Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Газета "Тамбовская жизнь" 24.08.2011 Свет ржаного колоса

Газета Тамбовская жизнь", 24.08.2011

2011-08-24-Palachev

 Свет ржаного колоса

Порой бывает так: заговоришь с незнакомым человеком - будь то на вокзале или в поезде - и уже через несколько минут кажется, что ты знаешь своего собеседника много лет. Но случается и иное: с кем­-то вроде уже и пуд соли съел, а все равно человек этот для тебя чужим остается.

ДИРЕКТОР общества с ограниченной ответственностью «Мучкап­-Нива» Федор Ефимович Палачев относится к первому типу людей, рядом с которыми, как говорится, мудрить не надо, да это и не получится. Крестьянская простота у Палачева — выходца из многодетной сельской семьи — совсем не та, которая хуже воровства. Простота эта — в уважительном отношении к окружающим его людям. Федор Ефимович как никто другой знает, что доброе слово дороже денег, особенно для жителей российской сельской глубинки, которые всегда выживали и выживают, надеясь только на свои силы, а не на силу золотого тельца.

Далеко не каждому руководителю сельхозпредприятия удается найти дорогу к сердцам своих подчиненных. А у Федора Ефимовича Палачева — человека, прямо скажем, с фамилией не такой уж и благозвучной — это получается. Наверное, потому в народе его и зовут просто Ефимычем.

Даже в перестроечное время не часто случалось так, чтобы сразу пять сельхозпредприятий объединялись в одно. В Мучкапском районе восемь лет назад подобное событие произошло. А базовым производственным подразделением для этого объединения стал сельскохозяйственный производственный кооператив «Шапкинский», на капитанском мостике которого в то время стоял Палачев. На тот момент Федор Ефимович уже проработал там почти двадцать лет. Начинал рядовым агрономом, потом возглавил агрономическую службу хозяйства, а в 1997 году стал его руководителем. И вот теперь снова труженики нового укрупненного сельхозпредприятия дружно проголосовали за Палачева и дали ему наказ — сделать все возможное для того, чтобы они не потеряли возможность трудиться на родной земле и зарабатывать себе и своим семьям на жизнь.

Но легко слово молвить — труднее с колен подняться. Это Палачев понял еще в конце девяностых годов, когда возглавил коллектив сельскохозяйственного производственного кооператива «Шапкинский». В его сейфе тогда даже тараканов не водилось. Долги по зарплате огромные. На зерноскладе — ни пшенички: сеять нечем. А ведь для сева, кроме семян, требуются и горючее, и техника. О тех временах Палачев вспоминать не любит: один Бог знает, как тогда шапкинцам удалось провести посевную кампанию. Федор Ефимович разрывался между мастерской и полем, мотался по соседним хозяйствам и районам с протянутой рукой. Ему верили, а потому и помогали. Усилия Палачева и членов сельхозкооператива привели к положительному результату: поля были засеяны.

Все мы родом из детства. Именно тогда закладываются основные черты характера каждого человека. В крестьянской семье Палачевых воспитывалось пятеро детей. Федор появился на свет вторым после старшей сестры, а вслед за ним родились еще две сестренки и братишка. Впечатления от детства у Федора Ефимовича остались самые яркие. В памяти отложилось многое. И первая рыбалка на речке Сухой Карай, когда на кукане, сделанном Федором из простой катушечной нитки и спичек, трепыхались выловленные на навозного червя окуньки, плотвички да пескарики. И работа на току, когда усталый мальчишка любовался ворохами золотистого зерна, в которых пряталось заходящее солнце. И первый заработанный рубль, потраченный на розовые конфеты­-подушечки, которые сельская продавщица высыпала Федору прямо в картуз.

В его родном селе 2­-я Варваринка сельчане жили бедно, но дружно. Двери в домах на ночь не запирались. Варваринцы всегда были вместе — и в беде, и в радости. Счастьем в семье тогда считались здоровые ребятишки, краюха хлеба да кринка парного молока на столе. Уму­-разуму Федора учили мать с отцом, взрослые односельчане да школьные педагоги. Десятый класс Палачев оканчивал в Сергиевской средней школе имени Героя Советского Союза Ивана Тимофеевича Любушкина. Мучкапская земля дала Родине нескольких кавалеров «Золотой Звезды». Федор Палачев зачитывался книгами, в которых рассказывалось о Великой Отечественной. А настоящий запах пороха он ощутил в башне танка, на боевых стрельбах, когда выпускник Мичуринского сельскохозяйственного института Палачев оказался в армейских рядах. Танкист Палачев нес службу в составе Северной группы советских войск в Польше. И по сегодняшний день хранит Федор Ефимович в сейфе, который стоит в его служебном кабинете, танкистский ребристый черный шлем и зеленую стальную солдатскую каску как напоминание об армейских буднях.

