Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Газета «Мучкапские новости» № 150(7750), 17.12.98. С. 2

НАШ ЗЕМЛЯК, ДРУГ, УЧЕНЫЙ

(Окончание. Нач. на 1 стр.)

заведующим магазином в Кулябовке. В магазине всегда был идеальный порядок. Но, самое главное, покупатель, соприкоснувшись с ней, всегда уносил неуловимый заряд жизнерадостности, оптимизма, доброты.

    Удивительно щедрый и отзывчивый человек, она сумела зародить и закрепить в душе сына лучшие человеческие качества, которые позволили ему стать крупным ученым-обществоведом и сохраниться в прежнем облике, если хотите, остаться не перевоплощенной личностью: ни зазнайства, ни высокомерия, как говорят в народе, до мозга костей свой.
    На мой взгляд, большое воздействие на А. И. Попова, развитие его как личности имела совместная работа с М. Я. Осиповым – этим крайне одаренным человеком, самородком, о котором, видимо, следует рассказать в  отдельной публикации. Будучи его заместителем по работе с молодежью, секретарем комитета комсомола, он оставил неизгладимый след в жизни молодежи сел Кулябовка и 1-Березовка, о чем свидетельствуют публикации тех лет в районной газете.
    Призвание и стремление к глубокому познанию жизни оказались превыше всего – он перешел работать в районную газету «Заветы Ленина», одновременно поступив на заочное отделение факультета журналистики Воронежского государственного университета. При нашей совместной работе нередко высказывал желание учиться очно в Московском государственном университете – я всячески советовал ему «одолеть» очередной жизненный барьер. Пусть меня никто не осудит, но за почти два десятка лет руководства коллективом журналистов никому не давал покоя ограничиться минимумом полученных знаний – все, в том числе и шофер, учились в тех или иных учебных заведениях. Но это так к слову.
    Нас с А. И. Поповым связывают незабываемые годы учебы в Москве, правда, в разных высших учебных заведениях. Он нередко приглашал меня в «храм научки», водил по аудиториям МГУ и позволял мне быть частым гостем в общежитии, где тогда познакомил с чешскими студентами. Были жаркие дискуссии о теории марксизма-ленинизма, практике строительства развитого социализма и коммунизма. Особенно, помнится, сильное впечатление произвела чешская студентка Дарина – очень красивая и стройная девушка. Как сложилась ее судьба? Хотя кое-что мне известно.
    До сих пор с чувством волнения вспоминаю первые впечатления о встрече с чешскими студентами. Для нас, русских, особенно из глубинной провинции просто, можно сказать, вызывающе-кричаще непривычно видеть людей в кипельно-белоснежных носках. И хотя мы студенты самых престижных академических вузов, знали, что социалистическая Чехословакия – высокоразвитая страна, занимавшая по обеспечению жизненного уровня населения твердую орбиту из десяти высокоразвитых стран мира (помните – 70 годы!), все равно их уклад жизни для нас был просто непонятен и загадочен.
    Привыкшие к аскетическому образу жизни, казалось, к извечному преодолению трудностей и лишений, ослепленные теорией равенства, братства, мы все равно в душе считали их детьми, отпрысками богатых людей.
    В те годы мы вместе с Сашей позволяли себе иногда, больше для интереса, обедать и ужинать в ресторанах «Прага», «Пекин» и других, теперь нам, разумеется, не доступных. Обо всем невозможно написать – это были по праву лучшие годы молодости и безмятежности жизни! Можно написать целую увлекательную повесть. Кстати, А. И. Попов одновременно закончил два университета.
    В МГУ Саша встретил свою любовь – москвичку Марину – красивую девушку из семьи военных, тоже студентку философского факультета МГУ. И позже приезжал в родные места вместе с семьей. Меня поражала культурой и обаянием, воспитанностью и интеллигентностью эта привлекательная женщина – Марина Александровна. Даже до сих пор не верится, что она, как уже два года ушла из жизни – так неожиданно горько, так необыкновенно рано покинула любящую ее семью в своем цветущем возрасте – словно белоснежным лебедем взмыла в глубину, бездну голубого неба и не вернулась, хотя зачастую кажется: вот-вот появится вновь… Не случайно светлой памяти своей любимой жены А. И. Попов посвятил книгу «Мегаполис как объект управления».
    Но оставила двух прекрасных сыновей: Диму, который заканчивает юридический институт, и Ваню – ученика 5 класса средней школы. Больше хлопот, конечно, с Ваней – чувствует отец, что не хватает ему времени, ибо активная деятельность поглощает его. Спасибо матери Лидии Никифоровне – и здесь она, как прежде, помогает сыну, хотя годы уже не те. Родственники мне шутливо говорят: нужно непременно прервать двухлетний вдовецкий срок Александру Ивановичу… А я с улыбкой в ответ: обязательно для этих целей командируем лучшую женщину из Мучкапа или Кулябовки – краше и добрее не найдешь. Вот почему уже два года мы не видим А. И. Попова во время отпусков в нашей редакции или не слышим радостный голос по телефону из Кулябовки: «Докладываю: я прибыл на мучкапскую землю… Давай встретимся, поговорим: столько наболело»…
    Но, извините, это чисто человеческая сторона биографии. Теперь хотелось бы продолжить строки об Александре Ивановиче Попове как об ученом. В книге «Московский мегаполис: правовые аспекты управления» - приведены следующие биографические строки об авторе:
    «Попов Александр Иванович – родился в 1952 г. в с. Кулябовка Мучкапского района Тамбовской области. После окончания средней школы работал заместителем председателя колхоза, в редакции районной газеты. В 1977 году окончил Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, а в 1980 – аспирантуру философского факультета МГУ. Имеет три базовых высших образования по специальностям: юрист, политолог и журналист. Кандидат философских наук, доцент. Подготовил более 80 научных публикаций по проблемам административного права и управления, преобразования социальной среды и формирования личности. Соавтор монографии «Философия политики». В 1995 г. избран членом-корреспондентом, а в 1996 г. – действительным членом Международной академии информатизации, академик. Имеет двадцатилетний преподавательский стаж работы в вузах столицы. Возглавлял факультет повышения квалификации руководящих работников, был главным специалистом и заведующим сектором в аппарате Орготдела Моссовета последнего созыва. С момента формирования Московской городской Думы работает заведующим сектором политического анализа и прогнозирования информационно-аналитического отдела. Является профессором кафедры «Теории и права» Юридического института Московского государственного социального университета, преподает на кафедре государственного управления и правового обеспечения госслужбы Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации».
    К этому следует добавить, что после выхода книги он успешно защитил диссертацию и ему присвоена ученая степень доктора юридических наук.

