Газета «Комсомольское знамя» № 29(4408), 7 марта 1976 г. «ЗДЕСЬ СУДЬБЫ К СЕРДЦУ ПРОЛЕГЛИ»
ВОСКРЕСНОЕ ИНТЕРВЬЮ
«ЗДЕСЬ СУДЬБЫ К СЕРДЦУ ПРОЛЕГЛИ»
ТРУДНО представить, что романы об ученых читают только кандидаты и доктора и наук, а книги из колхозной жизни — жители села. Настоящая литература везде найдет своего читателя. Существует родство героев литературных произведений и их читателей. Это прежде всего родство душ, основанное на общности чувств и устремлении. В поэзии Майи Румянцевой эта взаимосвязь прямая. Вплоть до того, что герои многих ее стихотворений является в одно время и художественным образом и конкретным человеком.
Первое поздравление с днем 8 Марта Майя Александровна получила из Москвы. Поздравление пришло из Кремлевского Дворца, от делегата XXV съезда партии, Наталья Андреевны Шиповской — мичуринской доярки колхоза «Комсомолец». А днями раньше, в первых мартовских номерах газет «Советская Россия» и нашей, «Комсомольское знамя», были опубликованы стихи М. Румянцевой, посвященные Н. А. Шиповской.
— Так уж случилось, что главным героем моих стихов стала женщина-труженица, женщина-мать. Пусть простят меня мужчины, но, по-моему, только женщина способна сочетать в себе любовь к маленькому ребенку и огромной земле, широту души и строгую верность. Меня всегда привлекали интересные судьбы, сильные характеры, которыми так богата Тамбовская область. Они-то и входили в мои стихи, становились частью жизни...
Недавно в издательстве «Современник» вышла отдельной книжкой поэма М. Румянцевой «Как поэт опоздал на свиданье». Герой ее — Т.Ф.Куледина из совхоза имени Ленина Староюрьевского района. Долгое время она работала дояркой, сейчас председатель рабочего комитета совхоза.
— Ее судьба заинтересовала меня давно. Во время работы над поэмой мне не раз приходилось бывать в местах, где работает моя героиня. И сейчас, когда поэма опубликована и живет своей жизнью, судьба Куделиной остается мне не безразличной. В отношении к своим героям начинает появляться что-то материнское…
В этот день Майя Румянцева собиралась в очередную поездку, и именно в Староюрьевский район. Поездки всегда привлекали поэтессу. Встречи с новыми людьми дают свежие впечатления, темы для стихов.
Майе Румянцевой приходится бывать и в самых отдаленных уголках нашей страны — и в городах Сибири и Средней Азии она читает стихи о Тамбовщине, о ее людях:
дали-дальние,
Гористый юг, Сибирь
и ширь,
Что здесь
в степных своих окраинах
Я выбираю героинь.
Что здесь
Я удивляюсь жизни.
Здесь судьбы к сердцу
пролегли,
Для коих ширь
большой Отчизны
С тамбовской
началась земли.
Да, поэтесса остается верна своим героям, своей теме. А тема эта неисчерпаема, как неисчерпаемы человеческие характеры и судьбы.
— Недавно в селе Шапкино Мучкапского района мне довелось встретить замечательную женщину, мать-героиню Екатерину Акимовну Чурилову. Во время войны она потеряла мужа, но сумела одна воспитать десятерых детей. Это настоящий русский характер! Вот мои последние стихи — стихи о ней:
Шапкино — село,
Метель лютует,
По солому домик замело.
Дочь Анюта
на угли подует,
У лица пройдется
синее тепло.
Младшему братишке
только месяц,
Старший Николай
ушел на фронт.
Мать давно уже
хлеба не месит.
А отец с войны
вестей не шлет.
И печально
песню про Катюшу,
Что садами
в песне шла весной,
Шапкинские бабы
молча слушают,
Да на Катю
бросят взгляд порой...
У подола два,
Да у порога,
В сердце — десять...
... Надо прокормить...
А до поля
долгая дорога,
Да непроходящая
тревога.
Под которую
пахать да молотить,
Сеять просо
и сажать картошку...
И с войны своих
ждать тоже нужно.
... И замрет
однажды у окошка
С похоронками
о сыне и о муже.
Выплачется в поле
за околицей,
Да вручную скосит
двадцать га.
В ней живет — и сила,
и бессонница.
Луч весны
и зимняя пурга…
«Все для фронта!»
Не щадила силы.
«Все для фронта!»
И себя не берегла.
И такие женщины
в России
Были в поле
возле каждого села.
Потому и оживали,
пашни,
Да детишки
подрастали в доме.
Смотрят внуки
фотографии вчерашние
В ярко-алом
стареньком альбоме.
И пытаются понять
своими душами
В их веселые и сытые года,
Почему
Ту песню про Катюшу
Бабка
с грустью слушает
Всегда...
— Может быть, Международный год женщины повлиял, но о женщинах в минувшем году, да и в этом, писала много. Мне эта тема близка как матери. Недавно получила письмо от младшего сына Александра, он служит в армии. Пишет, что подписал комсомольский Рапорт XXV съезду партии. Приятно получать такие письма, думаю, что меня поймет каждая мать.
Писем поэтесса получает много, и в эти дни особенно. Пишут незнакомые люди, пишут школьники и люди пожилые. Одни прямо-таки требуют стихи об учителях, другие хотят, чтобы Майя Румянцева непременно написала стихи, об их маме.
Сейчас в Центрально-Черноземном книжном издательстве готовится к выпуску новая книга стихов поэтессы «Мой герой», которую составят лучшие стихи о людях Тамбовщины. Некоторые из них, кстати, опубликованы в сборнике о героях девятой пятилетки «Идущие впереди».
— Работаю и в песенном жанре. Удачными считаю песни, которые написаны совместно с руководителем ансамбля «Сувенир» А. Нешко...
Нашу беседу прерывает телефонный звонок. Майю Александровну просят выступить в школе. Она смотрит в календарь, уточняет время. А таких предложений бывает по нескольку в день. Она выступает перед студентами, колхозниками, школьниками, рабочими. Очень рада, когда в зале много молодежи.
…На ее письменном столе — веточка мимозы. Та самая веточка, которую она на днях получила из Москвы от делегата XXV съезда Н.А. Шиповской вместе с поздравлением. Она напомнила, что за окном весна, робкая, еще несмелая, но весна.