Мичуринский сельскохозяйственный институт выпускник средней школы Федор Палачев выбрал не случайно. Он уже тогда даже и не мыслил себя без работы на родной земле. В вуз на агрономический факультет сельский парнишка поступил, как говорится, с первого захода. Науку агрономическую впитывал как губка, старался вникнуть в суть вещей, определяя стержень проблемы. Может быть, потому Палачев и стал самодостаточным специалистом, умеющим разруливать самые сложные ситуации, связанные с организацией работы на земле.

Шутка ли сказать: сегодня под началом Палачева находится шестнадцать тысяч гектаров сельхозугодий. Высоким плодородием, к сожалению, они не отличаются. Да и сам Мучкапский район считается зоной рискованного земледелия — южные суховеи да пыльные бури тут гости частые. К тому же в последние годы стали сюда наведываться стаи саранчи. Главная задача руководителя «Мучкап­-Нивы» — по-­хозяйски распорядиться землей. Сделать это в условиях нынешнего хаоса и анархии в сельхозпроизводстве не так­-то просто. И рынок в этом случае подмогой для сельхозпроизводителей не является. Палачев считает, что давно настало время вводить в аграрном секторе российской экономики плановую составляющую. Государство должно заранее определять, какое количество той или иной сельхозпродукции будет необходимо получить в стране в том или ином году и по каким гарантированным ценам. Отсюда вытекают и квоты на ее производство в каждом регионе. Тогда российские крестьяне перестанут тыкать пальцем в небо и становиться перед фактом перепроизводства той же сахарной свеклы. Ведь каждую осень звучат предложения: взять да и собраться вместе сельхозпроизводителям и переработчикам сырья и на этой встрече определить, какие площади в зонах того или иного сахарного завода выделить под свекловичные плантации и по какой средней цене будут закупаться сладкие корни. Но не тут­-то было. Переработчики эти предложения игнорируют, прячась за высокими заводскими заборами. А сельхозтоваропроизводители по весне оказываются в положении азартных игроков, которые надеются только на удачу. Но удача эта может и не выгореть. В нынешнем году у Палачева свекловичные плантации занимают восемьсот двадцать гектаров. Исходя из общей площади сельхозугодий, в «Мучкап­-Ниве» могли бы и нарастить объем производства сахарной свеклы. Но куда девать полученную продукцию? Палачев и так уже возит свекловичные корни на перерабатывающие предприятия соседних областей. Но и там ведь возможности переработчиков, как говорится, не безмерные. Трудно прогнозируемая ситуация сейчас и на зерновом рынке. При большом урожае зерна цена его сможет опуститься ниже себестоимости полученной продукции. А себестоимость эта движется только в одну сторону — в сторону увеличения. Дорожают и энергоносители, и средства защиты растений. За те же гербициды и пестициды приходится выкладывать огромные суммы. Но без этого не обойтись. Иначе «зеленый пожар» да болезни и всякие букашки­ таракашки, которых нынешним летом расплодилось видимо­невидимо, погубят все посевы.

Федор Ефимович Палачев убежден в том, что государство обязано умерять аппетиты энергокоролей, а также производителей минеральных удобрений и средств защиты растений. В противном случае о расширенном воспроизводстве в отечественном аграрном секторе не может быть и речи. Не дело это, когда нефтяники, газовики, энергокомпании­-монополисты вытягивают последние соки из аграриев. Прошлый засушливый год показал, что без запаса прочности крестьянам не выжить.