    Монография А. И. Попова «Московский мегаполис: правовые аспекты управления»: посвящена перспективной и недостаточно разработанной в теоретическом плане теме – правовому анализу новой территориальной формы организации жизнедеятельности – мегаполису. В мире именно в этих динамично развивающихся социумах создаются стандарты жизни людей XXI века. Москва как российский прототип мегаполисного развития встала на путь устойчивых преобразований.
    Столичный опыт, изложенный в данной книге, может быть полезен для работников системы государственной службы всех уровней и направлений, представителей как законодательной, так и исполнительной ветвей власти. Монография также предназначена для правоведов, экономистов, социологов, политологов и всех, кто занимается проблемами управления и самоуправлении.
    В книге «Мегаполис как объект управления» анализируются юридические аспекты управления московским регионом, реально функционирующим, но еще не имеющим административно-правового статуса. Концептуально рассмотрена проблема системообразующего характера территории, объективизации особой модели регионального управления и поиска соответствующих правовых методов, средств и форм оптимизации и совершенствования жизнедеятельности уникального социума московского мегаполиса, его безболезненного вхождения в мировую цивилизацию  XXI века. Рекомендуется для использования в учебном процессе.
    Реально понимая и предвосхищая намерение родственников отослать этот номер газеты, хочу от имени редакции газеты, всех читателей района поздравить Александра Ивановича Попова, его маму Лидию Никифоровну, сыновей Диму и Ваню с наступающим Новым годом! Творческих успехов и счастья в жизни!
В. МИХАЙЛОВ.
    ПОСЛЕСЛОВИЕ: 14 декабря, в понедельник, А. И. Попов позвонил по телефону на квартиру редактора газеты и выразил искреннюю признательность коллективу редакции, руководству района, землякам, всем жителям района за внимание к нему и пожелал терпения быстрее преодолеть негативные процессы в развитии общества с надеждой на лучшее будущее, успехов, счастья каждой семье.



