Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Газета "Тамбовская ЖИЗНЬ" № 76 (25498). 02.06.2010 ПО МАРШРУТУ СЛУЖИЛЫХ КАЗАКОВ

Газета "Тамбовская ЖИЗНЬ" № 76 (25498). 02.06.2010  

img8285384

 ПО МАРШРУТУ СЛУЖИЛЫХ КАЗАКОВ

В середине апреля был дан старт водному историкокраеведческому переходу от Мичуринска до Воронежа группы энтузиастов на построенном ими парусногребном судне струге — исторической копии кораблей, сходивших некогда со стапелей Тарбеевской верфи. Этот переход повторял маршрут служилых казаков до Азова.

Так было решено отметить 350 -летие строительства под селом Тарбеево (ныне Старотарбеево) Мичуринского района первой казенной судостроительной верфи.

В состав команды струга вошли работники Мичуринского завода «Прогресс» во главе с генеральным директором В. Дмитриевым и автор этих строк.

...С самого утра, подтверждая прогнозы синоптиков, зарядил мелкий дождь. Команда, погрузив в струг мешки с палатками, личными вещами и коробки с провиантом, отшвартовалась от пляжа оздоровительного лагеря аграрного университета «Родник». Поймав попутный ветер и развернув парус, струг под восторженные крики провожающих берёт курс на Тарбеевский мост, вблизи которого уже собрались горожане, чтобы полюбоваться редким для нашего времени зрелищем.

На полном ходу мы проходим под мостом, за которым нас ждёт первая остановка. Здесь у памятного знака, посвящённого строительству под селом Тарбеево первой государственной судостроительной верфи, запланировано торжественное построение, небольшой молебен и освящение судна.

Согласно летописным источникам в 1659 году в 12 верстах ниже Козлова на реке Воронеж в районе села Тарбеево была заложена верфь для строительства парусно-гребных судов, пригодных для морского хода. Согласно указу царя Алексея Михайловича Романова к навигации 1660 года надлежало построить пятьсот стругов, необходимых для нанесения удара по крымско-татарскому ханству. Руководил строительством московский дворянин Иван Романчуков.

Решение сплавляться по полой воде было принято не случайно. После прошедшего половодья уровень воды в реке ещё достаточно высок, что, конечно же, облегчает переход через многочисленные мосты, плотины и дамбы. Именно при переправах через искусственные преграды нами используется древняя технология перекладных катков, нарезанных из кругляка. Это значительно облегчает работу и позволяет экономить силы.

Первая ночёвка — на живописном берегу близ впадения в Воронеж небольшой речки Чернавы, названной так по располагавшимся некогда на её берегах торфоразработкам, отчего вода притока имеет тёмный оттенок. Лагерь, разбитый на крутом берегу, нехитрый туристский ужин. За первый день перехода нами пройдено всего 27 километров.

...По мере продвижения на север знакомые места сменяются новыми видами. Позади Тамбовская область. Неподалёку от населённого пункта Кривец, названного так по кривизне реки, нас ожидает самый сложный для переноса струга автомобильный мост, ведущий в село Преображеновка. И вновь выручают катки. С их помощью мы преодолеваем искусственное препятствие и, пройдя село, выбираем место для своей очередной ночёвки. Сегодня у одного из членов нашей дружной команды день рождения, и мы приготовили ему много добрых поздравлений и искренних пожеланий. 

На следующий день экспедиции нас ожидает ряд небольших населённых пунктов и правый приток Воронежа река Становая Ряса — высшая северная точка маршрута, от которой мы круто повернём на юг. Кроме того, у нас есть повод для оптимизма: за второй день водного перехода мы преодолели почти 43 километра.

Под районным центром Доброе река изобилует широкими плёсами, плавнями, обрамлёнными пересохшим камышом, мелким кустарником, торчащими из воды корягами, деревьями, оказавшимися в зоне разлива, омутами. Вот где проявляется искусство попеременной гребли и маневрирования. Здесь особенно важна слаженность действий, чёткость отдаваемых команд, искусность рулевого — иначе можно запросто налететь на топляк, сесть на мель и даже перевернуться.

