Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Материал газеты «Мучкапские новости» № 35 (9142), 31 августа 2011 г.

Не раскачать равновесие...

Никогда не думала, что буду писать на тему экстремизма и терроризма. Всегда казалось, что все эти явления где-то далеко и нас не коснутся. Но сообщение информ-агентств о взрыве в детском саду Комсомольска-на-Амуре просто выбило из колеи. Это ведь не Ближний Восток и не Афганистан, с вечно воюющими моджахедами. Это обычный российский город, где коренное население не склонно к выяснению отношений с помощью террора. Увы, как и все международное, экстремизм и терроризм не имеют ни границ, ни национальности.

   Сложно разобраться, в чем причина. Социологи и политологи видят одно, правоохранительные органы - другое, общество - третье. И пока все пытаются найти причины и пути их устранения, новостные ленты пестрят сообщениями о терактах и выступлениях обезумевших подростков.

   В общественном сознании закрепилось мнение, что нарушителями устоев являются переселенцы. Перебравшись на новое место им необходимо приспосабливаться к новым, незнакомым обычаям, ассимилироваться с местным населением, воспринимая его язык, нравы, религии, культуру и т. д. Но причиной конфликта, как правило, является не различие культур. А тот момент, когда это различие накладывается на какой-либо социальный аспект. Например, появился в деревне новый человек. Пока он живет тихо-смирно, общается, здоровается, его дети ходят в школу, местным жителям по большому счету все равно, какого он роду-племени. Внешне он соблюдает нормы, традиции деревни, или, по крайне мере, относится к ним с уважением. Но вот по деревне ползет слух, что новосел приторговывает самогоном или еще чем похуже. Слухи начинают подтверждаться фактами, и конфликт выплескивается на поверхность. Если этот человек той же национальности, что и местное население, то все может вылиться в банальный криминал. А если другой? Тогда уже на первый план выступают националистические взгляды.  Тут же появляются агрессивно настроенные люди, объединенные по этническому принципу. А дальше до экстремистских выходок один шаг.

   В нашей Мучкапской тиши нам порой кажется, что такое может случиться где угодно, только не у нас. Но вот по всем каналам нам показывают глухую деревеньку Сагру, где местные жители стали на защиту себя и своих семей. И как бы ни пытались отодвинуть в сторону национальный вопрос, увы, он просто до неприличия настойчиво рвется на первый план. Смотришь все это и  понимаешь, как хрупок современный мир, как легко раскачать его. И становится понятно, что невозможно заставить представителей разных культур жить в согласии, не заставляя меняться самим. В данном случае, не приобщаясь к культуре местного населения. И ведь даже не культурные различия раздражают людей, а вызывающее поведение и нежелание переселенцев меняться и подстраиваться под местные обычаи. Отсюда и возникающие этнические группировки, которые пытаются подмять под себя различные сферы бизнеса, властных структур, проводить дискриминационную политику. Особенно это заметно в городах.

   Сегодня в Мучкапском районе мы живем спокойно и тихо. Люди разных национальностей сосуществуют в рамках традиций и культуры Тамбовщины. В наших школах каждый класс - многонациональный. Но даже среди малышей нет-нет, да и услышишь обидные высказывания, которые из уст взрослых прозвучали бы как националистические. Дети еще до конца не понимают, о чем они говорят, но точно копируют агрессивные интонации старших. Причем взрослые в семье могут "ляпнуть" не подумавши и тут же забыть высказанное, а в сознании ребенка уже появилась "коричневая инфекция",  и если вовремя ее не пролечить, то вскоре и у нас мы сможем увидеть "беснующихся английских подростков", а там и до "Тоттенхэма" недалеко.

   Собственно от безделья и бесконтрольности в  головах подростков появляются безумные идеи. Совсем недавно один такой "свободомыслящий" не долго думая, чем себя развлечь "заминировал" здание МОУ Кировской СОШ. Юный телефонный террорист, не зная чем заполнить свое свободное время, сумел, тем не менее, занять массу народа: полицию, пожарных, медработников, учителей.

   Современные гаджеты открывают массу возможностей для общения, поиска информации, развлечений. Побродить по интернету можно практически в любой точке страны и в любое время. Ведь такую возможность предоставляют сегодня даже самые простейшие модели телефонов. В каких сетях бродят наши дети? А в какие сети их заманивают взрослые? Ведь понятно, что подростковый бунт в Англии был инициирован и контролировался кем-то из взрослых. Главное было чиркнуть спичкой, а уж переходный возраст сделал свое дело. И сегодня ясно, что не без помощи социальных сетей. В них зачастую организовываются экстремистские выходки,  планируются террористические акты. Однако в социальных сетях есть и общение, встречи друзей, здесь обсуждают литературные новинки, делятся впечатлениями от поездок, концертов звезд, пишут рефераты и даже узнают, что задали на дом. Да мало ли что еще полезного можно найти в социальных сетях.  Запрещать детям общение в интернете глупо. Если уж до такой степени ограждать от влияния, то надо запретить общаться и с одноклассниками: мало ли чему плохому научат! А вот контролировать такое общение просто необходимо. И это совсем не сложно, знать с кем и о чем "болтают" в сети и не только в сети наши дети. 

   А еще неплохо понять всем без исключения детям, а также и многим взрослым, что кроме прав  существуют еще и обязанности. Это надо знать и переселенцам, и местному населению. Зачастую, защищая права граждан, общественные организации перегибают палку то в одну, то в другую строну, поддерживая запросы сторон. То мигранты требуют социальных благ, которых не имеет местное население, испокон веков живущее на данной территории. То постоянно проживающие граждане заходят в своих правах за границы разумного. Многие читали о наших соотечественниках, которые с открытием железного занавеса переехали жить в Германию. Сколько терпения и нервных клеток стоило законопослушным немцам внушить некоторым своим обрусевшим братьям, что за социальные блага тоже надо платить, что немецкий язык - это теперь язык их общения, и что, как говорят в России "со своим уставом в чужой монастырь не ходят". Та же участь коснулась и России, когда из бывших братских республик к нам хлынул поток соотечественников.  Вот вроде и национальной розни не может быть, а конфликты, тем не менее, периодически вспыхивали.

   Так как же нам сегодня уберечь нашу спокойную жизнь от насилия? Еще со средневековых ассасинов и по наши дни нет-нет, да и появляются горячие головы, которым неймется с помощью террора захватить власть в обществе, пусть даже в размере одной деревни. Экстремизм и терроризм - это не математическая задача: выучил формулу, подставил значения  - готов ответ. Это не болезнь, когда врач выписал лекарства, и пришло выздоровление. Увы, эти явления живут в обществе по своим, не поддающимся никакой логике и здравому смыслу законам. И лишь, воспитывая детей в почитании традиций и культур друг друга, в добрососедстве и уважению к законам, можно надеяться, что в новостных лентах будут писать лишь о достижениях мучкапцев, о наших талантливых и гостеприимных людях и о том, какая прекрасная штука - жизнь!

Е. ФУЗЕЕВА.