Последствия страшнейшей прошлогодней засухи, когда на полях «Мучкап­-Нивы» трескалась земля, эхом отозвались и в году нынешнем, когда небесной влаги оказалось вновь недостаточно. Дожди здесь были редкими и слабыми. Кстати, Палачев предвидел такое положение дел и потому с ранней весны бросил все силы на то, чтобы максимально сохранить влагу в почве. За посевами в сельхозпредприятии ухаживали тщательно, вели активную борьбу с болезнями и вредителями растений. В условиях недостаточного количества влаги в почве урожайность зерновых в «Мучкап­-Ниве» в среднем составила 25 центнеров с гектара. А на отдельных полях каждый гектар озимой пшеницы дал по 40 и более центнеров высококачественного зерна. Не подвел и горох. Его средняя урожайность — 25 центнеров с гектара. Прошлой осенью Палачев рискнул и засеял значительную площадь озимых элитой. Она не подвела. Сегодня в наличии в «Мучкап-­Ниве» имеется более 1200 тонн семян озимой пшеницы первой репродукции. За этими семенами в хозяйство уже едут не только из разных уголков нашей области, но и из других регионов. В хозяйстве еще не подведены окончательные итоги уборки зерновых и зернобобовых культур, но Палачев уверен, что валовой сбор зерна в «Мучкап­-Ниве» составит свыше 15 тысяч тонн. Цифра весомая.

Руководитель сельхозпредприятия убедился на собственном опыте, что залог успеха в любом деле — это отношение людей к порученному делу. Коллектив хозяйства, которым руководит Палачев, можно смело назвать молодым. Средний возраст тружеников составляет сорок лет. И большинство из них обладает весомым багажом теоретических и практических знаний. Да иначе и быть не может: ведь в сельхозпредприятии на сегодняшний день только зерноуборочных комбайнов насчитывается семнадцать штук. Десять из них — это американские «Кейсы». Три — белорусские «Полесье». Остальные — современные «Доны». И тракторов в хозяйстве хватает. Их более шестидесяти штук. Это и американские, и голландские, и отечественные машины. Да приплюсуйте к этому еще тридцать грузовых автомобилей. Такой вот солидный парк техники. И работают на ней в большей своей части молодые сельчане, в которых Федор Ефимович воспитывает бережное отношение к закрепленной технике, стремление к ее детальному изучению. Элитой механизаторского и водительского корпусов Палачев считает таких тружеников сельхозпредприятия, как А. Баландин, А. Лыков, А. Родин, В. Палачев, Н. Титаев. И такая немаловажная деталь. И комбайны, и тракторы, и автомобили в «Мучкап­-Ниве» ремонтируются в своей мастерской. Для этого есть и высококвалифицированные специалисты, и необходимое оборудование.

Немаловажно и то, что в руководящем костяке «Мучкап­-Нивы» поддерживается гармоничное сочетание молодых и опытных кадров. Со своим заместителем по производству Ю. Титаевым руководитель хозяйства проработал уже почти четверть века. А главному агроному сельхозпредприятия А. Егорову исполнилось всего тридцать лет. Палачев считает, что у этого молодого специалиста большое будущее, как и у тридцатилетнего управляющего одним из отделений А. Масликова. Последний охотно перенимает опыт у своих коллег — управляющих отделениями А. Данилина и Н. Саяпина.

Нет у Палачева в страдную пору, как говорится, ни выходных, ни проходных. В «Мучкап-­Ниве» уже начинается уборка сахарной свеклы. Через пару-­тройку недель техника выйдет на плантации подсолнечника и кукурузы, которую в хозяйстве выращивают на зерно. И с севом озимых надо поторапливаться. Они займут в хозяйстве четыре тысячи гектаров. И все же у Федора Ефимовича Палачева есть две отрады, которым он посвящает свои редкие свободные минуты. Прежде всего это любимые внуки — Федор, Дарья да Антон — и рыбалка. В своих внуках дед, как говорится, души не чает и старается общаться с ними как можно чаще. В них он видит продолжение судьбы своего крестьянского рода, корни которого уходят в глубокое прошлое мучкапской земли. Бывают и такие редкие моменты, когда Федору Ефимовичу удается взять в руки спиннинг и сплавиться на лодке вниз по Вороне, чтобы на песчаных перекатах поохотиться на чернохвостых красавцев-­голавлей. Ефимыч любит смотреть, как проносятся мимо бортов лодки светлые речные струи, в которых растворен золотистый цвет солнечных лучей. И тогда ему кажется, что и прожитые в каждодневном труде годы — это река судьбы, которую безо всякой натяжки можно назвать счастливой. Рыжеволосый добрый русский мужик Федор Палачев счастлив тем, что растит хлеб и дает возможность людям согреваться волшебным светом ржаных колосьев, дающих силу и веру в будущее.

Александр ФУРСОВ.

Мучкапский район.