Однако всё когда-нибудь завершается. Вот и казавшийся бесконечным водный фристайл увенчан выходом на простор. Впереди райцентр Доброе — место строительства первой петровской флотилии. Здравствуй, колыбель петровского флота! Привет тебе от старинного Козлова-Мичуринска и от Тарбеевской судоверфи.

Во второй половине XVII века здесь также получило крупный размах военное и гражданское судостроение. Для Азовского похода Петра I в 1695—96 годах добровцами и жителями окрестных сёл было построено 360 стругов. Помимо самих судов, тут изготовлялись и различные корабельные снасти, в том числе якоря. О событиях тех далёких лет сегодня напоминает памятный знак, установленный на центральной набережной населённого пункта.

…За третий день пути мы прошли 52 километра. Примерно такое расстояние нам потом удавалось преодолевать ежедневно. Позади новые водные преграды — подтопленные полой водой мосты и перекаты, а также сёла Каликино, Большой Хомутец, Богородицкое, Панино. Впереди по ходу движения нас ждут Ильино, Жёлтые Пески, Воскресеновка, Ситовка, Ссёлки, а уж за ними — столица соседней области — город Липецк. 

Предместья Липецка — места весьма живописные. Справа нас сопровождает высокий берег; левый — полог и лесист. После впадения Матыры река становится заметно полноводнее. А уж за Липецким мостом, главной автомобильной артерией, связывающей Тамбов и Мичуринск с соседним областным центром, — река Воронеж, подпитанная водами левого притока, демонстрирует норов во всей красе. Это уже не тихая речушка, лениво катящая свои воды среди лесов и полей. Это великая русская река, сравнимая с Доном. Грести приходится с неимоверным напряжением, с оттяжкой, споря с ветром, который запросто не только останавливает течение, но и пытается повернуть его вспять. Мы ведем струг к главному городскому пляжу, где нас уже дожидаются друзья из Мичуринска и Ельца. Они специально прибыли в Липецк, чтобы поприветствовать обветренных и обгоревших на речных просторах первопроходцев, впервые повторяющих за последние 300 лет водный путь из Тарбеево до Азова.

Липецкое водохранилище. Нам, сухопутным жителям Центрального Черноземья, не избалованным водными просторами, оно представляется своеобразным морем, простирающимся вдоль областного центра на десять километров и оканчивающимся плотиной, которую практически не видно с воды. Во время нашего перехода перепад верхнего и нижнего уровней составлял тут около полуметра. Летом же разница в уровне гораздо выше. Вот где в очередной раз подтвердилась правильность принятого решения сплавляться по полой воде. 

За посёлком Ленино вновь начинаются живописные берега. Одно из достопримечательных мест нашего маршрута — село Боринское, стоящее в стороне от реки, основанное в 1693 году.

Неподалёку, на правом берегу Воронежа, раскинулось село Троицкое, основанное в 1630 году. Согласно сохранившейся переписной книге 1646 года оно упоминалось как слобода при селе Романово Городище. Позже здесь был возведён Троицкий храм, давший затем населённому пункту такое название. И эти места хранят память о морской славе России. Именно здесь с середины XVII века также изготавливались струги и дощатники для донских отпусков — казачьих посылок, заключавшихся в отправке денег, сукна, пороха, свинца, вина и хлеба для раздачи за службу донским казакам, выполнявшим обязанности по охране государственных границ. Только по весне 1673 года со стапелей Романова Городища было спущено 30 небольших судов.

Недалеко от села Троицкого нам впервые удаётся встать под парус. Непередаваемое ощущение. Поймав попутный ветер, словно набрав в лёгкие воздуха, огромное полотнище придаёт судну ощутимое ускорение. Начинает крениться и потрескивать мачта, от бокового ветра струг слегка заваливается на правый борт...

