Газета "Тамбовская жизнь" 13.09.2013 Она осталась в истории
"Тамбовская жизнь", 13.09.2013
Она осталась в истории
Осталась вечно юной, гордой, несгибаемой.
И никакие юбилеи — 50-летие, 90-летие — не состарят память о ней. Но могут сыграть злую шутку с новыми поколениями, для которых Великая Отечественная война уже такая же глубокая древность, как Куликовская битва. А подвиг юной девушки в кровавой бойне Московской битвы 1941 года молодыми осмысливается с нынешнего сытого и, слава богу, мирного времени. Оттого некоторыми забываются многие факты биографии Зои Космодемьянской и, что самое страшное, уничижается её поступок.
Бесспорно, в той грязной информационной шумихе 1990-х, когда подвиг Зои некоторые вообще хотели объявить преступлением — мол, жгла избы мирных жителей, и нынешние дебаты молодых в Интернете (читаешь, и сердце холодеет) — всё это производные от официальных недомолвок, засекречености многих документов.
Сколько понадобилось десятилетий, прежде чем мы узнали о приказе Сталина № 0428 от 17 ноября 1941 года! Он был рассекречен совсем недавно. И в нём говорится: «Лишить германскую армию возможности располагаться в сёлах и городах, выгнать немецких захватчиков из всех населённых пунктов на холод в поле, выкурить их из всех помещений и тёплых убежищ и заставить мёрзнуть под открытым небом. Разрушать и сжигать дотла все населённые пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40—60 километров в глубину от переднего края и на 20—30 километров вправо и влево от дорог. Для уничтожения населённых пунктов в указанном радиусе действия бросить немедленно авиацию, широко использовать артиллерийский и миномётный огонь, команды разведчиков, лыжников и диверсионные группы, снабжённые бутылками с зажигательной смесью, гранатами и подрывными средствами».
Правда войны всегда неоднозначна. Можно понять жителей, у которых были сожжены дома. Но, если подумать, каким был бы ход московской битвы, если бы фашисты могли спокойно ночевать в тепле и хорошо питаться? Для того чтобы у оккупантов горела земля под ногами, и была создана особая диверсионная бригада под руководством Артура Спрогиса, в которую среди других комсомольцев-добровольцев попала и Зоя Космодемьянская. Так что, как утверждают практически все письменные и интернетовские справки о Зое, никакой партизанкой она не была. Космодемьянская с первых дней в армии числилась красноармейцем диверсионно-разведывательной группы штаба Западного фронта. Это же утверждает и ветеран фронтовой разведки А. Федулина, которая очень хорошо знала Зою. Кстати, она переписывалась и с создателем музея в Борщёвке Тамбовского района, посвящённого Зое Космодемьянской, его директором Л. Шебуновой и рассказала всю правду о Зое Космодемьянской. Александра Потаповна и сегодня активно сотрудничает с московскими СМИ. Но вот на днях читаю в «Российской газете» об открытии памятника героине Великой Отечественной в Рузе. И вновь автор называет Зою партизанкой. Обиден и тот факт, что и автор, да и все выступавшие на митинге, напрочь забыли, что Зоя Космодемьянская родилась на Тамбовщине в селе Осино-Гай. В их речах она москвичка, московская школьница... Впрочем, и во многих биографиях, и даже на образовательных сайтах Интернета та же картина. Поэтому немудрено, что молодое поколение многого не знает.
Но есть и положительная тенденция: основная злопыхательская «пена» 90-х к сегодняшнему дню исчезла. И всё больше и больше пытливых умов хотят разобраться, осмыслить историю. Вот они-то восхищаются подвигом Зои Космодемьянской, называя её русской Жанной д,Арк. Ведь как оскорбительно звучит: «По легенде Зоя, стоя под виселицей, призывала воевать против фашистов». Что за легенда? Есть документы, есть воспоминания очевидцев пыток и казни героини. Её стойкость действительно потрясла и фашистов, и жителей села Петрищево, где казнили Зою. Несмотря на жесточайшие многочасовые пытки Космодемьянская не только никого не предала, но и смогла гордо взойти (хотя до виселицы обессилившую девушку буквально волокли) на свой эшафот, продолжая воевать, призывая собравшихся жителей села бороться с фашистами, а самим оккупантам предрекая смерть.
Хочется тем, кто сегодня не верит в возможность подобного подвига, посоветовать познакомиться с дневниками и записными книжками Зои Космодемьянской. Думаю, не многие люди ныне выписывают для себя цитаты из Шекспира, Салтыкова-Щедрина, Гёте и других великих, как это делала Зоя. А эта девушка в 1941 году записала себе в тетрадку слова Салтыкова-Щедрина: «Люблю Россию до боли сердечной» и гётевские строчки: «Рвусь в боевой пожар,/ Рвусь я к борьбе».
Вот таким гордым и несдающимся останется в памяти наш осиногаевский журавлик. Сегодня он в бронзе «летит» над тамбовской землёй. О Зое рассказывают музеи в Осино-Гае Гавриловского района и в Борщёвке Тамбовского района. И что самое обнадёживающее — посетителей этих музеев становится всё больше и больше.
Маргарита МАТЮШИНА.