.
– Э, земляк, а ведь мы с тобой знакомы, – мы ведь друг друга ранили!..
И ни тени злобы, ненависти, упрека...
Таков наш русский солдат.
Умирая, побеждая, он беззлобен и прост.
И в этих свойствах его духа и кроется успех его победы.
Не хотят этого понять только некоторые наши газетные и журнальные кликуши, которые полагают, что вся сила патриотизма, именно, в злобе.
И в этом отношении они доходят прямо до виртуозности, разжигая эту злобу и играя на струнах одной только ненависти.
На днях, например, я купил новый сборник «солдатских песен».
В нем я встретился с такими перлами:
Ты, Вильгельм вояка прусский,
Получай подарок русский,
У России, у сударки,
Есть хорошие подарки!
Напоим тебя мы квасом –
«Караул!» завоешь басом...
А накормим если кашей, –
Не расстанешься с парашей.
И т. д., и т. д. Все в том же роде.
Такие песни, сочиненные домашними кликушами, являются прежде всего недостойной клеветой на русского солдата.
Это – гнусная ложь.
Русский солдат таких песен не поет.
Достаточно посмотреть на этого солдата, когда его привозят раненым вместе с раненым же неприятелем.
Вы предлагаете ему папиросу.
Он берет, но смотрит на вас просящими глазами.
– Вы хотите чего-нибудь?
– Да. Дайте, пожалуйста, папиросу и Фрицу (пленных немцев всех наши солдаты называют Фрицами). Он славный и добрый малый!
«Фриц» берет папиросу и с благодарностью смотрит на раненого русского товарища.
Но если тяжелое впечатление производит наша лубочная литература, к которой нужно отнести и приведенную песню, то еще тяжелее и противнее читать всех тех журнальных кликуш, которые только еще вчера рядились в тоги передовых интеллигентов и которые сегодня, перекрасившись, как они сами заявляют, «в защитный цвет», выступили с такой проповедью злобы и ненавистничества, что вчуже жутко становилось, если бы мы не знали, что у этих молодчиков нет за душой и ломанного гроша и что они не негодуют, а просто «ломаются», желая показать, что в настоящий момент и «они машут».
Один из этих «милостивых государей» напечатал на днях статью, написанную не русским, а каким-то прямо демоническим языком.
Статье своей он дал страшное название:
«Черная книга».
И в ней «зовет своего родного сына и всех сыновей – сынов нашей родины – к ненависти».
Зовет и говорит:
«Слушай, слушай, сын мой! Я заклинаю тебя ненавидеть немцев! Ненавидь и за себя, и за детей, и за внуков своих!
Заклинаю тебя, не умягчи ненависть свою состраданием, когда опозоренный, униженный, раздавленный бременем неслыханной контрибуции, уничтоженный политически, Вильгельм II в рубище, с опущенными, ободранными усами постучится дряхлой рукой в двери твоего дома:
– Пить!
Укажи ему на свиную колоду.
– Есть!
Укажи ему на помойную яму.
– Болят мои раны!
Посыпь их солью…
Я не приводил бы здесь этих демонических строк, если бы их не прислал мне, простой русский солдат, раненый в бою и находящийся на излечении в одном из местных лазаретов.
Это свое письмо русский воин...
(продолжение на 3 стр.)