Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

ПОЛНЫЕ КАВАЛЕРЫ ОРДЕНА СЛАВЫ

  На районной Доске почета среди фотографий замечательных уроженцев земли мучкапской есть и портрет Михаила Григорьевича Трубачева. Участник Великой Отечественной войны, кавалер трех орденов Славы, настоящий сын своей страны, добросовестно трудившийся для ее блага многие десятилетия, ныне проживающий в городе Адлере Краснодарского края. Вот, пожалуй, тот минимум сведений, которые сразу всплывают в памяти мучкапцев, общавшихся с Михаилом Григорьевичем, при взгляде на фото своего земляка, удостоенного звания «Почетный гражданин Мучкапского района». Только его жизнь, работа, общественная деятельность не ограничивается столь узкими рамками. Она гораздо полнее, насыщеннее и поэтому может являться примером для молодого поколения как образец любви к своему Отечеству, ответственности за его судьбу, будущее людей.
  Об этом поведем мы наш сегодняшний рассказ. И далее в преддверии 65-летия Великой Победы коллектив редакции намерен подготовить серию материалов о всех полных кавалерах ордена Славы и Героях Советского Союза, прославивших свою малую родину – Мучкапский район. Многих из них уже нет с нами, но память о них жива: в книгах, архивных документах, рассказах и воспоминаниях их родных, близких. Останется она и в газетных строках. 
ОТВАЖНЫЙ  РАЗВЕДЧИК

  Красная площадь… Сердце нашей Родины… Кто из нас не мечтает увидеть ее, чтобы ощутить дух минувших времен, почувствовать свою причастность к свершениям и делам своих соотечественников? Мечтал об этом и Михаил Трубачев. И он увидел ее, эту главную площадь страны, 7 ноября 1941 года, но только… в кинохронике. Воспоминания о том у мучкапского парня особые. Белый снег, метель, звук шагов шагающих по брусчатке колонн советских воинов, уходивших с парада прямо на фронт. И взоры в сторону Мавзолея, где стоял вождь, с чьим именем шли в атаку, на смерть…

  Значительно позже М. Г. Трубачев и сам попал на Красную площадь, на Парад Победы, 24 июня 1945 года. Шагал в сводном полку Второго Украинского фронта. В строю 208 кавалеристов-казаков из Первой гвардейской конно-механизированной группы. Печатали шаг лучшие представители нашей армии и осеняло их Красное Знамя Победы. Оно же осеняло нашего земляка, других бывших фронтовиков на парадах, участниками которых они являлись в 1975, 1995, 1996, 2000 годах.

  Особенно запомнился Михаилу Григорьевичу парад в честь 50-летия Победы над фашистской Германией. Девятого мая 1995 года в колонах ветеранов пронесли Знамя Победы, штандарты фронтов, 180 знамен боевых частей, отличившихся в сражениях Великой Отечественной. В сводном полку участников былых сражений прошли делегации регионов и городов-героев бывшего Советского Союза.

  Газета «Московский комсомолец» писала: «Потряс парад ветеранов на Красной площади! Какие лица! Сколько наград! Как они маршировали, как печатали шаг!... Мы не забыли парады пионеров, парады комсомольцев, парады рабочих и колхозников. Но парада стариков, кажется, не было еще никогда и нигде».

  А какими являлись эти старики в молодые годы, судить можно по бесстрашному разведчику Михаилу Григорьевичу Трубачеву. В армии он служил с 1940 по 1946 год. В боях за Родину был дважды ранен, отмечен орденами Славы III, II и I степени, Отечественной войны I степени, медалями «За Отвагу», «За Победу над Германией» и другими.

