Материал газеты «Мучкапские новости» № 38 (9145), 21 сентября 2011 г.
Здоровью реки Вороны угрожает опасность
Люди всегда селились по берегам рек. Река - это вода, пища, транспортный поток, оборонительный рубеж. О реках слагали песни, легенды, их обожествляли, им приносили жертвы.
Наша река Ворона прекрасна. Это мы знаем с самого раннего детства. Ее вода чиста, она полноводна и богата рыбой... Все так. Но сегодня, говоря это, мы должны прибавлять слово «была». Была чиста, была полноводна, была богата рыбой.
Самым сильным ударом по здоровью реки стало строительство несколько лет назад плотины на Вороне в Кирсановском районе. Тревогу вызвало резкое падение уровня воды в реке. Наблюдения за уровнем воды за прошедшие три года показали, что реке наносится во многом невосполнимый ущерб.
Прошедшим летом инициативная группа из числа жителей нашего района выехала в Кирсановский район для того, чтобы своими глазами увидеть плотину, водохранилище и оценить на месте воздействие ГТС на реку. Опустим описание красот природы. Достаточно сказать, что пришлось пройти пару километров по лесной дороге. Площадка с беседкой над рекой. Огромная свалка - видно, что место пользуется популярностью у любителей отдыха на природе. Узкий мостик над телом плотины. Перегороженная река за плотиной поднята на 4,5-5 метров. Мутная вода, затопленный лес на противоположном берегу. Сброс воды осуществляется путем обыкновенного перелива, да местами струи бьют через щели толстых деревянных плах, из которых и сооружена плотина.
В описании рек Тамбовской области сказано, что в среднем сток воды в реке доходит до 25-27 кубометров в секунду. Сброс воды плотиной по оценке наблюдателей составляет не более 4-6 кубометров. То есть, река получает в пять раз меньше воды! Ширина русла в этом месте - приблизительно 40-50 метров. При высоте плотины до пяти метров через данный участок реки ежесекундно должно проходить около 200-250 тонн воды. Эти потери невосполнимы и губительны для данного водного объекта.
В акте проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды № 98, составленном 03.07.2009 года во время проверки плотины на экологическую безопасность, указано назначение этого ГТС - снабжение населения водой. Слабый аргумент для того, чтобы оправдать повсеместное обмеление реки ниже плотины. Построена плотина была в 50-е годы 20 века. В ту пору она, по-видимому, действительно была нужна для подъема грунтовых вод, необходимых для обеспечения населения водой из колодцев, в которых уровень воды был низок. То было 60 лет назад. Сегодня же, когда в каждом населенном пункте есть водопровод, а в большинстве домовладений действуют скважины, эта проблема фактически снята. Кстати, данный акт был составлен после того, как плотина уже была построена. На проведении обследования этого ГТС настояло руководство заповедника, где пересохли многие старицы и озера, например, Кипец и Рамза. Фактически можно говорить о том, что заповедник «Воронинский» постигла экологическая катастрофа. Не избежали этого и другие районы нашей области, расположенные ниже по течению Вороны - мелеют, а то и совсем пересыхают лесные озера и старицы, исчезают места гнездования птиц, в реке - нерестилища и зимовальные рыбьи ямы, недополучают влаги поля и леса и т.д. Сегодня, как сообщили специалисты заповедника «Воронинского», представитель которого отказался подписывать вышеупомянутый акт, дающий добро на устройство плотины, уровень воды в реке упал почти на два метра! От полноводной реки не осталось ничего. Не слишком ли высока такая цена за воду в доме и на огороде? О полноводности Вороны можно забыть. Надеемся, что на непродолжительное время.
И еще вопрос. А как быть жителям территорий, расположенных ниже по течению? Почему у них должны пересыхать колодцы и высыхать посевы на полях и огородах? Ведь, как известно, плотина запирает сток не только поверхностных, но и грунтовых вод, только на площади, многократно превышающей площадь получившегося водохранилища. А значит районы, находящиеся ниже плотины, остаются лишенными живительной влаги. А истинная ли причина указана в акте комиссии? Вряд ли ради снабжения населения питьевой водой стали бы сегодня тратить немалые деньги на эту плотину. Причина, скорее, в ином. Хозяйство, чьи земли расположены в непосредственной близости к реке и по чьей инициативе и было сооружено данное ГТС, объявило этот участок земли фактически своей собственностью. Видимо, никто не препятствовал ему, коль оно взяло на себя смелость перекрыть реку. А о том, что оно собирается строить на берегах получившегося водохранилища, остается только догадываться. Кто дал право этому хозяйству столь наплевательски относиться к интересам других людей и других хозяйств?
А может в каждом районе устроить такую же плотину, да и жить припеваючи? Правда, река исчезнет. Ну да нам-то что за забота?! После нас - хоть потоп! Люди! Что мы хотим оставить своим внукам - прекрасную реку с чистой, прозрачной водой и золотыми пляжами или длинную цепь мутных, илистых прудов, заросших ряской и камышом?
Лет двадцать назад или около того браконьеры получили электроудочки, дешевые сети и другие орудия браконьерского лова. Тогда же жажда наживы и равнодушие ко всему окружающему пересилили всякое благоразумие, в результате рыбы в реке стало много меньше.
Чистота воронинской воды, похоже, также остается в прошлом. И причина тому - та же плотина в Кирсановском районе. В образовавшемся выше плотины водохранилище вода «зацвела». Поток ее, который так неохотно пропускает это гидротехническое сооружение, скатываясь до Мучкапа, не очищается. Дело в том, что обмелевшая река утрачивает способность к самоочищению. И кто знает, не превратится ли Ворона лет через 20-30 в длинное, заросшее камышом и покрытое ряской болото?
Река Ворона протекает по территории трех областей, является крупнейшим притоком Хопра. В ее пойме расположены многие памятники природы и истории. Имеет ли право кто-либо так хозяйничать на реке, являющейся народным достоянием, государственной собственностью?
Река Ворона - жемчужина России, как называли ее писатели и поэты, сегодня серьезно больна! Кто поможет излечить ее?!
Инициативная группа
жителей района.