Газета "Тамбовская жизнь" № 124(25546) 31.08.2010 ОБРАБАТЫВАЙ ЗЕМЛЮ ИЛИ ОТДАЙ ЭФФЕКТИВНОМУ ХОЗЯИНУ!
Газета "Тамбовская жизнь" № 124(25546) 31.08.2010
ОБРАБАТЫВАЙ ЗЕМЛЮ ИЛИ ОТДАЙ ЭФФЕКТИВНОМУ ХОЗЯИНУ!
О том, что изменилось в региональном законодательстве, регулирующем сферу АПК и природопользования, в первом полугодии 2010 года, о важнейших законопроектах, с которыми работали депутаты аграрии, мы беседуем с председателем комитета областной Думы С. Конновым.
- Традиционно начну с общей информации о работе нашего комитета. За период пленарной сессии с января по июль мы провели шесть заседаний, на которых рассмотрели 37 вопросов, в том числе 12 нормативных правовых актов. Десять из этих законопроектов были вынесены на рассмотрение областной Думы. Необходимость корректировки некоторых законов, например, «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Тамбовской области» была вызвана изменением федерального законодательства. В частности, были внесены существенные изменения в Лесной кодекс России, касающиеся вопроса использования лесов для ведения охотничьего хозяйства. Отдельные из рассмотренных вопросов были связаны с актуальными проблемами, стоящими перед аграрным сектором области. Накануне посевной на заседании нашего комитета обсуждался ход подготовки к весенним полевым работам. Депутаты очень подробно рассмотрели проблемы обеспеченности хозяйств семенами, техникой, горюче-смазочными материалами, состояние озимых, потребности в кредитных ресурсах. Хотелось бы подчеркнуть, что законодательная поддержка местных сельхозпроизводителей - это главное в нашей работе.
- В нашей области уже не первый год ведется планомерное возвращение в оборот залежей, но нерадивые хозяева земельных участков еще не перевелись. Существуют ли законодательные меры борьбы с ними?
- Актуальности эта проблема действительно не теряет. Но в этом году Закон «О регулировании земельных отношений в Тамбовской области» был дополнен положениями, которые позволяют подавать в суд иски на недобросовестных владельцев сельхозугодий. Если земля не используется по целевому назначению и это зафиксировано в акте муниципального контроля, можно в судебном порядке заставить собственников использовать ее по целевому назначению или в принудительном порядке изъять сельхозугодья.
Данное изменение, внесенное в текст закона о регулировании земельных отношений, было не единственным. Для приведения областного законодательства в соответствие с федеральным и, в частности, с Земельным кодексом РФ в составе земель сельхозназначения были выделены сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья. К первым относятся ценные и плодородные земельные участки, состоящие из пашни, сенокосов, пастбищ, многолетних плодовых насаждений. Ко вторым - земли, занятые дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, зданиями и строениями, предназначенными для производства, хранения и первичной переработки сельхозпродукции, а также оврагами, болотами. В областной закон была также введена новая редакция статьи о предельных размерах земельных участков, что позволило устранить возникающие проблемы при постановке их на государственный кадастровый учет, а также регистрацию прав на них.
- Контроль исполнения уже принятых нормативных правовых актов - тоже часть вашей работы?
- Это так. В первом полугодии в центре внимания нашего комитета была эффективность использования средств областного бюджета, направленных на реализацию программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и программы развития пилотных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств.
Можно констатировать, что финансовая поддержка хозяйств из регионального бюджета, а в прошлом году она превысила 730 миллионов рублей, стала действенной мерой помощи нашим сельхозпроизводителям. Подтверждением финансовой устойчивости сельхозпредприятий является рост заработной платы, который составил 30 процентов. Очевидным результатом поддержки свиноводства считаю увеличение поголовья свиней более чем на 40 процентов. Внимание руководства нашей области к нуждам сельхозпроизводителей не осталось незамеченным на федеральном уровне. Объем средств, полученных из федерального бюджета в 2009 году, вырос в полтора раза по сравнению с предыдущим годом и составил почти полтора миллиарда рублей.
- Есть ли проблемы, которые не удалось решить, даже несмотря на такой объем финансовой поддержки аграрного сектора?
- К сожалению, есть. Недостаточно внимания уделяется агрохимической мелиорации земель. Чтобы предотвратить закисление почв, необходимо ежегодно проводить известкование на площади не менее 40 тысяч гектаров. Но из-за нехватки средств сельхозпредприятия охватывают мелиоративными работами не более 7 тысяч гектаров своих угодий.
Зона нашего первоочередного внимания - это сокращение поголовья крупного рогатого скота. По данным на 1 июня 2010 года, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах области сократилось на 4 процента, коров - на 7 процентов. При норме потребления молока 380 килограммов в год производство молока в расчете на душу населения у нас составляет немногим более 200 килограммов. Надежды на решение этой проблемы мы связываем с реализацией двух программ - развития пилотных молочных ферм и развития молочного скотоводства и увеличения производства молока. В нашей области построены первые шесть ферм на 24 коровы каждая, произведены первые 45 тонн молока. Второй этап предполагает строительство ферм на 100 голов. Конечным результатом реализации областной целевой программы должно стать строительство 60 семейных молочных ферм, создание почти пятисот новых рабочих мест, увеличение производства молока и рост поголовья коров. Проблемы со сбытом продукции должен решить Бондарский сырзавод, выкупленный в областную собственность. На этом предприятии сегодня ведется масштабная реконструкция.
- Сергей Степанович, над какими еще важными законодательными актами работали депутаты вашего комитета во время прошедшей пленарной сессии?
- Выделю вопросы экологии, потому что сохранение природного наследия крайне важно. По рекомендации нашего комитета областная Дума приняла Закон «Об особо охраняемых природных территориях Тамбовской области». Этот документ устанавливает требования по охране атмосферного воздуха, по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений, по охране зеленого фонда городских и сельских поселений на территории области, распределяет полномочия между ветвями власти в области охраны окружающей среды. Также законом введены дополнительные экологические права. Так, гражданам и общественным организациям предоставлено право обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления за полной и достоверной информацией о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, а также о фактах хозяйственной деятельности, которые создают угрозу окружающей среде и здоровью населения.
Елена КРАДИНОВА.