  …Шел 1944 год. Стрелы на оперативных картах наших штабов на южном крыле 1-го Украинского фронта нацелились на Ровно, Луцк и Дубно, лежавшие в глубине обороны гитлеровцев. Именно сюда, где фрицы никак не ожидали удара, и прорвались кавалеристы. Совершая дерзкий рейд по тылам, они громили вражеские эшелоны, парализовали движение транспортных узлов и магистралей. Михаилу те бои запомнились особо, так как здесь он заслужил свою первую награду – орден Славы третьей степени. Отличился наш земляк дважды в начале февраля, когда возглавляемая им группа разведчиков, проникнув в неприятельский тыл, внезапным ударом захватила перекресток на шоссе Дубно-Луцк. Отразив несколько атак, горстка храбрецов удерживала рубеж до подхода полка. А двумя днями позже Трубачев «первым ворвался во главе взвода на окраину города Млынова, стремительной сабельной атакой, огнем из автоматов и ручными гранатами создал панику, сбил противника с занимаемого рубежа, чем способствовал успешному продвижению наступавших подразделений…» Так именно значилось в представлении бесстрашного разведчика к награде.

  Но особенно проявил себя Михаил Григорьевич в боях на венгерской и чехословацкой земле. К тому времени 50-й гвардейский полк 13-й гвардейской кавалерийской дивизии, в которой сражался и старший сержант помощник командира взвода разведки Михаил Трубачев, вошел в состав созданной конно-механизированной группы генерал-лейтенанта И. А. Плиева. Войска развивали наступление в направлении венгерского города Дебрецен. Штабу дивизии потребовалось срочно выяснить, какими силами и огневыми средствами обороняется населенный пункт Хайду-Бисерман, лежавший на пути конногвардейцев. Необходимые сведения было приказано добыть конному разъезду разведвзвода во главе с Трубачевым. Выполнив задание, разъезд на обратном пути неожиданно столкнулся с вражеской разведгруппой. Хотя наших конников было втрое меньше, они деморализовали противника: пятеро фрицев были обезврежены, трое, включая офицера, сдались. Всех участвовавших в разведке наградили, и грудь старшего сержанта Трубачева украсил орден Славы второй степени. Этим орденом Михаила Григорьевича отметили 30 января 1945 года.

  А затем были бои в Чехословакии. Широкое наступление здесь войска 2-го Украинского фронта развернули весной 1945 года. И вновь отличился разведчик Трубачев. О его умелых действиях так писал в представлении к награждению орденом Славы первой степени командир 50-го гвардейского кавалерийского Краснознаменного полка гвардии майор Кочкарев:

  «В период наступательных боев с 27 марта по 10 апреля 1945 года разведчик Трубачев обеспечил точными данными о противнике и его огневых средствах. 28 марта 1945 года при форсировании реки Нитра, на подступах к городу Нове – Замки во главе с Трубачевым был послан разъезд с задачей: разведать место переправы для полка, установить силы и огневые точки противника.

  Тов. Трубачев на подручных средствах форсировал реку, разведав все это с двумя бойцами, отправил донесение, а сам остался наблюдать за противником до прихода полка. Поставленная задача разъездом была выполнена – полк в полном составе переправился на сторону противника и с ходу под городом завязался бой. 1 апреля 1945 года разъезд Трубачева был послан разведать узел шоссейных и железных дорог в районе станции Бохонь. Со своим разъездом он пробрался к этому району. Оказалось, что противник наступления наших частей северо-западнее станции Бохонь не ожидает, требуется внезапный удар.

  Трубачев с тремя бойцами послал донесение, предупреждая об этом. Командование выслало конный эскадрон, который нанес удар по противнику и занял узел сопротивления и станцию Бохонь.

  Был захвачен эшелон: 80 вагонов с продовольствием и вещевым имуществом, 8 цистерн с горючим, 30 конно-парных повозок и другое имущество. Трубачев при этом захватил 8 человек в плен, из них одного офицера, который дал ценные сведения о противнике.

  За решительность, за умелую разведку, за мужество, отвагу Трубачев достоин награждения орденом Славы I степени».

  Награда была вручена Михаилу Григорьевичу уже после Победы, которую гвардии старший сержант встретил в Праге, на боевом коне. Кстати, в книге С. Моняка «На стыке времен» говорится о том, что в «Истории Великой Отечественной войны» есть фотография: советские конники входят в столицу Чехословакии, на переднем плане молодой кавалерист. Это наш земляк, старший сержант Михаил Трубачев…

  А затем был май 1946 года, когда недавний храбрый разведчик, демобилизовавшись, отправился в милые тамбовские края, где его ждала мирная жизнь.  

Материал подготовила

Н. МИШИНА.

(Окончание следует).