Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Газета "Тамбовская ЖИЗНЬ" № 77 (25499). 04.06.2010 «УЧИТЕЛЬ НА ВОЙНЕ»

Газета "Тамбовская ЖИЗНЬ" № 77 (25499). 04.06.2010 

«УЧИТЕЛЬ НА ВОЙНЕ»

Так назывался областной конкурс, прошедший в рамках интернет проекта «Учитель нашей новой школы», реализуемого в Год учителя управлением образования и науки области и Тамбовским областным институтом повышения квалификации работников образования. Об учителях, сражавшихся на фронте, работавших в госпиталях, в тылу выполнявших в военное время великую миссию учителя, нынешним педагогам и их ученикам предложили рассказать организаторы конкурса — кафедра гуманитарных и социально экономических дисциплин и кафедра преподавания естественно математических дисциплин упомянутого института.

Оргкомитетом принимались индивидуальные и коллективные проекты. На первом заочном этапе поступило 54 работы, в их подготовке участвовали 94 человека из различных образовательных учреждений области. В финал попали 14 лучших исследовательских работ, подготовленных 39 участниками. Они выступили перед жюри в ходе очного тура. 

— Восстановить забытые имена героев войны и тыла, беззаветно отдававших все свои силы ради победы над врагами, — долг каждого, — говорит об актуальности конкурса заведующая кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин института Т. Мирзаева. — Важно, чтобы мы помнили об учителях, которые не только учили детей любить Родину, но и своей жизнью показывали пример жертвенного героизма ради сохранения мира и счастья будущих поколений. Конкурсные материалы продемонстрировали глубину понимания учителями проблемы духовно-нравственного воспитания школьников. Все проекты представляли собой серьезные плоды интеграции усилий педагогов и учащихся для раскрытия темы подвига тамбовского учительства в военные годы. Материалы подготавливались при активном использовании современных педагогических технологий. Все проекты были информативно насыщены, обладали большим воспитательным потенциалом, эстетически привлекательны и эмоционально убедительны. С большим трудом жюри выделило лучшие из лучших работ.

— Конкурс превзошел все наши ожидания! — продолжает доцент этой же кафедры кандидат филологических наук С. Федотова. — Столько людей откликнулось! Столько педагогов и детей объединились одной идеей — найти любую информацию, собрать по крупицам сведения о судьбах учителей Тамбовщины, прошедших дорогами войны. Каждое исследование — это открытие, каждый конкурсный проект — это победа. Победа искренности над чёрствостью, теплоты душевной над жестокостью и равнодушием. Интерес в глазах детей к истории, к судьбам односельчан — это тоже победа. Возможность прикоснуться к настоящему фронтовому письму, наградам, документам — это чудо. Слёзы ветеранов от встреч с детьми — это радость. А сколько забытых имён вновь открыто! Благодаря творческим и исследовательским усилиям учащихся и педагогов в проектах «ожили» имена более 70 учителей Тамбовщины, участвовавших в сражениях или продолжающих выполнять свой высокий педагогический долг на рабочем месте. Нам были представлены видеоинтервью с ветеранами, архивные материалы, блоги, сайты... Чувствовалось, что конкурсанты не для галочки, а с энтузиазмом, большой любовью и тщательностью восстанавливали биографии педагогов, наших земляков, живших и трудившихся в военные и послевоенные годы. Каждая судьба неповторима. Кто-то, недоучившись в пединституте, ушел на фронт, а по возвращении с войны продолжил учебу и стал педагогом; кто-то уже состоялся как учитель и ушел на фронт вместе со своими учениками.

Основную работу по сбору информации провели школьники. А их педагоги выступили координаторами и организаторами. Диплом I степени получили сосновцы, авторы проекта «Учитель в бою, учитель в тылу» — педагоги сосновской средней общеобразовательной школы № 2 — учитель русского языка и литературы В. Васильева, учитель географии Т. Лукина, учитель биологии Н. Топоркова. Они собрали не только архивные материалы, но и представили интервью с ветеранами, интереснейшие истории об учителях.

Дипломы II степени получили авторы трех проектов: «Я помню, я горжусь» (коллектив учителей Кузьмино-Гатьевской средней общеобразовательной школы Тамбовского района — заместитель директора по научно-методической работе Г. Бутикова, заместитель директора по научной работе Н. Крючкова, учителя начальных классов С. Конкина и Т. Маригода); «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени» (коллектив учителей никифоровской средней общеобразовательной школы № 1 — учитель русского языка и литературы Н. Добрынина, учитель истории и обществознания С. Медведева, учитель математики И. Муравьева, учителя русского языка и литературы Т. Недобежкина и Т. Чуканова); «Учитель! Даже через много лет зажженный вами не погаснет свет!» (учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы № 4 города Котовска С. Самарина). 

Дипломы III степени также получили авторы трех проектов: «Место учителя — не на войне» (коллектив учителей Покрово-Пригородной средней общеобразовательной школы Тамбовского района — учитель русского языка и литературы О. Воронова, учитель географии Г. Дворяшина); «Учитель на войне» (коллектив преподавателей приборостроительного колледжа города Тамбова — преподаватель экологии Н. Подъяблонская, преподаватель иностранного языка И. Горбачева, преподаватель информатики О. Кондратьева, преподаватель истории А. Подъяблонская); «Сохраним память о нашем учителе-фронтовике» (учитель информатики и математики Большекуликовской средней общеобразовательной школы Моршанского района Н. Набережнова).

Авторы еще семи проектов, вышедших в финальный тур конкурса, получили благодарственные письма от управления образования и науки области.

Людмила СОКРУШАЕВА.