Проскочив очередной автомобильный мост и потеряв из виду главное русло, мы со всего хода вспарываем мелководье. Чиркнув килем по дну, судно, качнув бортами, замирает. Мы на мели. Но сход с мели нами давно отработан. Часть команды, вынув из уключин вёсла, отталкивается ими от дна, те же, кто в сапогах, раскачав струг, выводят его на большую воду. 

Наш поход продолжается. Впереди Рамонь — знаменитая петровская верфь, где в 1711 году под руководством капитан-лейтенанта Витуса Беринга был построен 14-пушечный бриг «Теймолар». На нём легендарный датчанин спускался по Воронежу в Дон и выходил в Азовское море. А уж от Рамони рукой подать до Воронежа — главной цели нашего путешествия. Здесь на воронежских верфях впервые в истории был создан регулярный российский военный флот. Только в период с 1696 по 1711 год со стапелей Воронежского адмиралтейства сошло около 215 кораблей, благодаря чему России удалось завоевать крепость Азов, а впоследствии заключить мирный договор с Турцией для начала войны со Швецией. Любопытная деталь: после завоевания Азова была образована Азовская губерния, к которой, кстати, сразу же и были приписаны не только наш старинный Козлов, но и Лебедянь, Борисоглебск, Тамбов, Усмань и Шацк.

…Зачем вам это надо? Признаться, и до и после похода мне не раз доводилось слышать этот вопрос. Многим до сих пор непонятно, какие жизненные обстоятельства могут сорвать человека с насиженного места и бросить в объятия неизведанного: тяга к приключениям, жажда новых ощущений, авантюризм?

Одно дело — изучать прошлое родного края по книгам в тиши учебной аудитории, другое — быть свидетелем развития истории, прикасаться к живым памятникам материальной и духовной культуры. Такие жизненные уроки не забываются. Необходимо помнить и то, что предпринятая нами попытка — лишь приблизительная реконструкция тех далёких событий. У наших предшественников не было современных приборов навигации и связи, они были ограничены в провианте, да и экипировка тех лет не позволяла им чувствовать себя в дальнем походе комфортно. Тем более ещё ярче представляется нам беспримерный подвиг первых покорителей бескрайних водных просторов. Понимание это приходит через пот, мозоли, усталость... 

На протяжении всего пути нам встречались люди, с удовольствием помогавшие в переносе струга через различные преграды. Проезжавшие мимо автомобили приветствовали нас гудками, играющие на берегах дети с удовольствием махали руками, провожая долгим заинтересованным взглядом впервые увиденный ими чудо-корабль.

Выходит, большинству из них небезразличен наш историко-краеведческий переход. Так, в селе Карачун, что в Воронежской области, мы познакомились с местным жителем, назвавшимся Владимиром Ивановичем. Более тёплый приём трудно себе представить. Значит, предпринятая нами попытка способна стать катализатором многих душевных устремлений, послужить примером для развития просветительской деятельности.

Наш переход не был спонтанным. Подготовка к нему проводилась на протяжении последних трёх лет. А началось всё с идеи, поданной начальником комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации Тамбовской области М. Белоусовым. Её поддержал и развил генеральный директор завода «Прогресс» В. Дмитриев. Уже затем были поиски старинных чертежей, размещение заказа на строительство струга в Карелии, участие в двух речных регатах самодельных лодок, знакомство с членами Елецкого военно-исторического клуба «Копьё».

По мнению всех участников экспедиции, только так и нужно по-настоящему постигать историю родного края. Лишь впитав в себя всю её самобытность, ощутив свою сопричастность к событиям давно минувших лет, можно осознать себя частью великой страны, имя которой Россия. 

Михаил БЕЛЫХ.

Лауреат премии Союза журналистов России.

Мичуринск—Воронеж—Мичуринск.