В Андриановской  средней

    Не так давно мне довелось встретиться и беседовать с молодым коллективом учителей Андриановской средней школы, которым руководит опытный директор Анатолий Егорович Асташкин. Несмотря на все экономические трудности, учителя этой школы находятся в постоянном поиске новых форм и методов улучшения учебно-воспитательного процесса. Правда, есть в коллективе и противоречия, но администрация старается разрешить их, доброжелательно относясь к каждому учителю.
    Сегодня мы публикуем небольшие информации о том, как живет и работает педколлектив школы.


ГОРЯЧЕЕ ПИТАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ

    При школе работает столовая, которая обеспечена необходимым инвентарем, посудой и мебелью. Все учащиеся получают бесплатно горячие обеды, состоящие из трех блюд. Их готовит опытный повар Валентина Волошина, которой помогают в работе дежурные, ученики старших классов.
    В организации горячего питания учащихся школы оказывает постоянную помощь местное хозяйство СХПК «Маяк», отпуская для столовой молоко, мясо, сахар и другие продукты.
    Неспроста в школе уделяется столь пристальное внимание питанию детей. Ведь в наше непростое и экономически нестабильное время многие девчонки и мальчишки не имеют возможности нормально питаться дома. К тому же питание ребят – это залог их хорошего здоровья и нормального усвоения знаний.


ВЫСТАВКА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

    После уроков в школе работает много кружков дополнительного образования. Занятия в них расширяют кругозор детей, развивают их творческие способности.
    Особенно пользуется интересом у ребят кружок, который ведет опытный учитель М. В. Пронина. Недавно она провела выставку детского творчества своего кружка, где было выставлено много интересных экспонатов, сделанных руками самих ребят.


ПО СВЕЖЕМУ СНЕГУ

     Зима в этом году выдалась ранней, морозной и снежной. Вот почему учителя физкультуры многих школ района, в которых имеется спортивная база по лыжам, перешли на лыжную подготовку.
    Так поступил и андриановский учитель Андрей Анатольевич Баландин. Используя спортивную базу по лыжам, а их в школе 40 пар, ребята на каждом уроке физкультуры получают навыки ходьбы на лыжах, а кроме того и большое удовольствие от прогулки по свежему только что выпавшему снегу.


ДНИ САМОУПРАВЛЕНИЯ

    В школе регулярно проводятся «Дни самоуправления», которые учат учителей и ребят понимать друг друга, помогают выявить положительные и отрицательные стороны учебной и воспитательной работы.
    На днях в школе состоялся очередной «День самоуправления». Учащиеся посещали все уроки, выполняли обязанности директора, завуча, классных руководителей.
    Затем было проведено совещание учителей и учащихся старших классов, на котором был дан анализ работы «Дня самоуправления». В конце занятий учащиеся 10 класса провели внеклассное мероприятие, показав сценарий  «Колокола детства».
    В начале третьей четверти в школе планируется провести очередной «День самоуправления».
Н. НИКУЛИН.